Можно ли сделать из первоклашек первоклассных тележурналистов? Учитель начальных классов и географии, педагог дополнительного образования челябинской гимназии № 80 Илья Иванов решил проверить это на практике и стал лауреатом всероссийского фестиваля школьных СМИ в номинации «Лучший телепроект».
Абсолютный победитель городского конкурса «Самый классный классный-2015», лучший классный руководитель областных состязаний профмастерства (по версии детского жюри) поделился педагогическими секретами.
В детстве он не мечтал стать учителем, но у судьбы были свои планы. Однажды, будучи учеником пятого класса, Илья возвращался из школы домой и оказался в окружении злых бродячих собак.
Испуганный мальчик забежал на территорию детского сада, где на площадке гуляла детвора. Воспитательница успокоила школьника и разрешила с малышами поиграть. На следующий день после занятий он пришел на площадку вновь... В итоге так ему понравилось с детьми общаться, что эти визиты в группу продолжались в течение нескольких лет.
Илья читал книжки вслух малышам, резвился с ними, устраивал праздники. После школы решил поступать именно в педагогический колледж, чтобы стать учителем начальных классов. Потом уже окончил педуниверситет.
Вот уже пятый год Илья Александрович работает в гимназии. Директор, заметив интерес учителя к телевидению, предложила организовать гимназическую телерадиокомпанию. Практически сразу Иванов стал привлекать первоклассников к журналистской работе. На занятиях малышам очень интересно. Помимо них в телестудии, конечно, и ребята постарше занимаются.
Вещание осуществляется в школе (в коридорах установлены плазмы), плюс свой канал есть на Ютубе. Снимают ребята в основном школьные новости. Готовят ролики социальной рекламы, с которыми участвуют в разных конкурсах, а также познавательные и развлекательные передачи. Популяризируют науку, демонстрируют школьникам, насколько интересна эта сфера.
- У меня есть воспитанница, 11-летняя Анастасия Щербатова. Ей нравится весело и живо рассказывать об интересных научных фактах, - комментирует учитель. - Настя - одна из наших телезвезд. Второй год уже записываем передачи из цикла «Наука за минуту» с ее участием.
Недавно в ЧелГУ проходил конкурс школьных СМИ «ЮнГа+», где она заняла призовое место. На городском конкурсе «Нота бене» наша телестудия признана лучшей. Мои репортеры и телеоператор были отмечены специальными призами.
А в минувшие выходные мы вернулись из Москвы, где на факультете журналистики МГУ проходил всероссийский фестиваль школьных СМИ. Победили в номинации «Лучший телепроект». Нам вручили диплом, памятную статуэтку.
Ребята были счастливы, что так высоко оценили нашу работу. Дети и за меня очень радуются, когда я в профессиональных конкурсах побеждаю. Волнуются, переживают во время состязаний, пишут СМС в поддержку. Прививаю им вкус победы.
А состязаться было сложно. Коллеги, которые принимали участие в конкурсе «Самый классный классный», суперпрофессионалы, яркие личности. Очень интересно и приятно в таких состязаниях участвовать. А еще приятнее - побеждать. Я, честно говоря, не ожидал, что стану абсолютным победителем. На сцене даже танцевал от счастья, когда меня награждали.
На областных состязаниях было еще сложнее - 27 участников. Очень ценный опыт для любого педагога. Я всех коллег призываю участвовать в конкурсах профмастерства. Уникальный шанс остановиться, проанализировать свою карьеру, свои педагогические достижения и понять, куда двигаться дальше.
- Часто доводится слышать: «Дети сейчас совсем другие…» Так какие же они?
- Хорошие, открытые. Мне везет с учениками. Им постоянно что-то надо, им все интересно. Как педагогу мне это отрадно, увлекаюсь вместе с ними. Всегда нужно быть готовым абсолютно к любым вопросам, каждый из которых по-своему ценен и значим. Я сам в детстве очень много читал и читаю до сих пор. Хотя, знаете… в школе я был троечником. Потом уже голова встала на правильное место, и начал намного лучше учиться. Эрудиция очень помогает в работе.
