Целый мир вокруг елки и куклы

Целый мир вокруг елки и куклы

Ирина Андреева считает, что коллекционирование обеспечивает людям прописку в истории

В областном краеведческом музее открылась выставка «Новогодняя быль, или Приключения елки в России», рассказывающая об истории всенародно любимого праздника через игрушки, газетные публикации, воссозданные предметы ушедшего быта. Одним из организаторов выставки стала Ирина АНДРЕЕВА - историк, собиратель (все представленные в экспозиции игрушки и атрибуты - из коллекции Ирины), а также исследователь куклы и связанных с ней традиций и праздников.

- Ирина, вы участвовали в организации больше десятка выставок. Чем нынешняя отличается от предыдущих?

- Тем, что полнее раскрывает историю елки. Как известно, история началась с указа Петра I 1699 года. Первыми ему стали следовать трактирщики. Елки ставили у питейных заведений, отсюда выражения «елки-палки», «пьян в елку» и т.д. Символом семейного торжества елка стала благодаря императрице Александре Федоровне в бытность ее великой княгиней. В 1818 году, следуя обычаям своей родины (по рождению она была прусской принцессой), Александра Федоровна устроила рождественский вечер с украшением столов маленькими елочками. Первая детская елка в традиционном ее понимании появилась в 1828 году, опять же стараниями императрицы, устроившей праздник для своих пятерых детей и племянников.

В домах русских аристократов елки еще не знали. Не было ее ни при певце русских святок Пушкине, ни при Жуковском, ни при Лермонтове, хотя их сюжеты очень легко встраиваются в стилистику рождественских праздников. Положение изменилось только к середине XIX века, когда Россия увлеклась немецким романтизмом, узнала Гофмана с его «Щелкунчиком», когда появилась повесть Погорельского про черную курицу, в которой угадываются гофмановские мотивы. Красота рождественского чуда пришла в дворянские семьи, которые до того придерживались народных традиций празднования святок, затем в помещичьи усадьбы. А к 1860 году уже нет ни одного мемуарного свидетельства, в котором бы не описывались рождественские праздники и горящая огнями елка. Достоевский называл эти дни «днями семейного сбора». В семье Льва Толстого принято было самим делать елочные игрушки, а потом дарить их крестьянским детям. Среди таких игрушек - куклы-«скелетки» с гнущимися ручками-ножками, которые, кстати, сегодня можно приобрести в яснополянском музее.

- Какими были первые елочные игрушки?

- Они были съедобные (впоследствии неурожай заставил стеклодувов выдувать шары, имитировавшие яблоки) и символизировали библейскую историю. Съедобные украшения принято было не просто снимать с елки, а ощипывать ее, ломать ветви, так что она приходила в негодность после первого же праздничного часа. Столь варварская, на наш взгляд, практика, видимо, связана с языческой традицией и являлась своего рода жертвоприношением, которые были приняты у многих народов. В России во время обрядов весенних святок тоже имело место разрушение объекта, перед этим сознательно эстетизировавшегося. Только здесь хороводы водили вокруг березы («некому березу заломати»), а во время зимних святок - вокруг елки. Хотя елка у славянских племен не имела такого ресурса поклонения как береза, скорее наоборот - связывалась с представлением о смерти, поэтому в деревнях редко увидишь это дерево в палисаднике.

- Не этим ли объясняются гонения на елку в советское время?

- Они начались еще раньше. Накануне первой мировой войны православная церковь вспомнила, что елка это - языческий и к тому же иноземный обычай, пришедший к нам от немцев. И святейший синод делал попытки запретить украшать елки. Но народ не захотел от нее отказываться. Даже в разгар войны на рождество люди посылали своим близким на фронт почтовые открытки с изображением «немецких» елочек, и они становились символом связи разлученных войной членов семей.

Вопреки расхожему мнению, октябрьская революция елку не запретила, но попыталась использовать в пропагандистских целях. «Комсомольские святки» 1922 года - это факельные шествия с переодеванием в буржуя, кулака, пролетария, доклады на антирелигиозные темы, диспуты. Лозунг 20-х годов - «Ни одного прогула в рождественский день». Но праздник елки еще существует. В 1923-м «Советская правда» публикует сообщение об устройстве двух елок, на их организацию удерживается 2 процента от зарплаты рабочих. В 1929-м нравы становятся жестче, комсомольцы заглядывают в окна, выявляя несознательных граждан, ставящих елки на рождество... Но окончательно доконали елку не пропаганда, а бедность, скудость советского быта. До 1935-го о елке не вспоминали. А потом стал иссякать некий пропагандистский ресурс, Сталин провозгласил, что жить стало лучше и веселее, и 28 декабря 1935 года в «Комсомольской правде» была опубликована заметка о том, что надо устроить детям хорошую новогоднюю елку.

С тех пор елка стала праздником, демонстрировавшим заботу о детях, неотъемлемой частью образа счастливого детства. На выставке в краеведческом музее этому посвящены несколько разделов.

- На ваших рождественских выставках возле елки всегда текстильные и другие игрушки. Это традиция или авторское видение новогоднего праздника?

