Новости

Утром в субботу жители дома 13а по Краснопольскому проспекту пришли в ужас от окровавленных стен и выбитых дверей в подъезде.

Казах выпытывал у пермячки пин-код от отобранной банковской карты.

Страшное ДТП произошло накануне утром около поселка Усовский на заснеженной трассе.

Сообщается, что пожилую женщину будут судить.

Грабитель зарезал 30-летнюю женщину прямо на улице, после чего она скончалась в больнице.

В столице Южного Урала ощущается кризис мест «последнего упокоения».

На радость детям установят весной.

Уф… Результат – отрицательный!

Установить вопиющий факт фальсификации сроков годности детского питания удалось в ходе прокурорской проверки.

Лечение девятилетней Насте оплатило государство и неравнодушные жители Перми.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Заслужил ли глава "Почты России" премию в 95 млн рублей?






Результаты опроса

Без десяти - век

28.10.2010
Исполнилось 90 лет преподавателю кафедры педагогики и психологии ЧГАКИ, профессору Михаилу Дуранову.

90-летие - необычный юбилей. Тем более приятный, когда его празднует энергичный и молодой духом человек. Именно таков юбиляр, которого на этой неделе чествует ЧГАКИ, доктор педагогических наук, профессор, директор Центра изучения проблем и подготовки специалистов сферы социокультурной деятельности Михаил ДУРАНОВ.

В спектакле «ОдноврЕмЕнно» драматурга и актера Евгения Гришковца есть интересное размышление об относительности понятия «недавно». Ведь, как рассуждает автор, для человека в возрасте оно может означать 20 лет, а для молодого человека два десятилетия - вся жизнь. Для Михаила Евгеньевича в 90 лет «недавно» - это огромный пласт времени, ведь он стал ровесником почти всего XX века. И не только его наблюдателем, но и активным участником.

Наш герой появился на свет в 1920 году в Кировском районе Курганской области. Это время, которое немногие помнят, а некоторые не знают даже из учебников. Голодные послереволюционные годы, которые взрастили в Михаиле Евгеньевиче трудолюбие, поражающее уже не одно поколение его студентов.

Дуранов закончил Челябинский педагогический институт. А дальше… Как говорится, «дальше была война». Многим она покалечила жизнь, но не Михаилу Евгеньевичу, который прошел горнило Второй мировой не только с двумя орденами Отечественной войны и двенадцатью медалями, но и не потеряв себя.

- Михаил Евгеньевич, что вам помогало держаться в то время?

- Я всегда смотрел на жизнь с оптимизмом. Мне было интересно чтение, познание нового. Даже будучи на фронте, я собирал редкие русскоязычные книги, которые были недоступны в Советском Союзе, часто дореволюционные - и читал их запоем. Я не переставал читать никогда, несмотря на фронтовые условия. Мне вспоминаются окопы в Польше, когда в часы передышки я писал на песке бином Ньютона. Мне это было интересно и не казалось бессмысленным в далеком 1944 году.

Сегодня все знают Михаила Дуранова как отличного педагога и теоретика педагогики, но редко вспоминается, что корни его многочисленных научных трудов уходят в 1950 год, когда Михаил Евгеньевич начал работать в школе учителем истории, где и пребывал до 1961 года. И очень скоро, в 1953 году, он стал директором школы № 96.

- Преподносили ли вам ваши ученики какой-то особый сюрприз или подарок, который запомнился бы на всю жизнь?

- Самый запомнившийся подарок был на десятилетие 96-й школы. Это была первая школа во всей области, где часть предметов преподавали на иностранных языках. На празднике был мой первый класс, в котором я был классным руководителем. После выпуска все они поступили в вузы. Именно они и сказали мне самую приятную и важную фразу: «Спасибо, Михаил Евгеньевич, вы не просто научили нас истории, вы научили нас понимать - историю, философию, экономику. Поэтому у нас в университете не было проблем ни с историей партии, ни с философией марксизма, ни с политэкономике». А для меня это было самым главным, ведь учитель познается не тем, что он говорит, а результатами его работы.

