Александр Раевский: «Выбираем жизнь без ГМО»

Александр Раевский: «Выбираем жизнь без ГМО»
За время нашего более чем 25-летнего знакомства Александр Раевский не раз становился героем моих публикаций. Будучи интересным собеседником, он представал в разных ипостасях.

Но в статусе заместителя министра сельского хозяйства Челябинской области согласился дать мне интервью впервые. Мы встретились в конце рабочего дня, и разговор как-то сам собой зашел о еде. Вкусной и разной.

- Что-то мне подсказывает, что вы только правильные продукты употребляете в пищу…

- Я уже давно пришел к выводу, что нужно есть не «правильную» еду, а вкусную. Мне нравится поговорка «как ни болел, здоровья до смерти все равно хватило». Я считаю, отказывать себе в маленькой радости вкусно поесть нельзя.

- Хороший вектор разговора! Я уже слышу, как врачи предают нас анафеме…
- Вообще я всеяден. Ем все, что по-настоящему вкусно. Проблема импортозамещения на мне вообще никак не сказалась. При условии, что достаточно часто выезжал за пределы нашей любимой Родины на протяжении последних тридцати лет, я не стал поклонником ни хамона, ни сыра с плесенью. Меня вполне устраивает наша грудинка, к примеру. Сейчас вообще спектр южноуральской мясопереработки очень широк. Вкус настоящий! И ценовой порог достаточно приемлемый.
- А мне вот утиные грудки нравятся. Кстати, они исчезли с прилавков в последнее время. Поговаривают, что таким образом расчищают дорогу местному производителю…

- Это абсолютно ничем не подтверждаемое мнение. Сейчас все диктует рынок. И если что-то исчезает, вакуума не бывает. Ниша все равно чем-то заполняется. Естественно, реализация проекта «Утиная ферма» приведет к тому, что на прилавках появится челябинская утятина, но «расчистка» здесь ни при чем.

Из той же серии рассказы о том, что китайских овощеводов выдавливают, чтобы обеспечить рынок сбыта для продукции Чурилово. Ну, во-первых, Чурилово произведет в этом году около 17 000 тонн овощей закрытого грунта из ожидаемых по области 38 000 тонн. Этот объем не закроет общей потребности. Значит, про устранение конкурентов вообще говорить не приходится.
Речь должна идти о нормальном цивилизованном бизнесе, условия которого все должны выполнять. Я представляю, если бы такие нарушения, какие были у некоторых китайских производителей, обнаружили у наших предпринимателей на территории Поднебесной. Без рабочей визы, без землеотвода - их бы там вообще потом никто не нашел. А здесь мы с ними носимся, уважаем их статус. Выслать из страны даже не можем по большому счету.
- То есть байки про китайцев не преувеличены? Действительно их продукцию есть нельзя, потому что овощи они якобы поливают всякой гадостью?

- Я этого не знаю. Мы говорим не об оценке качества продукции, а о том, что любой бизнес нужно вести цивилизованно. Если ты хочешь его открыть, должен иметь все разрешительные документы и платить налоги. Когда ни того, ни другого нет, о чем можно говорить? Естественно, власть должна применить силу.

Сейчас китайцев на территории области практически нет, потому что рабочие квоты на овощепроизводителей получить сегодня невозможно. Квоты распределяет Москва, требования ужесточились. Мы даем квоты только высококвалифицированной рабочей силе. Овощеводы такой силой не являются. К тому же у нас есть определенный процент безработных, способных занять эту нишу. Соответственно квоты просто не могут быть выделены. Есть овощеводы-нелегалы, приезжающие по туристическим визам. То есть они изначально игнорируют законы страны пребывания. Разумеется, ими занимаются надзорные органы.
И тут же во все инстанции, начиная от администрации президента и заканчивая резиденцией губернатора, пошли однотипные жалобы о том, что не дают китайцам нормально работать. Причем написаны они как под копирку, хотя исходят из разных адресов. Это говорит о том, что акция как минимум организована. Кому-то было выгодно теневое использование труда китайцев, потому что они показывали урожайность в четыре раза меньше. А значит, три четверти урожая просто уходило в продажу без оформления каких-либо документов и без уплаты соответствующих налогов.
- А как же наша «дружба на век», добрососедские отношения? - Дружба дружбой, а табачок врозь. Мы дружим, и будем продолжать это делать. Но эта дружба должна основываться на взаимном уважении законов обеих стран, а также быть экономически выгодна. Точнее счет - крепче дружба. Все финансовые поступления от легальной деятельности, которые должны уйти в налоговую систему РФ для того, чтобы потом реализовывались социальные проекты, мы и от китайских друзей будем требовать.

