Вступая во взрослую жизнь, юные лидеры не только готовы к деловым контактам, но и уверенно себя чувствуют в сфере управления.
В 2012 году был принят Закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому в каждой школе по инициативе детей создается система ученического самоуправления. Формы могут быть разные: советы обучающихся или ученические советы, президентская республика... Но основная задача — это представление интересов учащихся и защита их прав.
В гостях у редакции Евгений Марченко — руководитель челябинской городской общественной организации «Ученический совет», руководитель районного методобъединения Центрального управления образования администрации Челябинска, заместитель председателя молодежного совета администрации Центрального района, лауреат премии имени В.П. Поляничко. Наш разговор — о подготовке юных лидеров.
— Лидерство очень интересует ребят и их родителей. Каждый хочет, чтобы его ребенок был самоорганизованной и самодостаточной личностью. Неужели из каждого, даже самого скромного школьника можно сделать лидера?
— Можно. Вопрос в том, захочет ли это сам ребенок? Не всем ребятам это надо. Многие лидерства боятся, не каждый готов взять на себя ответственность. А если ты занимаешься в лидерской школе, берешь ответственность не только за себя, но и за всю команду, с которой работаешь.
Наша общественная организация занимается развитием ученического самоуправления в системе образования города и области. Ребята успешно осваивают лидерское направление, организовывают мероприятия, инициированные школьниками, реализуют всевозможные социальные проекты и благотворительные акции.
Кроме того, они представляют интересы учащихся в педагогической среде, вникают в суть проблем и пытаются донести до взрослых точку зрения детей. Чтобы ребенок мог все это делать грамотно, реализуется программа «Школа лидерства».
Во внеурочное время с детьми проводятся занятия, развивающие различные управленческие, коммуникативные качества, позволяющие раскрыть потенциал. Ребенок должен уметь в первую очередь организовать себя, составить план работы, как в своей системе самоуправления, так и в классе. Для этого мы используем педагогическую технологию «тайм-менеджмент». Разумеется, школьники должны знать и деловой этикет. Все эти направления не представлены в общеобразовательных программах.
«Ученический совет» проводит всевозможные съезды и форумы. Традиционно уже девятый год проходит летний форум «Меридиан». На 21 день ребят отправляют в лагерь. Программа лидерства в рамках форума очень плотная. Не бывает такого, чтобы ребенок был предоставлен сам себе.
В день по пять мероприятий, причем не только образовательной направленности. При этом все придумывают и организуют сами дети. Много впечатлений дарят ребятам встречи и живое общение с интересными людьми. А завершает насыщенный день традиционная дискотека.
— Юные лидеры еще и танцуют?
— Конечно! И танцуют, и купаются. Это само собой. У ребенка должен быть досуг, но продуктивный. У нас не бывает бессмысленного отдыха, мы отучаем от этого ребят.
Если это дискотека, то она тематическая. Например — «Роль политика». Каждый ребенок входит в определенный образ и представляет, как бы этот человек танцевал на дискотеке.
Для корректности, ребята, как правило, «примеряют» образы политиков не нашего времени. В частности, очень интересно был представлен лондонский стиль. Девочка в танце пыталась изобразить Маргарет Тэтчер. Правда, «запала» хватило минут на двадцать, потом она уже превратилась в обычного танцующего ребенка. Но было интересно, забавно, весело и познавательно.
Главная продуктивность в том, что дети готовят все мероприятия самостоятельно, по сути это коллективная творческая деятельность. Педагоги подключаются лишь в финале, когда уже план составлен. Вносят свои коррективы с точки зрения этики и морали.
В «Школе лидерства» занимаются ребята с пятого по 11-й класс. Но последние года три Челябинск приобщает и начальную школу. Учащихся начинают готовить уже со второго класса, создаются детские школы лидерства. А уже с 7 — 8-го классов идет профессиональная подготовка ребят в плане деловых коммуникаций. Старшеклассники становятся вполне организованными людьми, им это очень помогает и в жизни, и в учебе.
У ребенка есть четкий план, с которым он каждый день согласовывает свое время. Когда сделать уроки, на какое время запланировать отдых, когда встретиться с репетитором, где найти окно для компьютерных игр? Да-да, они не противопоказаны юным лидерам. Категорически исключать их бессмысленно. Вопрос — сколько времени ребенок отведет этому занятию? Под бдительным контролем родителей, разумеется, поскольку воспитание без них невозможно.