С 1963 года началась история Дуранова как ученого. Он стал преподавателем в родном ЧГПУ. Вскоре становится доцентом и заведующим кафедрой педагогики.

- Михаил Евгеньевич, почему вы сменили работу учителя на исследовательскую деятельность?

- Видите ли, я интересовался исследовательской работой еще со студенческой скамьи. Я с отличием закончил ЧГПУ, и мне предлагали остаться и работать в университете. Но хотелось попробовать себя, проверить в деле - познать ребенка и ученика. Так я попал в школу. Проработав 7 лет, понял, что повторяюсь и больше ничего нового школьникам не даю. Тогда и решил заняться проблемами истории. Для этого мне нужно было сдать кандидатские экзамены в УрГУ, что я и сделал. С этого началась моя исследовательская деятельность.

В 1957 году началась перестройка системы образования, тогда я занялся историей образования и теорией воспитания. После публикации моей первой монографии меня пригласили в годичную аспирантуру, которую я закончил за полгода, защитив диссертацию.

В 1977 году Дуранов покинет педуниверситет. За жизнь Михаил Евгеньевич поработает в трех вузах, но это не будет модным сегодня «перескакиванием» с места на место в поисках лучшей жизни. ЧГПУ Дуранов подарит 14 лет плодотворной работы, ЧелГУ, где он будет заведовать кафедрой педагогики, - 23 года, а ЧГАКИ - своему последнему месту работы на данный момент - 10 лет. За всю свою жизнь Михаил Евгеньевич воспитал 56 кандидатов и 7 докторов наук.

- Вы из тех, кого называют элитой науки. Каким должен быть настоящий ученый?

- Я отвечу так: где-то году в 67-м я был заведующим кафедрой педагогики и психологии ЧГПУ, когда встал вопрос о моем дальнейшем научно-исследовательском пути. Я считаю, что невозможно одновременно развивать и научную, и административную карьеру. Такая раздвоенность не принесет пользы. Именно тогда я отказался от заведования кафедрой в пользу науки и исследования.

Ученый должен быть сконцентрирован на узком вопросе и его связи с практикой. Кроме того, каждый должен выработать свой стиль исследовательской деятельности. Без этого наука не сможет никуда двигаться. Я не сторонник того, чтобы работать по уже известным схемам, повторять зады.

Сегодня Михаил Евгеньевич как учитель истории и педагог - лучший индикатор и хранитель духа и опыта уходящей эпохи. Именно ими он делится со своими учениками и студентами.

- Перед вашими глазами прошел почти целый век. Какое время для вас было самым счастливым?

- Я думаю, на жизнь надо смотреть оптимистически. Если видеть ее через черные очки, то и жить не стоит. У меня нет какого-то особого любимого времени. Я считаю, что каждый день, прожитый с созиданием, это настоящее счастье. К примеру, для меня день защиты моих студентов - это радость и праздник.

- В энциклопедии «Челябинск» есть статья о вас. А если бы вам самому предложили написать о себе такую статью, что бы вы хотели сказать о себе людям?

- В энциклопедиях никогда не освещают идейно-мотивационные аспекты жизни. Нас, поколение 20-х годов, воспитывали патриотами, это то, о чем забывают сейчас. По нынешним меркам мы тогда были нищими, но любили свою страну. Трудности сегодняшних дней ничтожны по сравнению с 20-30-ми годами. Тогда были и зверства, и ошибки, но люди умели жить и трудиться. Вот об этом сегодня забывают, вот об этом я и хотел бы рассказать. Может быть, не в статье о себе, а в какой-то более общей статье о том времени. Это то, о чем современным людям, по моему мнению, знать нужно.

Комментарии
Комментариев пока нет