- Неурожай картошки?

- Почему неурожай? На начало октября собрано почти 94 тысячи тонн - на пять тысяч тонн больше, чем в этот период прошлого года. И уборка еще продолжается. Нормально все с картошкой. У нас главная задача, которая касается вообще урожая, - собрать все, что вырастили. Год выдался достаточно благоприятный. Летом были пусть не идеальные, но вполне приемлемые условия для выращивания урожая. Если все соберем, это будет значительный рывок даже по сравнению с прошлым годом. Во всяком случае, мы планируем выйти к концу года на объем 100 млрд. рублей. В прошлом году было 88,4 миллиарда. Достаточно ощутимый прирост.

- Природа помогла или есть другие факторы?

- Помогла совокупность факторов: природа, люди… Есть понимание того, что нам никто не поможет и нужно выживать самим. Это заставило предпринимателей пересмотреть в некоторых случаях порядок ведения бизнеса либо изменить направления развития того или иного хозяйства. Например, увеличились объемы производства масличных культур.
К сегодняшнему дню намолочено зерна уже на 100 тысяч тонн больше, чем по итогам уборочной кампании прошлого года. Урожайность зерновых и зернобобовых в этом году 13,4 центнера с гектара. На три с лишним центнера больше, чем в прошлом году, хотя из-за похолодания и дождей произошло смещение сроков посевной на 15 дней. И с кормами все нормально: на сегодняшний день заготовлено 26,51 центнера кормовых единиц на одну условную голову. На 102 процента выполнен план заготовки сена, на 100 процентов - план по сенажу, 60 процентов к плану заложено силоса.
- Куда лишние корма девать будете?

- Увеличение количества условных кормовых единиц позволяет и привесы делать, и удои повышать, и зимовать нормально. Нет предела совершенству, главное - нижнюю планку преодолеть.

- А почему все же садоводы жалуются на неурожай картошки?

- Их урожай в определенной степени не показателен. Как правило, картошку сажают на одном и том же участке на протяжении десятилетий. Удобрения кто вносит, кто не вносит. На семена обычно пускают мелкую картошку, а нужно выбирать с самого хорошего куста среднюю, хорошо вызревшую. Много нюансов, которые просто не учитываются. Урожайность на самом деле бывает разная от года к году. При этом опытные садоводы никогда не сажают один сорт. Если их, допустим, четыре, какой-то обязательно «выстрелит».

- К капризам погоды селяне уже привыкли?

- Слава богу, в этом году не было катаклизмов в виде ледяного дождя и обильных снегопадов. В сентябре прошлого года мы, как говорится, попали под раздачу. И вообще из последних пяти лет четыре года были неблагоприятны, с точки зрения погодных условий. То засуха, то дожди, то резкое похолодание. Плюс саранча в южных районах…

- О ней поговорим отдельно. Это правда, что саранчу уже собираются перерабатывать и для питания людей?

- Я слышал это на уровне каких-то фантазий. А вот то, что есть разработки по уничтожению саранчи и ее переработке, это правда.
Уральский агроуниверситет свою установку для борьбы с саранчой представлял на выставке «Агро-2015». Мне кажется, это достаточно перспективная модель, которая, возможно, в совокупности с другими методами борьбы позволит избавиться от этой напасти. Но самая большая проблема в том, что есть часть земель, которые не обрабатываются. Саранча уходит на пустующие земли, спокойно делает яйцекладку, вырастает потомство. Эту проблему в части муниципальных образований решают. И мы нацеливаем хозяйства на то, что нужно обрабатывать не только свою территорию, но и пустующие.
- Каких ценовых сюрпризов ждать южноуральцам?

- Сюрприз на то и сюрприз, что появляется неожиданно. Вот, например, год назад не было никаких объективных предпосылок для роста цен на гречку. Но искусственно создали ажиотажный спрос и... кто-то очень сильно обогатился на ситуации. Нельзя исключить, что и в этом году кто-то попытается по какой-либо номенклатуре что-то подобное сделать. Из приятного - цены стабилизировались. По ряду позиций (мясо птицы, свинина, молоко, яблоки, сезонные овощи) идет снижение. Вообще вопрос ценообразования напрямую связан с экономической ситуацией в целом - курсовые колебания валют, ключевая ставка ЦБ РФ...