Быть учителем начальных классов мне безумно нравится! Еще ни разу в жизни не пожалел о том, что работаю в школе. Хотя это необычно… Не много найдешь примеров в нашей жизни. Лет пять-семь назад мужчин, преподающий в начальных классах, было около 10 в Челябинске. Сейчас, говорят, даже пяти нет.
- Расскажите о специфике создания телевизионного продукта. Много ли дублей снимаете? Долго ли приходится объяснять ребятам, что говорить и как вести себя в кадре?
- Я убедился, что тележурналистикой с детьми действительно надо заниматься с первого-второго класса. Они, как губка, все впитывают и очень быстро запоминают, что и как нужно делать. Когда они были в начальной школе, все выпуски новостей (подводки, диалоги ведущих) мы практически с одного дубля записывали. Текст дети заучивали сразу с листа.
А вот сейчас проблема. Чем старше становятся, тем сложнее текст запоминается. Возможно, из-за большого потока информации. Со старшеклассниками мы и час, и два можем записывать передачу…
- Ругаетесь?
- Да. Я очень требовательный учитель. Веселый и строгий одновременно. Зато сейчас мне уже абсолютно не страшно отпускать ребят одних в свободное плавание. Они идут и сами снимают сюжеты после предварительного обсуждения. Монтируем мы вместе с детьми. Оператор - восьмиклассник, которого я научил работать в монтажных программах. Надо выходить на новый уровень - чтобы дети все полностью сами делали, а я, как куратор, буду только отслеживать, направлять. Это оптимальный вариант работы. В итоге в вузы потом придут готовые тележурналисты (смеется).
Кто знает, станут ли ребята в будущем настоящими телезвездами? Но любая дополнительная образовательная деятельность - безусловно, плюс для общего развития. Журналистика всегда поможет в жизни. Коммуникабельность, умение ориентироваться в ситуации и быстро соображать - качества ценные. Между тем в пятом классе гимназии несколько учеников ведут разговоры о том, что станут тележурналистами, когда вырастут.
- Почему вас дети любят?
- Не знаю... Возможно, потому, что я стараюсь быть с ними на одной волне, не стесняюсь впадать в детство.
У меня даже программа деятельности классного руководителя так называется - «На одной волне». Давным-давно для себя решил, что частичку детства обязательно надо в себе сохранять. Не боюсь показаться смешным, могу сам над собой подшутить, а дети это видят, и им приятно осознавать, что я такой же, как и они.
Да, я старше, умнее, опытнее, но не давлю авторитетом: «Я учитель! Так должно быть!» Если бываю не прав, признаю ошибку: «Давайте подумаем, что нам делать дальше». С ребятами могу поиграть, побегать, попрыгать...
- Во время урока?
- Да хоть когда! Если это в данный момент необходимо (дети сидят уже четвертый урок, устали), почему бы не порезвиться?
- Вас директор не ругает за то, что вы балаган на уроке устраиваете?
- Видите ли: если к этому не относиться как к балагану, то и балаганом это не будет. Просто игра. В любом случае физминутки должны быть на уроках. Почему бы вместо физзарядки не поиграть, не повеселиться? И вот уже настроение хорошее у ребят и они могут с новыми силами продолжать работать.
- А детские конфликты вы как разрешаете?
- Стараюсь быть справедливым. Я сам ведь был мальчиком и прекрасно помню, каково это. Бывало, девочку в школе случайно толкнешь, она наябедничает - и вот уже тебя ругают: «Какой нехороший!». Хотя ты и не виноват. Ты, может, и не хотел совсем… Разбираюсь, устраиваю очную ставку, узнаю две точки зрения. Как правило, стоит сказать «я не специально» или «прости» - и вот уже обида ушла вся.
Илья Александрович поделился и своими творческими задумками. Летом в гимназии откроется профильная смена, хочет попробовать поснимать с ребятами короткометражные фильмы. Тележурналистика, конечно, хорошо, но и к искусству есть желание прикоснуться.
А в дальнейшем… карьерный рост, для чего Иванов получает сейчас управленческое образование. Доведет первоклашек до четвертого класса - и завучем планирует стать, чтобы заниматься воспитанием детей не только в конкретном классе, но и во всей школе.