— А вот интересно: гендерные отношения, влюбленности в какую категорию включают юные деловые люди? Бессмысленное времяпрепровождение?
— Без любви никуда! Мы это только приветствуем. Как показывает практика, взаимоотношения бывают серьезные и стабильные.
Когда мы третий год подряд на форумах видим одну и ту же лидерскую пару — это, конечно, похвально. Ребятам интересно вместе, они помогают друг другу. Бывают случаи совместного перехода в другие образовательные учреждения или в дальнейшем учатся в одном вузе. Была даже свадьба наших выпускников.
К слову, среди школьников, выбирающих сегодня лидерский путь, больше девочек. Однако большая результативность и усердие в ответственный момент более свойственны юношам.
«Ученический совет» придерживается принципа: с детьми в организации работают выпускники «Школы лидерства». Это очень увлекательно, когда в роли педагога выступает давний знакомый. Ребята видели его жизненный путь, с интересом наблюдали, как он строит карьеру. Перед ними некий эталон, к которому можно стремиться.
Лидерское направление дает возможность сделать правильный выбор жизненного пути. Юные лидеры не всегда поступают на «Госуправление» или «Менеджмент». Они выбирают различные сферы, то, что интересует. В институте, как правило, эти ребята входят в профкомы или студсоветы.
Процентов 80 выпускников лидерских школ становятся активистами в вузах. Причем это не всегда отличники. Хотя в последнее время учиться на «пятерки» стало модным, а лидеры стараются идти в ногу с тенденциями. В любом случае благодаря активной жизненной позиции в институтах они преуспевают.
В Челябинске лидерское направление зародилось в 2001 году. Многие выпускники лидерских школ уже окончили вузы и успешно работают либо в сфере молодежной политики, либо в сфере бизнеса. Навыки, безусловно, им пригождаются.
Юный лидер всегда активен и позиционирует себя уверенным человеком. В то же время он наблюдателен, внимательно оценивает ситуацию, изучает окружающих людей и пытается дать им оценку.
Однако это совсем не означает, что во взрослой жизни он непременно станет руководителем. Лидерство и руководство — не всегда одно и то же. Лидер может быть в компании серым кардиналом и вести за собой команду, не занимая при этом кресло босса.
— Итак, теперь в каждой школе наряду с властью директора существует и власть учеников? Как далеко она распространяется?
— Я бы не назвал это властью. Точнее понятие «соуправление». Педагоги, родители и дети являются соуправленцами в образовательной организации. Директор представляет педагогическую общественность, есть также родительский комитет и советы учащихся.
Полномочий у детей достаточно много, начиная с согласования локальных актов (согласно Закону об образовании, все документы, в которых затрагиваются интересы школьников, должны быть согласованы с советами обучающихся).
Также у ребят есть право инициатив различного рода, чем они очень активно пользуются. Вносят коррективы в планы работы школы, предлагают пути усовершенствования материально-технической базы.
К примеру, актуальная тема: пятидневка или шестидневка? Сегодня каждая школа самостоятельно принимает решение, и здесь ученическая общественность себя ярко проявила. Есть, кстати, учебные заведения, где учащиеся, к нашему удивлению, были за шестидневный график учебы. Это в основном касается статусных школ, где у ребят традиционно большая нагрузка. Либо они в будни до четырех-пяти часов вечера в школе, либо освобождаются раньше, но занимаются и в субботу.
Форма — тоже одна из злободневных проблем системы образования. Бывает, ребята сами предлагают модели. Есть школы, которые прислушиваются к мнению детей и вводят именно такую форму.
— Между тем у юных лидеров, после специализированных внеурочных занятий, вероятно, возникает желание поуправлять другими детьми в своем классе... Всем ли это приходится по вкусу?
— Действительно, некоторые ребята, особенно в начале занятий в школе лидерства, пытаются навязывать сверстникам свои требования. Возникают недовольство, конфликты, потому что не каждый хочет, чтобы им управляли.
Мы объясняем, что ребенок-лидер — это не прямой управленец, а скорее координатор деятельности учащихся. В первую очередь он должен от них получить инициативу, а потом уже ненавязчиво предлагать что-то свое. Но это, что называется, трудности роста.
В целом же я убежден, что лидерское движение должно стать неким путеводным маяком в системе образования и в развитии ребенка. Каждый может быть успешным и достигать больших высот.
http://stroganova.su/