Артем Крутько: "Я пел и взлетал над сценой"
Певец учился и неоднократно выступал в столице Южного Урала, завоевав любовь публики. В 2013 году артист переехал в немецкий город Хайдельберг. Там он был задействован в нескольких спектаклях местного театра, где исполнял ведущие партии. В минувшем году Артем Крутько вернулся в Россию и обосновался в Москве, продолжая свою карьеру.
На челябинском концерте «Магия барокко» прозвучали арии из опер композиторов той эпохи, больше всего Георга Фридриха Генделя. Певцу аккомпанировала на органе Лариса Тимшина. Ряд произведений Артем Крутько представил челябинцам впервые. В частности, популярную арию Гения Холода из оперы Генри Перселла «Король Артур». Слушатели тепло встретили выступление и дважды вызывали исполнителей на бис.
Утопия Эхнатона
Артем, в связи с чем прошел ваш концерт в межсезонье?
Весной мне позвонила директор органного зала «Родина» Ирина Андреева и спросила, не приезжаю ли я этим летом в Челябинск к родственникам. Я действительно собирался, и мне предложили выступить. С радостью согласился, ведь на этой сцене еще ни разу не пел. Были, правда, сомнения насчет того, купят ли летом достаточное количество билетов. Но меня успокоили на этот счет.
Акустика «Родины» понравилась. Для меня как певца она не отличается от той, которая была в органном зале на Алом поле.
Как получилось, что уехали работать в Германию?
В 2012 году я пел по краткосрочному контракту в Бонне. Там меня заметил интендант оперного театра Хайдельберга и уже через моего агента предложил работу почти на два года. Театр хоть и маленький, но с большими амбициями. Его постановки дотягивают почти до мирового уровня. Я пел в старинных операх «Ифигения в Тавриде» Траэтта, «Фаэтон» Йомелли. Но больше всего понравился «Эхнатон» современного композитора Филиппа Гласса. Исполнял как раз заглавную партию фараона.
В чем особенность этой оперы и вашей партии?
Сначала я отнесся к ней настороженно – все-таки современное произведение. Но потом когда начал работать, то просто влюбился в эту музыку. Она вводит в транс своей магической структурой. К тому же исполнять было удобно: композитор писал партию Эхнатона специально для контртенора. Сама опера о фараоне, который хотел создать утопию в своем царстве и его это погубило.
Постановка была наполовину оперная, наполовину балетная. В одном эпизоде я взлетал вверх во время исполнения арии. Благодаря длинной одежде подъемник было не видно, и я допевал уже на приличной высоте.
Почему решили вернуться в Россию?
В Германии приходилось бы переезжать с места на место. Театры не берут солистов надолго. Им проще заключать контракты с разными исполнителями, чтобы представлять публике новых артистов. Контртеноров там очень много, их эксплуатируют год-два. Так что по театрам разъезжать с семьей оказалось бы трудно. Проблему также создавало отсутствие гражданства. Моему сыну со временем понадобилось бы идти в школу. Так что решили вернуться обратно.
Границы дозволенного
В свое время опера Леонида Десятникова «Дети Розенталя» на либретто писателя Владимира Сорокина вызвала большой резонанс. А вы стали бы участвовать в подобных спектаклях?
Возможно. Например, мне предлагали спеть в постановке оперы Альфреда Шнитке «Жизнь с идиотом» (по рассказу Виктора Ерофеева). Но в Михайловском театре она по непонятным причинам сорвалась. Планировалось, что исполню партию самого идиота. Я, правда, посмотрел фильм и увидел, что там творит этот герой... Но ради опыта все-таки согласился бы его спеть. Потом решил бы, нужно мне это или нет.
Как относитесь к осовремениванию классических опер?
