Алена Терешко: «Современное искусство часто где-то на грани»
Алена, детство, отрочество и юность ты провела в Челябинске. Почему решила уехать?
У меня не было таких планов – обязательно покинуть город. Но постепенно я заметила, что для меня очень важно окружение. Я искала людей, которые бы поддерживали и шли примерно в одном направлении вместе со мной. И они – самое ценное, что я нашла в Питере. Сам по себе город для меня не так важен, хотя Санкт-Петербург, конечно, прекрасен.
Приход в современное искусство стал для тебя результатом эволюции?
Я всегда очень любила искусство. Не делила его на традиционное и современное, стремилась лучше его узнать и понять. Всегда искала что-то очень живое. Сначала находила такое в работе на пленэре, этюдах, рисовании. Потом очень расширила кругозор «Муха» (Мухинское училище, ныне художественно-промышленная академия им. А. Штиглица – прим. авт.). А в художественной среде я почувствовала свободу и уверенность. Так и пришла к современному искусству. Всё получилось очень органично.
Могут ли современные художники заработать благодаря своему творчеству?
Я как-то подсчитала, сколько получила за год от современного искусства относительно других источников. Вышло около 10% дохода. Да и то большая часть этих денег связана с тем, что организаторы разных фестивалей и мероприятий оплачивали проезд, проживание, суточные.
Существуют, конечно, стипендии и гранты, но получить их непросто. Я по образованию художник-монументалист, поэтому более значительный доход приносят для меня росписи. Работала над ними в частных домах, а также в одном храме.
А росписи в храме и твои художественные опыты не вызывали внутреннего конфликта? Все-таки сегодня религия и современное искусство редко пересекаются.
Я человек верующий и не скрываю этого. При этом среди моих перформансов есть связанные, например, с обнажением (работа «Только мои» была показана на фестивале в Оберхаузене – прим. авт.). Конфликта я не чувствую, но сомнения бывают часто. Правда, мне кажется, это нормальный процесс. Направленность у современного искусства такая: заставить человека задуматься, засомневаться, иногда обнаружить конфликт, кстати. Религия, или лучше сказать вера, наоборот, призвана эти сомнения разрешать. Поэтому одно другому не противоречит, хотя задачи вроде как разные.
Социалка на экспорт
Какие работы современных российских художников лучше всего воспринимают на Западе?
По моим наблюдениям, особенно большой отклик получают остросоциальные творения. Просто они там понятны, соответствуют ожиданиям. Это, конечно, связано с нынешней политической ситуацией. Такими вещами занимаются разные объединения и художники. Как всегда случаются и профанации. В таких случаях искусство становится пропагандой.
В своем «Автопортрете» ты осмысляешь этот классический жанр в нескольких вариантах. Почему в некоторых из них ты изобразила себя с бородой?
С этой серией картин получился интересный поворот. Сначала я задумала «Автопортрет» как размышление в феминистском духе: большинство известных художников прошлого были же мужчинам, такими солидными дяденьками с бородами. Вот я и решила написать свои портреты в подражание им.
Но когда начала, мне никак не удавалось добиться портретного сходства. И эта идея невозможности автоматического повторения увлекла меня намного больше, стала основной. Конечно, эта тема интереснее художникам. Так бывает, что сам процесс подсказывает что делать. Я реагирую на это – работа меняется.
Перформанс 2012 года «Девушка с Урала» уже стал твоей визитной карточкой. Как ты думаешь, почему именно его выделяют специалисты и зрители?
Мне кажется, что там удачно сочетается трагическое и комическое. Это ведет к разрешению обозначенной проблемы. В этом перформансе я ем пельмени, одновременно пою народную песню «Как хотела меня мать да за первого отдать». Затем в какой-то момент начинаю плакать то ли от количества съеденного (я просто давлюсь пельменями), то ли от грустной песни.
Искусство, как мне кажется, – в стремлении к свободе. А настоящая свобода стоит дорого. Путь к ней лежит через осознание своей невеликости, убогости, если угодно. Все спасает юмор и самоирония. Они позволяют скользить, не слишком всерьез воспринимать свое несовершенство.
Ради одной песчинки
К современному искусству относятся по-разному: ругают, не замечают, восхищаются. Твое академическое образование наверняка позволяет творить более осмысленно?
Думаю, чтобы заниматься современным искусством не обязательно заканчивать академию. Но лично мне она не помешала и даже помогла. Я не смогла бы через классическое перескочить сразу в современное искусство (но это мой частный случай). Кстати, в Петербурге очень консервативная среда: примерно 80% моих знакомых, занимающихся современным искусством, тоже имеют художественное образование.
А что о современном искусстве говорили твои челябинские преподаватели?
Когда я занималась в художественном училище, то у меня еще не было никаких контактов с ним. Все преподаватели говорили об актуальном искусстве как о чем-то нечистоплотном. Мол, это такая сфера, в которой, мягко выражаясь, обманывают людей. И якобы там происходит разложение общества.
Оказалось, что это не так?
На самом деле, всё неоднозначно. Бывают такие выставки, на которых тебя и правда как будто окатывают из помойного ведра. Таких вещей много в современном искусстве, поскольку оно часто где-то на грани. Но иногда ты находишь вдруг такую золотую песчинку, которая перевешивает всю эту грязь. И ты снова благодаря этой находке продолжаешь искать и творить.
Справка
Алена Терешко. Родилась в 1986 г. в Ишиме (Тюменской обл.). Училась в Челябинском художественном училище, закончила СПбГХПА им. А. Штиглица. Выпускница «Школы молодого художника» фонда культуры и искусства «Про-Арте». Участница творческих объединений «Паразит» и «Худ. кружок». В 2015 году в петербургской галерее «Тайга» прошла первая персональная выставка «Условное поле».
Участие в коллективных выставках:
2013 – Паразит +, галерея PERMM, Пермь и «Винзавод», Москва.
2013 – Дневник наблюдений, галерея ART-reFLEX, Санкт-Петербург.
2013 – Lost in translation, специальный проект Венецианской биенале. (Венеция, Италия)
2014 – Застолье (коллективный медиаперформанс) и Love is (индивидуальный перформанс), Выставочный зал студии «Непокоренные».
2014 – Черная зависть. Галерея «Борей», параллельная программа «Манифеста 10», Санкт-Петербург.
2014 – Другая столица. Музей Москвы.
2015 – Супермаркет. Выставка группы «Паразит», Стокгольм.
Участие в фестивалях и программах:
2013 – фестиваль «Современнное искусство в традиционном музее», музей электротранспорта, Санкт-Петербург.
2013 – Cabinet of Curiosity, Хельсинки (Финляндия) – Санкт-Петербург.
2014 – номинант премии им. Сергея Курехина, лонг-лист, Санкт-Петербург.
2014 – Международная творческая лаборатория перформанса «Сообщество PRO-арт», Петрозаводск.
2014 – КИБЕРФЕСТ 2014, видеопрограмма в галерее «Люда», Санкт-Петербург / NY Media Center, Нью-Йорк.
2015 – победитель конкурса молодых художников «Профессии будущего. Работы в будущем».
2015 – Международный фестиваль коротких фильмов, Internationale Kurzfilmtage, Оберхаузен.
2015 – шорт-лист конкурса «Искусство и образование», галерея «АннаНова», Санкт-Петербург.
2015 – Резиденция Nordland Kulturesenter, Будё, Норвегия.