Как вернуть престиж врачу?

Как вернуть престиж врачу?

Сегодня у нас в гостях министр здравоохранения области, доктор медицинских наук, профессор Челябинской медакадемии Виталий ТЕСЛЕНКО. Мы попросили его ответить на самые частые вопросы наших читателей.

- Виталий Ремович, нас постоянно спрашивают, когда откроется Челябинский федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии, о котором мы пишем уже два года?

- Наконец-то могу сказать, что уже ничто не мешает его открытию. Главный врач центра, главный кардиохирург области Олег Лукин оформляет документы на лицензирование. В ноябре должны начать работу взрослая и детская поликлиники этого центра. На сегодняшний день лист ожидания на сердечно-сосудистые операции составляет более 2,5 тысячи южноуральцев. Специалисты поликлиники кардиоцентра будут проводить дополнительную диагностику и обследование, соответствует ли пациент плановой операции, в каком объеме она должна быть сделана, каков состав оперирующей бригады, решать, когда вписать больного в график. Оперировать необходимо начать до нового года.

- Спасибо за долгожданную новость! Может быть, вот-вот откроются и все новые подразделения окружного онкологического центра?

- Стоит самокритично заметить, что с вводом в эксплуатацию онкодиспансера мы подзадержались. Разработчики этого проекта рассчитывали завершить его за два года, как и зарубежные варианты. А тут законодательство Российской Федерации вносит массу ограничений по использованию фармпрепаратов, радиационных технологий и т.д. еще на этапе строительства. Поэтому считаю, что предыдущий министр здравоохранения области Виктор Шепелев, на которого завели уголовное дело, не виноват. Видно по документации: все, что было возможно, сделано. Другое дело - надо было своевременно информировать федеральное руководство, выделившее огромные средства, об объективных трудностях. Потому что здесь очень долгий процесс лицензирования. Конечно, и организационные нестыковки были, ведь все нужно рассчитывать ювелирно. Сегодня в области завершила работу московская комиссия, будем надеяться, что новых поводов для непонимания у нас и федеральной власти больше не будет.

Однако возведение новых жизненно важных объектов онкоцентра продолжается. Речь идет и о строительстве еще одного ПЭТ-центра в Магнитогорске. Кроме того, губернатор Михаил Юревич согласовал строительство в Челябинске новой онкополиклиники окружного онкологического диспансера (нынешняя размещается в постройке 1947 года, и этим все сказано). Другое поручение Михаила Валериевича - разработка областной онкогематологической программы в кратчайшие сроки.

- Виталий Ремович, сейчас много говорят о федеральной программе модернизации здравоохранения 2011-2012 годов. Коснется ли она нас, пациентов? И в чем ее суть?

- Инициатором этого нового двухлетнего проекта стала партия «Единая Россия». На его реализацию выделяются колоссальные средства. Сложилось представление, что программа модернизации заключается в том, чтобы отремонтировать в медицине все, что падает и рушится, а затем оснастить новым оборудованием. Но это ни к чему не приведет и никак не скажется на ожиданиях населения. Суть программы в другом, речь как раз идет о приближении первичной медицинской помощи к пациентам, причем в первую очередь маленьких городов и сельских районов, удаленных от медицинских центров. За два будущих года планируется открыть более 70 новых офисов врачей общей практики к уже имеющимся. Ни один муниципалитет, ни один сельский район области не останется без них. Но распределяться эти деньги будут, исходя не из количества населения. Самое главное - сделать специализированную высококвалифицированную помощь доступной населению.

- Сегодня фельдшер направляет больного в районную больницу (ЦРБ), оттуда, если ему не смогли помочь, пациента отправляют в областную больницу.

- Но все областные медицинские учреждения находятся в Челябинске. Вот и приходится больным добираться за многие километры, со всех концов области. И доезжают не все, а зачастую врачи уже не в силах помочь. Есть такое понятие «плечо доезда». Поэтому мы выбрали крупные муниципалитеты - Челябинск, Копейск, Миасс, Златоуст, Магнитогорск, Кыштым, где в составе больниц будут развернуты мощные специализированные отделения: кардиология, пульмонология, травматология, неврология и т.д. Они получат высококлассное оборудование и прикрепленные районы, больных из которых привезут к ним. А областные больницы и диспансеры станут уже третьим уровнем помощи.

- Значит, как нам с отчаянием пишут читатели, все маленькие сельские больнички будут закрыты?

- Мы тоже часто получаем жалобы и просьбы: «Мы против, чтобы у нас закрывали участковую больницу!» Начинаешь разбираться: 10 коек, врача нет, работает один фельдшер на уровне земского врача позапрошлого века. Чем лечит, как? Хочу успокоить людей: ничего мы закрывать не собираемся. Вот откроются повсюду современные офисы врачей общей практики, оснащенные по последним стандартам, тогда пусть люди сравнивают и решают, что лучше. Ненужные подразделения сами начнут закрываться на уровне районов.

- Второе направление программы модернизации - информатизация. Поможет ли она избавиться от очередей в поликлиниках?

- Один из департаментов Минздравсоцразвития готов поддержать создание в Челябинске единого диспетчерского центра области. Что он собой представляет? Комплексную программу, порядка 20 диспетчеров на все наше население и модемную связь всех лечебных учреждений области (на сегодня оптоволокном соединены все больницы Магнитогорска, Златоуста, остался один Челябинск).

В Перми уже два года успешно работает колцентр - центр вызовов доктора и записи на прием к врачам через Интернет. Сегодня все жалуются: «В поликлинику невозможно дозвониться!» А здесь - выходи на сайт, там табличка, записывайся к любому врачу на два месяца вперед. И весь расклад, куда талоны уходят, у тебя перед глазами. В начале работы колцентра 16 процентов записи к врачам делалось через Интернет, а на второй год уже четверть всего трудоспособного населения Пермского края пользовалась этой формой.