- Игрушки и куклы перекликаются с темой рождества, без них не обходилась ни одна елка. По воспоминаниям детей Льва Толстого, новогодний подарок становился событием уже потому, что это был единственный в году повод обновить игрушки. На выставке в краеведческом музее тема подарка определила несколько экспозиционных комплексов, и по ним можно проследить приоритеты эпохи, детали быта, вкусы вождей… В разделе «Елка в господском доме» фигурируют дорогие куклы, играть ими дозволялось только по праздникам, а в интерьерах 50-60-х годов - активные игры «Вперед к звездам», «Юный архитектор», а также сюжетные персонажи: первоклассницы, Василий Теркин, военный, полярник. Пафос эпохи торопился быть отраженным в игрушечном ассортименте…

- Как к вам «приходят» куклы?

- Я давно оставила попытку создать панораму развития игрушечной промышленности, для меня ценнее человеческая история, связанная с куклой и дающая представление об истории повседневности, о культуре городского быта. Это детали времени, которые не найдешь в учебниках истории. Одно из последних приобретений - кукла Нана, которую мне передала преподаватель музыки Мария Михайловна Кипиани. По ее словам, кукла вряд ли сохранилась бы без чьего-то заинтересованного участия. Обычно я не рассчитываю на суперинтересные находки в Челябинске, но подарок Марии Михайловны оказался поистине бесценным: кукла выполнена из бисквитного фарфора на фабрике Армана Марселя. Удивительна и ее история. В детстве Мария Кипиани тяжело болела и была прикована к постели. Однажды к ее отцу, крупному специалисту одного из челябинских заводов, пришел коллега из числа командированных. Вид больной девочки вызвал у него сострадание, он ушел и вскоре вернулся с куклой. «У меня тоже есть дочка, ее зовут Нана, - сказал этот человек. - Назови ее этим именем, она будет твоей игрушкой». Можно предположить, что это была трофейная кукла, попавшая в Челябинск после войны, а может, ее история была более затейливой. Но кукла Нана стала для Марии Кипиани талисманом: тяжелый диагноз не подтвердился, она выздоровела, ей стала сопутствовать удача…

Таких примеров немало. Поэтому сегодняшняя выставка - партнерский проект не только в плане сотрудничества краеведческого музея и ЧГАКИ, но и в плане отношений с городским сообществом, - ведь моя коллекция формировалась во многом благодаря людям, которые приносили мне дорогие сердцу игрушки, куклы, архивные фото и другие реликвии, чтобы я дала им вторую жизнь.

- С куклой Наной понятно, это дорогая вещь, а что делает объектом музейного внимания повседневные предметы?

- Время. И информация, которая в них зашифрована. Коробочка из-под монпансье начала прошлого века содержит указание на производителя, рекламу, оформление, и все это увязывается с эпохой. Знаки повседневной жизни, которые ускользают из памяти и способны восстановить атмосферу эпохи, только став музейными экспонатами.

- Вы не только занимаетесь педагогической деятельностью, участвуете в издательских проектах, популяризируете куклу, но и сами ее изготавливаете. Несколько слов об этом.

- Кукол я делаю только тогда, когда не могу их не делать, когда не дают покоя старинные тряпочки - домоткани, приобретенные во время северных экспедиций, ретро-ситцы, кашемиры, крепдешины… Именно так появилась на свет одна из моих любимых кукол - княжна Джаваха - персонаж книги Лидии Чарской. Мне нужно было «пристроить» тряпочку, оставшуюся от подвенечного платья моей бабушки, и вот так родилась кукла…

- У вас обширная личная коллекция, которая, как известно, должна работать. И в этом плане коллекционер - заложник своей коллекции, так?

- Конечно, коллекция должна работать, и в определенной степени это очень обременительно. Но, с другой стороны, если идет только текущее накопление предметов без их публичной реализации, то это перестает приносить удовлетворение.

- Просто любоваться мало?

- Мало даже сознания того, что коллекция представляет материальную ценность (загляните на электронные аукционы, там простой целлулоидный пупс 50-х годов, который через 30-40 лет разрушится, стоит фантастическую сумму). Самую большую радость приносит не накопление, а коммуникация, общение. Собранные нами игрушки, документы, предметы быта - спутники нашей жизни, с помощью которых все мы получаем свою прописку в истории.

Ирина АНДРЕЕВА окончила библиотечный факультет ЧГАКИ (училась у блистательных педагогов и ученых Н.Ф. Новичковой и Д.А. Гольдштейна), аспирантуру Санкт-Петербургского университета культуры, защитила диссертацию. Заведовала кафедрой, руководила курсами повышения квалификации в институте дополнительного образовния ЧГАКИ, в рамках которых создала творческую лабораторию русской тряпичной куклы. Создатель учебной программы «Русская тряпичная кукла: искусство и технология», автор статей по истории и технологии традиционной и дизайну современной авторской куклы, участник издательских проектов на эту тему, член Уральской ассоциации художников куклы, участник и лауреат региональных выставок и фестивалей.

VK31226318