Константин Захаров: «Чиновник должен уметь нести ответственность за свои решения»

Константин Захаров: «Чиновник должен уметь нести ответственность за свои решения»
- Константин Юрьевич, вам не кажется, что очевидно прогрессивные идеи (как, например, введение налоговых каникул для начинающих предпринимателей), воплощаются в законы с опозданием? Будь такой закон принят задолго до кризиса, мы бы уже сегодня жили в более комфортной экономической среде.

- По поводу опоздания я с вами не соглашусь. Сама по себе идея нулевой налоговой ставки для предпринимателей, зарегистрированных впервые, родилась на общественном форуме, который проводил в Москве Владимир Владимирович Путин. Было это в ноябре 2014 года. Бизнес-сообщество озвучило это предложение, и президент поручил министерствам и ведомствам его реализовать. Спустя всего месяц, был принят федеральный закон.
Челябинская область стала первым субъектом Российской Федерации, принявшим аналогичный закон на региональном уровне уже в январе 2015 года. Поэтому с точки зрения скорости реализации идеи приведенный вами пример, как раз, положительный.
Отрицательный же момент в том, что сама по себе юридическая возможность еще не является гарантией успешного развития. Необходимо вовлекать людей в этот процесс.

Здесь важны и позитивная пропаганда, и работа с налоговыми органами, общественными организациями, образовательными учреждениями, службой занятости населения, которые могли бы не только в доступной форме предоставить информацию потенциальным предпринимателям, но и создать слаженную и скоординированную систему вовлечения людей в занятие бизнесом. Целый комплекс мер! У нас их, к сожалению, недостаточно и они плохо скоординированы.
В результате, входя в кризис, мы не вполне мотивируем людей к поиску альтернатив на рынке труда, не формируем в их сознании новые устойчивые экономические модели домашних хозяйств. Соответственно, со своими новыми возможностями они познакомятся не от хорошей жизни, столкнувшись с экономическими трудностями и собирая по крупицам информацию о путях преодоления.
- Как определить, дают ли налоговые каникулы положительный эффект?

- Мы договаривались, что будем считать успехом, если в течение 2015 года впервые зарегистрируются примерно тысяча предпринимателей. Впоследствии их количество должно увеличиться в десятки раз.

- Сколько зарегистрировано сегодня?

- Около пятисот.

- Занятие бизнесом по плечу далеко не всем.

- Но попробовать себя на этом поприще может каждый.

- И не понести издержек?

- Издержки есть всегда. Во-первых, они связаны с тем, что любое новое дело предполагает получение дополнительных знаний, предварительное обучение.

Вторая группа издержек возникает на этапе обретения навыков. Даже если человек хорошо осведомлен о том, что делает, ошибки, трудности, барьеры неизбежны. Их важно уметь преодолевать.

Третий вид издержек – последствия рыночных рисков. Если мы впервые зарегистрированного предпринимателя бросаем сразу на третий этап (без знаний и хотя бы первоначального опыта), вероятность его экономического выживания резко снижается.
Кстати, в системе оценки выживаемости бизнеса есть коэффициент, который исчисляется процентом предприятий, созданных начинающими предпринимателями и сохранившихся в течение трех лет. В самых развитых странах, например, в США, такой процент не дотягивает и до десяти.
90 процентов новичков так или иначе терпят крах. Но этот крах не влечет ухода из бизнеса. Просто одно дело не получилось - можно открывать другое. Вы не найдете ни одного успешного бизнесмена, которому хотя бы раз в течение деловой карьеры после крупной неудачи не приходилось все начинать с нуля.

Если что-то сразу не получается, это не повод опускать руки. Надо пробовать еще и еще. Именно с фактором выживаемости связан стереотип о низком проценте людей, способных заниматься бизнесом.

- Не все на такое решаются?

- Многие предпочитают наемный труд, где риск остаться без работы ничтожно мал. Но в тех условиях, в которых мы живем сейчас, нужно быть смелее, активнее.
Кризис открывает новые возможности перед всеми – искать себя и находить. После каждой неудачи подниматься и все начинать сначала, добиваясь успеха. Такой взгляд на мир и выделяет предпринимателя.
Если людей психологически к этому готовить, то количество предпринимателей вырастет на порядок. Их будет не пять – десять процентов от экономически активного населения, а 25 – 40.

- Возможности для прохождения первых двух названных вами этапов в регионе имеются?

- Да. У нас, например, общество «Знание» обучает каждый год колоссальное количество людей. Основной контингент – пенсионеры, те, кто, выйдя на заслуженный отдых, сохранил активную жизненную позицию. Они овладевают компьютерной грамотностью, основами предпринимательства.

- Говорят, в этом возрасте сложно постигать новое.

