Миллионеры ноу-хау

Миллионеры ноу-хау

Урало-Сибирское соглашение объединило страховые компании семи федеральных округов.

Генеральный директор страховой компании ЮЖУРАЛ-АСКО Аркадий Любавин избран президентом Союза страховщиков «Урало-Сибирское соглашение» (УСС). На этом посту он сменил безвременно ушедшего основателя и многолетнего лидера этой организации Семена Акермана.

Аркадий Маркович много лет был вице-президентом и членом совета УСС. Он входил в число людей, активно занимающихся его деятельностью. К тому же ЮЖУРАЛ-АСКО по своим объемам - крупнейшая компания в составе соглашения, ее вклад в работу УСС весьма значителен.

Для чего страховым компаниям (СК) нужно объединяться и чем важен для них такой союз? С этих вопросов началась наша беседа с Аркадием ЛЮБАВИНЫМ.

- Новое объединение возникло в конце 90-х годов, - рассказал он. - Название «Урало-Сибирское соглашение» очень быстро стало условным, в составе союза сегодня 18 страховых компаний, работающие во всех семи федеральных округах. Они «прописаны» в Благовещенске, Братске, Красноярске, Томске, Кемерове, Челябинске, Екатеринбурге, Самаре, Тольятти, Курске, Москве, Ростове, Санкт-Петербурге, Калининграде, Рязани, Коврове Владимирской области.

По традиции три раза в год директора компаний участвуют в слетах, а в промежутках на рабочие совещания собираются специалисты определенного профиля: маркетологи, программисты, разработчики страховых программ. Обсуждают проблемы, которые ставит жизнь.

В сентябре в Красноярске встречались специалисты по медицинскому страхованию. В ноябре к нам в ЮЖУРАЛ-АСКО съедутся специалисты по внутреннему аудиту, а в декабре в Москве юристы входящих в УСС компаний обсудят свои узкопрофильные проблемы.

УСС - единственный союз страховщиков, в который входят не конкурирующие между собой СК. Мы договорились, что членами союза становятся те компании, которые не работают на территории друг друга. Мы не соперники, а, значит, имеем возможность делиться опытом и новациями. Это стержневая идея объединения.

Мы не можем сравниться с федеральными компаниями по финансовой мощи и соответствующей возможности давать централизованную рекламу. Ни с Госстрахом, который является спонсором чемпионата России по футболу, ни с Ингосстрахом, который может позволить себе рекламное продвижение на федеральных каналах. Как могут с ними конкурировать (и конкурируют) региональные компании? За счет более гибкого и качественного сервиса. В этом вопросе важную роль играет наше соглашение, оно концентрирует все рождающиеся в отдельных СК идеи. Мы ими регулярно обмениваемся и быстро внедряем в жизнь. В отличие от крупных федеральных компаний мы более мобильны.

- Кто же из 18 участников выдает ценных идей больше всех?

- А это неважно. При наших масштабах деятельности даже мизерное новшество в процессе реализации приносит солидный эффект. Принято решение проводить ежегодный конкурс ноу-хау имени Семена Григорьевича Акермана. В феврале грядущего года состоится первое подведение итогов. Договорились, что каждая компания представит три лучшие новации, позаимствованные у коллег и внедренные в свою практику, и сообщит, каков экономический эффект. Призы получат непосредственные разработчики ноу-хау.

- Какой опыт переняла ЮЖУРАЛ-АСКО и чем вы сами поделились?

- Мы очень много рассказываем обо всех сферах нашей деятельности, начиная с менеджмента, включая, например, системы мотивации персонала, обо всех наших технологиях при разработке страховых программ, продажах полисов, урегулировании убытков. Ничего не утаиваем. Руководители дружественных компаний часто ездят друг к другу. К нам относительно недавно приезжал мой коллега из Ростова. Мы ему рассказали обо всем, что его интересовало, выдали все материалы, которые ему понадобились. А мы в свое время позаимствовали у «АСК-Петербург» интересный вариант программы КАСКО «АСК-Диалог». В период кризиса, когда многие экономят на взносах по КАСКО, питерцы придумали такую программу, по которой клиент сам может выбрать размер взноса, при этом понимая, что у него будут ограничения в выплатах. Модифицировав эту программу, мы назвали ее «Европейское КАСКО», и сегодня она пользуется достаточной популярностью. Нас также заинтересовала одна новинка самарских коллег, связанная с мотивацией работы агентов. С августа мы ее внедрили, она нашла хороший отклик у наших агентов, и мы уже можем говорить об эффекте, измеряемом сотнями тысяч рублей.

