Новости

К испытывающей серьезные финансовые проблемы торговой сети подано множество исков о признании "Вивата" несостоятельным.

ЧП произошло на улице Чкалова около депо "Маггортранса".

Мать одного из напуганных детей написала заявление в прокуратуру.

ЧП произошло около 15:00 на перекрестке улицы Максима Горького и Пушкина.

Молодые люди хотят пользоваться проездными билетами без ограничения числа поездок.

Челябинское минимущества впервые выдало лицензию на недра без торгов.

Соответствующая заявка появилась на сайте госзакупок.

Завтра три кандидата представят свои планы по развитию города.

По версии следствия, нападавшая врезалась с друзьями в машину пострадавшей пермячки.

Судебные приставы наложили арест на кроссовер южноуральской предпринимательницы.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Кто загрязняет воздух в Челябинске?






Результаты опроса

Без десяти - век

28.10.2010
Исполнилось 90 лет преподавателю кафедры педагогики и психологии ЧГАКИ, профессору Михаилу Дуранову.

90-летие - необычный юбилей. Тем более приятный, когда его празднует энергичный и молодой духом человек. Именно таков юбиляр, которого на этой неделе чествует ЧГАКИ, доктор педагогических наук, профессор, директор Центра изучения проблем и подготовки специалистов сферы социокультурной деятельности Михаил ДУРАНОВ.

В спектакле «ОдноврЕмЕнно» драматурга и актера Евгения Гришковца есть интересное размышление об относительности понятия «недавно». Ведь, как рассуждает автор, для человека в возрасте оно может означать 20 лет, а для молодого человека два десятилетия - вся жизнь. Для Михаила Евгеньевича в 90 лет «недавно» - это огромный пласт времени, ведь он стал ровесником почти всего XX века. И не только его наблюдателем, но и активным участником.

Наш герой появился на свет в 1920 году в Кировском районе Курганской области. Это время, которое немногие помнят, а некоторые не знают даже из учебников. Голодные послереволюционные годы, которые взрастили в Михаиле Евгеньевиче трудолюбие, поражающее уже не одно поколение его студентов.

Дуранов закончил Челябинский педагогический институт. А дальше… Как говорится, «дальше была война». Многим она покалечила жизнь, но не Михаилу Евгеньевичу, который прошел горнило Второй мировой не только с двумя орденами Отечественной войны и двенадцатью медалями, но и не потеряв себя.

- Михаил Евгеньевич, что вам помогало держаться в то время?

- Я всегда смотрел на жизнь с оптимизмом. Мне было интересно чтение, познание нового. Даже будучи на фронте, я собирал редкие русскоязычные книги, которые были недоступны в Советском Союзе, часто дореволюционные - и читал их запоем. Я не переставал читать никогда, несмотря на фронтовые условия. Мне вспоминаются окопы в Польше, когда в часы передышки я писал на песке бином Ньютона. Мне это было интересно и не казалось бессмысленным в далеком 1944 году.

Сегодня все знают Михаила Дуранова как отличного педагога и теоретика педагогики, но редко вспоминается, что корни его многочисленных научных трудов уходят в 1950 год, когда Михаил Евгеньевич начал работать в школе учителем истории, где и пребывал до 1961 года. И очень скоро, в 1953 году, он стал директором школы № 96.

- Преподносили ли вам ваши ученики какой-то особый сюрприз или подарок, который запомнился бы на всю жизнь?

- Самый запомнившийся подарок был на десятилетие 96-й школы. Это была первая школа во всей области, где часть предметов преподавали на иностранных языках. На празднике был мой первый класс, в котором я был классным руководителем. После выпуска все они поступили в вузы. Именно они и сказали мне самую приятную и важную фразу: «Спасибо, Михаил Евгеньевич, вы не просто научили нас истории, вы научили нас понимать - историю, философию, экономику. Поэтому у нас в университете не было проблем ни с историей партии, ни с философией марксизма, ни с политэкономике». А для меня это было самым главным, ведь учитель познается не тем, что он говорит, а результатами его работы.

С 1963 года началась история Дуранова как ученого. Он стал преподавателем в родном ЧГПУ. Вскоре становится доцентом и заведующим кафедрой педагогики.

- Михаил Евгеньевич, почему вы сменили работу учителя на исследовательскую деятельность?

- Видите ли, я интересовался исследовательской работой еще со студенческой скамьи. Я с отличием закончил ЧГПУ, и мне предлагали остаться и работать в университете. Но хотелось попробовать себя, проверить в деле - познать ребенка и ученика. Так я попал в школу. Проработав 7 лет, понял, что повторяюсь и больше ничего нового школьникам не даю. Тогда и решил заняться проблемами истории. Для этого мне нужно было сдать кандидатские экзамены в УрГУ, что я и сделал. С этого началась моя исследовательская деятельность.

В 1957 году началась перестройка системы образования, тогда я занялся историей образования и теорией воспитания. После публикации моей первой монографии меня пригласили в годичную аспирантуру, которую я закончил за полгода, защитив диссертацию.

В 1977 году Дуранов покинет педуниверситет. За жизнь Михаил Евгеньевич поработает в трех вузах, но это не будет модным сегодня «перескакиванием» с места на место в поисках лучшей жизни. ЧГПУ Дуранов подарит 14 лет плодотворной работы, ЧелГУ, где он будет заведовать кафедрой педагогики, - 23 года, а ЧГАКИ - своему последнему месту работы на данный момент - 10 лет. За всю свою жизнь Михаил Евгеньевич воспитал 56 кандидатов и 7 докторов наук.

- Вы из тех, кого называют элитой науки. Каким должен быть настоящий ученый?

- Я отвечу так: где-то году в 67-м я был заведующим кафедрой педагогики и психологии ЧГПУ, когда встал вопрос о моем дальнейшем научно-исследовательском пути. Я считаю, что невозможно одновременно развивать и научную, и административную карьеру. Такая раздвоенность не принесет пользы. Именно тогда я отказался от заведования кафедрой в пользу науки и исследования.

Ученый должен быть сконцентрирован на узком вопросе и его связи с практикой. Кроме того, каждый должен выработать свой стиль исследовательской деятельности. Без этого наука не сможет никуда двигаться. Я не сторонник того, чтобы работать по уже известным схемам, повторять зады.

Сегодня Михаил Евгеньевич как учитель истории и педагог - лучший индикатор и хранитель духа и опыта уходящей эпохи. Именно ими он делится со своими учениками и студентами.

- Перед вашими глазами прошел почти целый век. Какое время для вас было самым счастливым?

- Я думаю, на жизнь надо смотреть оптимистически. Если видеть ее через черные очки, то и жить не стоит. У меня нет какого-то особого любимого времени. Я считаю, что каждый день, прожитый с созиданием, это настоящее счастье. К примеру, для меня день защиты моих студентов - это радость и праздник.

- В энциклопедии «Челябинск» есть статья о вас. А если бы вам самому предложили написать о себе такую статью, что бы вы хотели сказать о себе людям?

- В энциклопедиях никогда не освещают идейно-мотивационные аспекты жизни. Нас, поколение 20-х годов, воспитывали патриотами, это то, о чем забывают сейчас. По нынешним меркам мы тогда были нищими, но любили свою страну. Трудности сегодняшних дней ничтожны по сравнению с 20-30-ми годами. Тогда были и зверства, и ошибки, но люди умели жить и трудиться. Вот об этом сегодня забывают, вот об этом я и хотел бы рассказать. Может быть, не в статье о себе, а в какой-то более общей статье о том времени. Это то, о чем современным людям, по моему мнению, знать нужно.

Комментарии
Комментариев пока нет