- Но у многих получается! Потенциально пенсионеры - лучшие управляющие жилыми домами. Сегодня в системе ЖКХ идет колоссальная трансформация. Правда, реформа пробуксовывает. В основном из-за того, что жильцы не могут найти доверенное лицо, которое бы от их имени эффективно управляло жилищным фондом.
В то же время, из числа жильцов дома можно найти хотя бы одного толкового менеджера, способного взять на себя функцию координации интересов жильцов и управляющей компании. Такого человека, конечно, нужно обучать. Но зато он, став управдомом, сэкономит жильцам до 40 процентов их жилищно-коммунальных расходов.
И для такого человека это бизнес, а для собственников жилья - экономия расходов и высокое качество обслуживания! Он может регистрироваться как частный предприниматель.

Теперь посчитайте объем жилого фонда. Если на каждый дом или группу домов, объединённых одним двором, поставить управляющего, мы, с учетом названной экономии, создадим в этой сфере более десяти тысяч высоко производительных рабочих мест.

Но для того, чтобы это реализовать, нужно не ждать, пока сами по себе рыночным путем возникнут благоприятные условия, и сформируется рынок управдомами, а формировать этот рынок централизованно.
Процесс должен кто-то координировать. И этот «кто-то», конечно же, исполнительная власть. Она совместно с бизнес-сообществом могла бы создавать направления, куда бы люди шли осознанно, зная, к чему готовиться и чем заниматься в долгосрочной перспективе.
Вокруг таких направлений сразу же группируются система образования и подготовки кадров, кредитные учреждения, механизмы информирования об открывшихся возможностях, доброжелательная к предпринимателю фискальная система, благоприятные налоговые режимы и прочее.

То есть, целый комплекс институтов, завязанных на один проект. Управлять таким проектом должно государство, потому что масштаб очень серьезный. В нашем случае речь идет обо всей области, а не только об отдельных муниципалитетах.

- В каких еще сферах, кроме ЖКХ, сегодня может состояться успешный бизнес?

- Перспективная тема – молодежное предпринимательство. Студентов вузов необходимо готовить, в том числе, к открытию собственного высокотехнологического бизнеса.
Например, на площадке ЮУрГУ отличная материально-техническая база малой энергетики. Можно обучать молодежь, способную образовывать целые проектные группы, самостоятельно проектировать объекты, строить и запускать их в эксплуатацию. То есть выпускать из ВУЗа на дикий рынок не отдельных дипломированных специалистов разных областей знаний, а сгруппированных в проектные команды или даже предприятия.
Малая энергетика сегодня – растущий и очень перспективный рынок. Челябинская область могла бы готовить такие управленческие команды для всей страны и иметь здесь преимущество. Но людям нужно показать эти перспективы.

По сути, говорим о приоритетах регионального развития. Они должны быть на десятки лет вперед обозначены в стратегии развития территории. Тогда вокруг них начнут группироваться ресурсы и человеческий капитал.

- Как продвигаются направленные на развитие предпринимательства законопроекты, и какие препятствия возникают на их пути?

- Самая большая сложность – увязать взаимоисключающие интересы. Бюджету нужны доходы – основа социальной политики. Их можно получать двумя путями.

Первый – увеличить число субъектов бизнеса, которые в совокупности обеспечат рост объема денежных сборов.

Второй путь – поднять налоговые ставки и стремиться за счет этого подтянуть собираемость. Во втором случае зачастую достигается обратный эффект.
Мы наблюдали подобное несколько лет назад, когда министр финансов Кудрин увеличил страховые сборы с малого бизнеса, что привело к потере Россией почти полумиллиона частных предприятий. При этом запланированный рост собираемости налогов, на который рассчитывал министр, не состоялся. Все произошло ровно наоборот.
В результате уничтожена целая армия малого бизнеса, создававшаяся десятилетиями. А тот, кто подумывал открыть свое дело, получил сигнал: можно вложить десять лет жизни в предприятие, которое по чьей-то воле или недомыслию в один момент просто погибнет.

Кстати, пророчества современных финансовых деятелей о неизбежности роста налоговой нагрузки создают столь же негативный фон. Они не способствуют вовлечению в бизнес новых людей и в целом замораживают, ухудшают ситуацию в экономике.

Так вот, когда мы беремся за согласование касающихся бизнеса законов, стараемся все интересы выложить на стол. Стремимся убедить, например, министерство финансов в том, что налоговые льготы не приведут к появлению выпадающих доходов. Наоборот, снижение налоговых нагрузок делает территорию привлекательной для инвестиций и роста числа бизнес-субъектов. Тем самым, увеличится объем поступлений в бюджет.

- Власть и бизнес соревнуются в весомости аргументов.

- Сейчас, например, такое соперничество идет вокруг результатов очередного этапа оценки кадастровой стоимости земли. От этого, напомню, зависят суммы налоговых платежей в местный бюджет.
Так вот в среднем по Челябинску кадастровая стоимость земли может увеличиться на 40 процентов с лишним. По землям промышленности рост составит почти 70 процентов. Стоимость земли под отдельными системообразующими предприятиями (например, компании «Фортум») увеличится в семь раз.
Для чего это делается? Для того, чтобы с бизнеса получить дополнительные доходы в местные бюджеты. Причем, с того, который, на взгляд оценщика или чиновника твердо стоит на ногах.