Вот и мы хотим создать нечто подобное, зацепив на это учреждение за уже работающую в Челябинске систему «ЭКГ по телефону». При этом последняя должна появиться в каждой больнице и на каждом сельском участке. Чтобы доктор из офиса врача общей практики в Байрамгулово мог в любое время суток получить консультацию кардиолога, кандидата наук, по телефону.

Кроме того, в области существует система телемедицинских консультаций, но она практически не применяется. Ее тоже необходимо внедрять повсеместно.

В Татарстане нам показали еще одну хорошую вещь - банк данных цифрового изображения. Все результаты рентгенографии, томографии сохраняются в электронном виде под системой паролей. Такой банк надо включить в единый диспетчерский центр области. Причем все это не требует огромных вложений, а результаты дает впечатляющие.

- Чему еще, на ваш взгляд, можно поучиться у наших соседей?

- В Казани впечатляет централизованная система стерилизационных, прачечных, позволяющая тратить бюджетные средства более разумно. Один пример. У нас в областных и муниципальных взрослых и детских больницах, диспансерах практически в каждом своя прачечная, где белье стирается по старинке. Зачем содержать прачечную в каждой больнице, если при федеральном кардиоцентре построен великолепный комплекс на 7 тонн белья в сутки? При потребности кардиоцентра - 400 кг. На эту суперсовременную прачечную с итальянским и немецким оборудованием потрачено более 200 миллионов рублей. Она рассчитана на любые технологии (роддома и хирургию) и легко обстирает все больницы Челябинска и областные учреждения.

В Татарстане нам показывали больницу восстановительного лечения после инсультов, открытую на базе госпиталя ветеранов. Они добиваются поразительного эффекта реабилитации. Впечатляют мелочи, очень важные для инвалидов: система поручней в палатах, санузлах, коляски для перекладывания, четкая маршрутизация и система перехвата больных на территории республики.

- Но вернемся в Челябинск, очереди возникают прежде всего из-за нехватки узких специалистов. Как вернуть их в поликлиники?

- Ответ не столь однозначен, как вам кажется. Конечно, кадры привлекают с помощью жилой площади, зарплаты. Но могу привести такой пример. В марте 2009 года, в разгар кризиса, служба занятости направила в горбольницу № 5 Челябинска двадцать человек, не избалованных ни деньгами, ни судьбой, в качестве младшего медперсонала. Они проработали от трех дней до двух недель и сказали: «Лучше будем безработными!» Хотя зарплата у них была больше, чем у санитарок со стажем, - 8 тысяч рублей (им служба занятости доплачивала). Это у нас менталитет такой, социальное восприятие жизни. Так что деньги важны, но самое главное - повышение статуса профессии, ее рейтинг в обществе.

В Челябинской медакадемии в этом году конкурс - более 9 человек на место. Это говорит об определенных предпочтениях в обществе, которыми руководители тоже должны пользоваться.

- Но спустя шесть лет пойдут ли эти интерны в поликлиники и больницы?

- Мы подсчитали: из 565 выпускников ЧГМА последнего выпуска в лечебные учреждения Челябинска пришли работать врачами 101 человек. Конечно, после этого я - горячий сторонник распределения. Есть такие расчеты: государство тратит на обучение одного студента медвуза порядка 70 тысяч долларов. Но всего за год работы, учитывая спасенных от смерти и инвалидности, он «отбивает» до 250 тысяч долларов. Ничего страшного, если государство попросит выпускника вернуть в бюджет потраченные на него средства. Здесь, правда, есть два момента. Во-первых, у нас до сих пор студентов забирают в армию. А после года ношения сапог врача мы уже не увидим, даже если у него было горячее желание им стать. Профессиональные знания теряются однозначно.

Во-вторых, с 2012 года Минздравсоцразвития половину бюджетного набора в медвузы планирует осуществлять по направлениям органов здравоохранения на местах. Так что выпускники будут закреплены договорами и связаны штрафными санкциями. Такая система, будем надеяться, увеличит приток молодых врачей. Кроме того, формируется единый федеральный регистр медицинских работников, у нас в области он уже создан. Он позволяет определить потребность в конкретных кадрах каждой поликлиники и больницы любого города и района. Сегодня у нас в области 70 тысяч медработников, среди них 11 тысяч - врачи.

- А какова средняя зарплата врача и повысит ли ее вводимая в области отраслевая система оплаты труда?

- Зарплата врача поликлиники ниже, чем у кондуктора трамвая, это все знают. А средняя зарплата врачей по отрасли - 17754 рубля, это без десятипроцентного повышения в сентябре. Желающих хорошо работать всегда меньше, чем желающих хорошо получать. Кто хочет, тот зарабатывает. И семья врачей, где каждый получает около 20 тысяч, способна и жилье снимать, и кредиты платить. Ипотека, конечно, ей не по карману.

- Виталий Ремович, напоследок еще один больной вопрос, вокруг которого в Челябинске было столько споров. Может ли пациент сегодня выбирать поликлинику и врача?

- Прокуратура Челябинска оспорила в суде утвержденное горздравом закрепление пациентов за поликлиниками. Так что на сегодняшний день ситуация такова: пациент выбирать может. Но поликлиника вправе ему отказать, если она перегружена. Кроме того, она обязана предупредить своего нового пациента: если он проживает не на обслуживаемой ее врачами территории, участковый на вызовы к нему не придет и узкие специалисты на дом не выедут. Всего этого он будет лишен.

Reutovmebel.ru шкаф купе на заказ Реутов дешево .

Оформите заказ на услуги сантехника в Москве


шпатлевание стен в Челябинске
VK31226318