Три года назад к десятилетию «Урало-Сибирского соглашения» я ради интереса подготовил к очередному слету информацию о том, какой прямой экономический эффект получила ЮЖУРАЛ-АСКО от использования ноу-хау. Тогда это было не меньше 50 миллионов рублей. С тех пор, думаю, цифра наверняка удвоилась.

- Не было ли случаев шпионажа? Никто не сбывает ценную информацию «налево»?

- Все ноу-хау со временем перестают быть новшеством. К тому же рано или поздно они становятся известны нашим конкурентам. Единственный выход - как можно быстрее внедрять эти идеи. А пока их «перехватят» и освоят соперники, рождать новые. Прогресс невозможно остановить, для этого надо двигаться вперед и что-то изобретать.

За историю союза у нас кроме ноу-хау было много различных совместных бизнес-проектов, например программы с иностранными перестраховщиками: с корпорацией «Ллойд», другими крупными страховыми структурами, известными мировыми брокерами, которые помогали нам делать проекты перестрахования автотранспорта, программу страхования кормильца, защищающую семьи от вероятных финансовых потерь.

- Какой-нибудь скептик из числа страхователей скажет: «Все эти проекты компании активизируют ради привлечения прибыли. А чем полезен УСС для меня?»

- Наше общение друг с другом позволяет совершенствовать услуги, которые мы оказываем как раз клиентам. Например, у нас есть программа «Взаимное представительство компаний по КАСКО». Это означает, что клиент, купив полис КАСКО в одном регионе, получает дополнительный сервис на территории других областей. Челябинец, не дай Бог, попавший в ДТП в Самаре, Москве или Ростове, может там обратиться в компанию, входящую в состав УСС, и на месте получить услуги, связанные с урегулированием убытков.

Внедряя страховые программы наших коллег у себя, мы расширяем сферу услуг. Все это дает нам возможность чувствовать себя лучше на рынке и конкурировать с федералами.

Любой профессиональный союз ставит целью отстаивание своих интересов. И мы тоже. Сегодня существуют большие противоречия между региональными и федеральными компаниями. Не всегда, к сожалению, работает естественная конкуренция. Мы часто вынуждены противостоять в ситуациях, когда нам мешают развиваться, используя различные административные пути. Мы открыто высказываем свою позицию.

- Какой вес имеет это соглашение на федеральном уровне?

- На свои слеты мы часто приглашаем руководителей или ведущих специалистов самых разных федеральных структур. Чтобы услышать их мнение, получить информацию об изменениях в законодательстве. От некоторых из них я уже получил согласие участвовать в следующем слете. В частности, от президента Российского союза автостраховщиков, представителя Минфина, президента Всероссийского союза страховщиков. Для них тоже важна обратная связь, мнения региональных компаний о готовящихся переменах. Профессионалы своего дела из центральных ведомств, оценивая рынок, должны ощущать с ним связь, понимать, как на нем будут реализовываться различные новации. Тем более что участники УСС представлены во всех федеральных округах, и мы держим руку на пульсе социальной жизни.

- Аркадий Маркович, что теперь будет входить в круг ваших обязанностей?

- Продолжу курс Акермана. Союз должен оставаться собранием креативных компаний, нужных друг другу. Чтобы каждая выдавала на-гора идеи, а это самый значимый фактор в конкурентной борьбе с федералами. Мы должны совершенствовать технологию обмена новациями. У нас на каждом слете есть «рубрика» под названием «Что новенького?», когда компания заранее пишет обо всех новинках, разработанных за прошедшие между слетами четыре месяца, и все могут задать вопросы, а также запросить материалы по каждой теме из этой рубрики и получить подробный ответ. Любая мелочь, которая применима на практике страхования, может принести многотысячную пользу, когда речь идет о больших масштабах. А некоторые компании именно благодаря этому выживают в сегодняшней жесткой конкурентной борьбе.

ЮЖУРАЛ-АСКО страхует подписчиков «Челябинского рабочего»

VK31226318