Коктебель, Волошин, Коляда и все-все-все

Коктебель, Волошин, Коляда и все-все-все
Евгения родом из Карталов, училась и работала в Челябинске. Уже пять лет она трудится в московских СМИ. По сути, ей удалось войти в одну черноморскую воду дважды: лауреатом конкурса в Коктебеле Евгения становилась также четыре года назад. Победительница рассказала о фестивале и поделилась мыслями о современной литературе.

Либералы не едут

Женя, расскажи о фестивале, в рамках которого прошел конкурс. Почему его проводят именно в Крыму?

Москва всем надоела, там слишком много литературных мероприятий устраивают. Поэтому в свое время поэт и критик Андрей Коровин решил проводить конкурс в доме-музее Максимилиана Волошина. Дом, как известно, был местом культурного притяжения в эпоху Серебряного века. А суть Волошинского конкурса в том, что это «премия престижа», то есть ценные призы победителям не дают. В номинациях «Проза», «Поэзия», «Драматургия» свои награды параллельно основным вручают различные толстые журналы, которые дружат с организатором фестиваля.
Ты победила в номинации «Репортажи, похожие на стихи». А свой материал «Чичук – предводитель желтоперых» не писала, случаем, специально под конкурс?
Нет, я же не конъюнктурна – пишу о том, что действительно нравится. Меня действительно вдохновил Евгений Борисович Чичук – старейший кенаровод столицы, специалист по канарейкам с овсяночным напевом.


Заявок на эту номинацию подали немного. Как сказал Андрей Коровин, художественная журналистика у нас иссякла. И с ним трудно не согласится: например, в «Известиях», где я сейчас работаю, не слишком рады очеркам и репортажам. Все хотят публиковать «электронную щебенку» – информационные беспристрастные материалы. Но они уже поднадоели...

Кстати, пользуясь случаем, благодарю журналистов «Челябинского рабочего», с которыми сотрудничала в свое время. Меня тогда действительно поддерживали в работе. В Москве наоборот – из тебя просто выжимают все соки.

Вернемся к фестивалю. Чем он был интересен в этом году?

Одну из самых необычных номинаций на этот раз объявил журнал «Октябрь». Смысл ее в том, что авторы старались проплыть в море с распечатками своих стихов как можно дальше и быстрее. Кто победит, того и опубликуют (причем, текст должен быть разборчивым после воды).

Вообще, раньше Волошинский фестиваль был очень представительным. На него однажды приезжал сам Саша Соколов, Бахыт Кенжеев постоянно вел разные мероприятия. Но после известных политических событий некоторые либерально настроенные поэты и писатели участвовать отказались.

Возврат в 90-е

В чем особенность поэтических текстов, которые звучали на чтениях?

Наметился отход к стилистике 90-х годов. Например, российские поэты представили немало образцов «жиганской поэзии», то есть связанной с мальчуковой жизнью подворотни. Она была актуальна лет 20 назад. И это не так уж плохо, если учесть, что актуализируются и некоторые направления уральской поэзии. Интересно выступили на фестивале украинские поэты. У них, конечно, всплеск в поэзии происходит в связи с политикой.
Еще выступал интересный прозаик из Казахстана – Илья Одегов. Он рассказывал о казахских литераторах, пишущих по-русски. Очень сильные стихи привел в пример. В частности, Айгерим Тажи, которая работает в нетрадиционной манере – у нее рифма неожиданно вспыхивает в разных местах текста. Вообще, страны СНГ были представлены солидно. Может, в стороне от России и пишется лучше.
Свой мастер-класс проводил Николай Коляда. Чем запомнился драматург?

Прежде всего, своими тюбетейками, которые менял каждые пять минут. Я у него спросила, зачем он ермолку носит, а Коляда говорит, мол, я же драматург, я должен выеживаться. Кроме того, Коляда запомнился фразой «засуньте туда еще и буратину, и скарлатину», он ее всегда повторял, когда пьесы ругал.

На своем мастер-классе Коляда учил, как нужно хорошо писать. Говорил, что надо становиться одним большим ухом и подслушивать. Сравнил произведение с вагоном, в котором открыты все купе. Автор должен вести своего читателя по этому вагону так, чтобы тот во все открытые двери заглянул. Но при этом буратинами и скарлатинами текст загромождать не надо. Еще он анонсировал издание 12-томного собрания своих сочинений и объявил об открытии своей частной театральной школы.

А что представляли современные драматурги на читках?
В драматургии, как и в поэзии, тоже стали преобладать чернушные темы из 90-х годов. Четыре года назад, когда я приезжала на фестиваль, победила драматург Виктория Доценко с пьесой про жизнь мигрантов. Хотя там тоже была горечь, но зато финал оказался просветленным. На этот раз член жюри, актриса Валерия Приходченко, тоже отметила эту тенденцию: пьесы стали очень безрадостными.

Антинародная башня из слоновой кости

Нынешняя победа – уже не первая для тебя на «Волошинском сентябре». Расскажи подробнее о прошлом успехе.

В 2011 году я выиграла с критической работой о поэзии Ксении Некрасовой (ее биография, кстати, связана с Уралом). Узнала о ней еще в детстве: в журнале «Огонек» опубликовали статью Евгения Евтушенко о поэтессе. В аспирантуре я уже работала над диссертацией о Некрасовой. Поскольку издали малую часть ее наследия, выезжала из Челябинска в Москву изучать архив. И пришла к выводу, что поэтесса совсем не такая, как о ней думали – не «безумная» и не «юродивая».

Какая же на самом деле?

У Некрасовой просто нетривиальное мышление, она относится к поэтам народного сознания. Велимир Хлебников в тексте «Учитель и ученик» противопоставил авторов-индивидуалистов «русской песне». Например, он писал: «Писатели единогласны, что русская жизнь есть ужас. Но почему не согласна с ними народная песнь?.. Бескорыстный певец славит Весну, а русский писатель Морану, богиню смерти». Некрасова и была таким природным поэтом. Например, когда она сталкивалась с проблемами в жизни (а судьба у нее трагическая), шла на природу и воспевала осла, естественность которого ставила все вещи на свои места.

Поэты с народным сознанием сегодня действуют в литературном поле?
Увы, нет. Современные стихотворцы заперли себя в башне из слоновой кости – связи с народом нет вообще никакой. Вот часто авторы жалуются, что поэзию никто не читает. Так не читают, потому что стихи плохие. Поэзия всегда основывалась на чем-то новом и прогрессивном. Сегодня этого нет.
Поэзия же должна быть молодой. А, например, в провинции продвигаться начинающим авторам трудно, поскольку к ним относятся хуже, чем к мигрантам. Боятся, что молодые литераторы займут чье-то место. Хотя если твое место в литературе могут занять, значит это было не твое место.

Справка

Евгения Коробкова. Родилась в Карталах в 1986 г. Закончила журфак ЧелГУ и Литинститут им. А. Горького. Работала журналистом в газетах «Челябинский рабочий», «Вечерняя Москва» и других. Лауреат премии Артема Боровика 2011 г. Вела интернет-передачу «Вечерние стихи». Стихотворения и критические статьи публиковались в журналах «Арион», «Знамя», «Зинзивер», «Ликбез», в «Антологии уральский поэзии» (том 3). Стихи переведены на польский, грузинский, болгарский и английский языки. Член жюри Балтийского Кубка по русской поэзии. В отдельных московских изданиях выходили ее переводы поэзии Уильяма Блейка и прерафаэлитов. Член Союза писателей Москвы.


Оформите заказ на услуги сантехника в Москве


VK31226318