- А вы случайно не знаете, почему помидоры и огурцы в сетевой продаже такие невкусные?
- Для овощей, поступающих в сети, одним из основных условий является их годность в течение большого периода времени. Соответственно, это учитывается и в селекционной работе, и в сроках сбора. Плюс - условия выращивания, что тоже оказывает влияние на вкусовые качества. Помидор с грядки полностью дозрел, готов к употреблению, но долго храниться не будет. Поэтому мы и говорили о сезонности овощей. А сейчас их часть всесезонна, потому что выращивается в искусственных условиях. И тут дилемма: либо вкусно, но краткосрочно, либо менее вкусно, но круглый год.
- С инвестпроектами как обстоят дела?

- Все проекты реализуются за счет собственных средств инвесторов (то есть производителей Челябинской области) и привлеченных средств (коммерческие банки). Мы оказываем им господдержку в виде компенсации процентной ставки. За последние три года реализовано более 20 инвестпроектов на общую сумму инвестиций 33,5 млрд рублей.

Мы занимаем первое место по привлечению инвестиций в агропромышленный комплекс среди всех регионов Уральского округа. Почти половина всех инвестиций УрФО приходится на Челябинскую область. Эти проекты у всех на слуху. Все видят введенные в строй птицефабрики, новые комплексы по выращиванию свиней, по мясопереработке. Это ощутимый прибавок продукции на прилавках наших магазинов. Для населения эти проекты - большой плюс.

- Но есть и большой минус в аграрном секторе… Село пьет?

- Я думаю, там, где есть работа, село пьет не больше, чем город. Для того чтобы эту проблему решить, необходимо обеспечить три составляющие: достойная работа, достойная зарплата и развитая социальная инфраструктура (здравоохранение, образование, культура, спорт). Если все это присутствует в том объеме, который необходим для всестороннего развития личности, человек из села не уедет. Когда есть любимое дело, интерес, кто ж будет пить, здоровье свое гробить?
- Вы употребляете в пищу ГМО-продукты? - Нет. Давно определился: я и моя семья генно-модифицированные продукты есть не будем. Поэтому у нас свой огородик, сами все выращиваем. Вы бы видели мои помидоры и огурцы!
- Рада за вас. Однако неувязочка получается… Два года назад правительство разрешило засевать российские поля генно-модифицированным зерном. Его, судя по всему, закупили за большие деньги за рубежом. А сейчас Госдума в первом чтении приняла законопроект о запрете ГМО-продукции на территории России.

- На самом деле постановление правительства лишь утверждает «Правила государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, а также продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы». То есть речь идет о регистрации, а не о разрешении. Так что противоречий с принимаемым сейчас законом нет.

Тем более, что постановление принято на основании Федерального закона «лохматого» года - 86-ФЗ от 5.06.1996 «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности». Постановление же уточнялось в июне 2014 года, и все огрехи там исправили. Таким образом, надо просто говорить о том, что Россия выбирает путь без ГМО. На путь с ГМО нас толкали во времена Ельцина, которому, как поет Олег Митяев, «впрочем, если пить, то нету разницы уже...»

- А врачи утверждают, что ничего плохого в ГМО-продуктах нет. К тому же Запад давно употребляет их в пищу…

- Серьезных исследований о последствиях для человеческого организма их длительного употребления пока никто не опубликовал. К тому же последствия могут быть связаны не только с изменениями каких-то физических форм, но и с умственно-психической деятельностью…

- Вы на Запад намекаете?

- Разумеется. Я подозреваю, что вся агрессия Штатов только от того, что они давно уже подсели на ГМО. Потому и с психикой не все в порядке. А мы за здоровый образ жизни.
- Вы довольны темпами импортозамещения? - Мне нравится наметившаяся тенденция. Причем речь не только об отечественных продуктах. Импортозамещение мы рассматриваем несколько шире. В частности, «Варнаагромаш» сейчас выпускает запасные детали практически ко всему спектру сельскохозяйственной техники импортного производства. То есть по некоторым позициям мы абсолютно теперь не зависим от поставок с Запада.
Большинство предприятий, которые занимались выпуском сельхозтехники, выпускают сегодня технику, не уступающую по качеству импортным аналогам, но цена ее в два раза дешевле. Понятно, что мы не можем сразу полностью весь рынок наполнить. И задача министерства в том числе - всячески способствовать расширению производств. Чем больше мы будем производить собственных товаров нормального качества при приемлемой цене, тем будет проще. И любые санкции тогда нам нипочем.

Если уж говорить начистоту, Россия всегда, при любом строе жила в обстановке санкций. Царскую Россию ограничивали в поставках зерна и пеньки за рубеж. При советской власти торговля тоже была проблематичной. Поставки новых технологий нам вообще всегда ограничивали. Как говорится, не привыкать. Это Запад пусть опять привыкает видеть сильную Россию.

Фото автора.
http://stroganova.su/
VK31226318