Что делать таким организациям? Самое простое – переложить вновь возникшую издержку в величину тарифа. Тарифы, соответственно, непосредственно ударят по кошелькам простых горожан. Но для населения они регулируются государством.
Значит, компания существенно поднимет тариф для бизнеса. А тот, в свою очередь, вложит объемы потерь в цену товаров и услуг для населения и другого бизнеса, а кто не сможет этого сделать – обанкротится. Так раскручивается маховик инфляции, издержек и банкротств предприятий. Как видим, в данном случае, рост налогов разгоняет инфляцию, а значит, обесценивает и доходы бюджета, и доходы граждан.
Другой пример: у строителей кадастровая стоимость земель может вырасти в пять-семь раз. И это не может не отразиться на цене квадратного метра жилья. Соответственно, такое жилье покупаться не будет, а предложившие его компании обанкротятся.

Кстати, очень наивно полагать, что всего один-два процента роста издержек в структуре себестоимости не критичны для бизнеса. Когда Россия ввела против Евросоюза продовольственные контрсанкции, там случился кризис перепроизводства, резко упали цены на внутреннем рынке, и фермеры стали терпеть убытки. Хотя наша страна потребляла всего три процента произведенного в Европе продовольствия.

– Параметры роста кадастровой стоимости уже свершившийся факт? - Пока нет. Но первого ноября министерство имущественных отношений должно подписать акт выполненных работ по кадастровой оценке. До этого есть возможность внести исправления в оценку. На площадке Законодательного Собрания мы активно этим занимаемся.
Следующий этап защиты предпринимателей – работа непосредственно с муниципалитетами. По закону они имеют право вводить так называемые понижающие коэффициенты для разных категорий земель. Будет очень странно, если под социальными объектами, которые содержат предприятия и которые для бизнеса являются нагрузкой, земля стоила бы столько же, сколько под торговыми центрами.
- Если благоприятная бизнес-среда, в конечном итоге, полезна для бюджета, почему чиновники настаивают на невыгодном для нее налоговом бремени?

- Какова логика бюрократа: налоги снизим – получим выпадение доходов. А привлечет ли бизнес такое снижение – еще вопрос. К тому же надо тратить время на разработку стратегии развития муниципалитета, на достижение договоренностей с банками, потенциальными инвесторами… Представляете, какого уровня образования, грамотности и патриотизма должен быть чиновник, чтобы все это сделать!
- То есть, в отличие от предпринимателя, чиновник не готов брать на себя ответственность, выстраивая сложные и долгосрочные отношения с бизнесом. - Да! Хотя он должен это делать. Именно благодаря грамотности, патриотизму и ответственности за будущие поколения мы вспоминаем теперь столыпинские реформы как образец преобразований.
- Наша административная среда к конструктивному риску готова?

- Есть достаточное количество ответственных и грамотных людей во власти, которые имеют опыт работы в бизнесе, в промышленности. У нас губернатор – промышленник.

Вопрос в том, есть ли команда, которая находится не просто рядом с лидером, а представляющая собой управленческую цепь вплоть до уровня муниципалитета и разделяющая цели и ценности своего лидера.

Любое предприятие не в воздухе висит, а стоит на муниципальной земле. 99 процентов бизнеса находится на муниципальных землях. Значит, все те стратегические цели и задачи, которые ставит перед собой область, во-первых, должны гармонизироваться с федеральными стратегиями, с другой стороны согласованы с соседними регионами, чтобы выстраивать с ними олимпийскую, а не военную конкуренцию.

С третьей стороны, все это должно опираться на стратегии развития муниципалитетов. Пока в администрациях каждого муниципалитета свои взгляды на жизнь и желание получить как можно больше дотаций от области на бюджетное выравнивание.
Для этого необходимо показать, что ты хилый, слабый у тебя все плохо, люди страдают, и им нужно помочь. А как только муниципалитет начинает что-то зарабатывать сам, развивая бизнес на своей территории, ровно на сумму этих дополнительных доходов его сверху лишают субсидий и дотаций.
То есть, мотивации к развитию нет даже там, где люди грамотные и понимающие. Регион точно также получает субсидии и дотации из федерального центра только в том случае, если доказывает, что ему нужно сбалансировать бюджет.

- Страдальцем быть удобнее.

- В итоге все делают страдальческие лица, и само по себе развитие оказывается не выгодным. Принципиально на федеральном уровне нужно эту систему менять. В развитых странах доля муниципалитетов в консолидированном бюджете составляет более 50 процентов.

- По вашим ощущениям, федеральный центр на это может пойти?

- Тема на высоком уровне дискутируется довольно часто. Но проблему нельзя решить в одночасье за счет простого перераспределения средств. При Ельцине такие попытки делались. Выяснилось, что делегировать деньги нужно вместе с ответственностью за территорию. Всегда возникает вопрос о том, способен ли регион или муниципалитет нести социальную ответственность за население, распределяя ресурсы. Поэтому часто ответственность делегировалась, а деньги оставались у центра. Постепенно эту модель надо менять.
кухни в Дмитрове .

Оформите заказ на услуги сантехника в Москве


VK31226318