Я этого не люблю. Когда ехал в Германию, то молился: лишь бы мне достались традиционные постановки, выдержанные в рамках приличия. И мне повезло: всё было без сумасшедших действий на сцене. А когда ходил на другие спектакли своего же театра в Хайдельберге, то иногда не понимал, что вообще такое творится? То раздевали солистов до белья, то вводили в действие нелепые обстоятельства, то переворачивали с ног на голову сюжет.
Значит в таких спектаклях не согласились бы участвовать?
Этим постановкам, видимо, тоже должно быть место, но они на любителя. У меня есть определенные рамки, за которые я не буду выходить. А все условия оговариваются заранее. Через агента спорные моменты всегда можно обсудить.
Нынешнее смешение классики и популярной музыки не приводит к тому, что границы классического размываются?
Мне интересны такие опыты. Например, слышал арии из оперы «Король Артур» Перселла в рок-обработке – очень понравилось. Можно было бы сделать что-то подобное. Думаю, такие сочетания только расширяют границы музыки. Кто-нибудь из молодого поколения послушает и захочет познакомиться с оригиналом.
А сами какую музыку, кроме классической, слушаете?
Самую разную: джаз, рок, поп и так далее. В общем, я всеяден, если нравится мелодия – слушаю. Мне часто друзья присылают какие-нибудь записи разных жанров, слушаю с удовольствием.
Голос в тонусе
Как поддерживаете свою певческую форму?
Заниматься нужно ежедневно. Если не иду в вокальный класс, то могу напевать что-то дома, слушая записи на Youtube. Главное, чтобы работали связки. Я уже настолько привык к этому, что иногда не замечаю и говорю себе: «Стоп, хватит уже петь!» (смеется). Если случается так, что не занимаюсь вокалом несколько дней, то кажется, что разучился совсем. Приходится снова искать те ощущения, которые помогали раньше.
А слушая свои старые записи, чувствуете разницу? Голос изменился?
Раньше, мне кажется, я мог более высоко петь. Сейчас, конечно, могу так же, но голос немного разленился. Возникает такое внутреннее ощущение: «А зачем пытаться брать верха, если можно петь пониже?» Одно дело вставить верхнюю нотку в конце каденции. Но слушаешь себя молодого и думаешь: «Ничего себе, как я мог, получалось же еще».
В 2005 году вы завоевали III премию на конкурсе имени Глинки. Почему больше не участвовали в подобных смотрах?
Просто не люблю конкурсы. Тогда я был еще студентом и было грех не поучаствовать. Мне предложила подготовиться мой педагог Людмила Боровик. Я согласился, хотя без особого рвения. Мне не нравится нервное состояние, в котором находишься на конкурсе. Видимо, у меня нет соревновательной жилки, стремления кого-то победить. Обычно певцы еще ездят на такие события, чтобы найти хорошего агента (от него зависит многое в карьере). Я нашел его достаточно рано, поэтому и стимула к участию в певческих состязаниях нет.
Какие выступления вместе с другими артистами запомнились больше всего за прошедшие годы?
На самом деле наибольшее влияние оказало на меня сотрудничество с органистом Владимиром Хомяковым. Мы проделали вместе очень большую работу. И становление меня как контртенора связано именно с этим временем. Мы много выступали не только в Челябинске, но и в других городах России. Еще очень запомнились концерты с органистом Владиславом Муртазиным в Уфе.
Также интересно было сотрудничать с разными дирижерами. У каждого из них ведь свой взгляд на то или иное произведение. Огромное удовольствие получил от работы с Валерием Гергиевым, Джанлукой Капуано и Фабио Мастранджело.
Справка
Артём Крутько родился в 1985 году в Славянске-на-Кубани. В 2001 году семья переехала в Челябинск. В 2001-07 годах обучался в ЧГАКИ как вокалист-контртенор. На третьем курсе был принят стажером в Челябинский театр оперы и балета. Участвовал в его постановках до 2013 года. Сегодня работает в московском театре «Новая опера», является приглашенным солистом Мариинского театра и театра имени Станиславского. Регулярно выступает с сольными программами в городах России и за рубежом.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве