Константин Захаров: «Чиновник должен уметь нести ответственность за свои решения»
- Константин Юрьевич, вам не кажется, что очевидно прогрессивные идеи (как, например, введение налоговых каникул для начинающих предпринимателей), воплощаются в законы с опозданием? Будь такой закон принят задолго до кризиса, мы бы уже сегодня жили в более комфортной экономической среде.
- По поводу опоздания я с вами не соглашусь. Сама по себе идея нулевой налоговой ставки для предпринимателей, зарегистрированных впервые, родилась на общественном форуме, который проводил в Москве Владимир Владимирович Путин. Было это в ноябре 2014 года. Бизнес-сообщество озвучило это предложение, и президент поручил министерствам и ведомствам его реализовать. Спустя всего месяц, был принят федеральный закон.
Здесь важны и позитивная пропаганда, и работа с налоговыми органами, общественными организациями, образовательными учреждениями, службой занятости населения, которые могли бы не только в доступной форме предоставить информацию потенциальным предпринимателям, но и создать слаженную и скоординированную систему вовлечения людей в занятие бизнесом. Целый комплекс мер! У нас их, к сожалению, недостаточно и они плохо скоординированы.
- Мы договаривались, что будем считать успехом, если в течение 2015 года впервые зарегистрируются примерно тысяча предпринимателей. Впоследствии их количество должно увеличиться в десятки раз.
- Сколько зарегистрировано сегодня?
- Около пятисот.
- Занятие бизнесом по плечу далеко не всем.
- Но попробовать себя на этом поприще может каждый.
- И не понести издержек?
- Издержки есть всегда. Во-первых, они связаны с тем, что любое новое дело предполагает получение дополнительных знаний, предварительное обучение.
Вторая группа издержек возникает на этапе обретения навыков. Даже если человек хорошо осведомлен о том, что делает, ошибки, трудности, барьеры неизбежны. Их важно уметь преодолевать.
Третий вид издержек – последствия рыночных рисков. Если мы впервые зарегистрированного предпринимателя бросаем сразу на третий этап (без знаний и хотя бы первоначального опыта), вероятность его экономического выживания резко снижается.
Если что-то сразу не получается, это не повод опускать руки. Надо пробовать еще и еще. Именно с фактором выживаемости связан стереотип о низком проценте людей, способных заниматься бизнесом.
- Не все на такое решаются?
- Многие предпочитают наемный труд, где риск остаться без работы ничтожно мал. Но в тех условиях, в которых мы живем сейчас, нужно быть смелее, активнее.
- Возможности для прохождения первых двух названных вами этапов в регионе имеются?
- Да. У нас, например, общество «Знание» обучает каждый год колоссальное количество людей. Основной контингент – пенсионеры, те, кто, выйдя на заслуженный отдых, сохранил активную жизненную позицию. Они овладевают компьютерной грамотностью, основами предпринимательства.
- Говорят, в этом возрасте сложно постигать новое.
- Но у многих получается! Потенциально пенсионеры - лучшие управляющие жилыми домами. Сегодня в системе ЖКХ идет колоссальная трансформация. Правда, реформа пробуксовывает. В основном из-за того, что жильцы не могут найти доверенное лицо, которое бы от их имени эффективно управляло жилищным фондом.
Теперь посчитайте объем жилого фонда. Если на каждый дом или группу домов, объединённых одним двором, поставить управляющего, мы, с учетом названной экономии, создадим в этой сфере более десяти тысяч высоко производительных рабочих мест.
Но для того, чтобы это реализовать, нужно не ждать, пока сами по себе рыночным путем возникнут благоприятные условия, и сформируется рынок управдомами, а формировать этот рынок централизованно.
То есть, целый комплекс институтов, завязанных на один проект. Управлять таким проектом должно государство, потому что масштаб очень серьезный. В нашем случае речь идет обо всей области, а не только об отдельных муниципалитетах.
- В каких еще сферах, кроме ЖКХ, сегодня может состояться успешный бизнес?
- Перспективная тема – молодежное предпринимательство. Студентов вузов необходимо готовить, в том числе, к открытию собственного высокотехнологического бизнеса.
По сути, говорим о приоритетах регионального развития. Они должны быть на десятки лет вперед обозначены в стратегии развития территории. Тогда вокруг них начнут группироваться ресурсы и человеческий капитал.
- Как продвигаются направленные на развитие предпринимательства законопроекты, и какие препятствия возникают на их пути?
- Самая большая сложность – увязать взаимоисключающие интересы. Бюджету нужны доходы – основа социальной политики. Их можно получать двумя путями.
Первый – увеличить число субъектов бизнеса, которые в совокупности обеспечат рост объема денежных сборов.
Второй путь – поднять налоговые ставки и стремиться за счет этого подтянуть собираемость. Во втором случае зачастую достигается обратный эффект.
Кстати, пророчества современных финансовых деятелей о неизбежности роста налоговой нагрузки создают столь же негативный фон. Они не способствуют вовлечению в бизнес новых людей и в целом замораживают, ухудшают ситуацию в экономике.
Так вот, когда мы беремся за согласование касающихся бизнеса законов, стараемся все интересы выложить на стол. Стремимся убедить, например, министерство финансов в том, что налоговые льготы не приведут к появлению выпадающих доходов. Наоборот, снижение налоговых нагрузок делает территорию привлекательной для инвестиций и роста числа бизнес-субъектов. Тем самым, увеличится объем поступлений в бюджет.
- Власть и бизнес соревнуются в весомости аргументов.
- Сейчас, например, такое соперничество идет вокруг результатов очередного этапа оценки кадастровой стоимости земли. От этого, напомню, зависят суммы налоговых платежей в местный бюджет.
Что делать таким организациям? Самое простое – переложить вновь возникшую издержку в величину тарифа. Тарифы, соответственно, непосредственно ударят по кошелькам простых горожан. Но для населения они регулируются государством.
Кстати, очень наивно полагать, что всего один-два процента роста издержек в структуре себестоимости не критичны для бизнеса. Когда Россия ввела против Евросоюза продовольственные контрсанкции, там случился кризис перепроизводства, резко упали цены на внутреннем рынке, и фермеры стали терпеть убытки. Хотя наша страна потребляла всего три процента произведенного в Европе продовольствия.
– Параметры роста кадастровой стоимости уже свершившийся факт? - Пока нет. Но первого ноября министерство имущественных отношений должно подписать акт выполненных работ по кадастровой оценке. До этого есть возможность внести исправления в оценку. На площадке Законодательного Собрания мы активно этим занимаемся.
- Какова логика бюрократа: налоги снизим – получим выпадение доходов. А привлечет ли бизнес такое снижение – еще вопрос. К тому же надо тратить время на разработку стратегии развития муниципалитета, на достижение договоренностей с банками, потенциальными инвесторами… Представляете, какого уровня образования, грамотности и патриотизма должен быть чиновник, чтобы все это сделать!
- Есть достаточное количество ответственных и грамотных людей во власти, которые имеют опыт работы в бизнесе, в промышленности. У нас губернатор – промышленник.
Вопрос в том, есть ли команда, которая находится не просто рядом с лидером, а представляющая собой управленческую цепь вплоть до уровня муниципалитета и разделяющая цели и ценности своего лидера.
Любое предприятие не в воздухе висит, а стоит на муниципальной земле. 99 процентов бизнеса находится на муниципальных землях. Значит, все те стратегические цели и задачи, которые ставит перед собой область, во-первых, должны гармонизироваться с федеральными стратегиями, с другой стороны согласованы с соседними регионами, чтобы выстраивать с ними олимпийскую, а не военную конкуренцию.
С третьей стороны, все это должно опираться на стратегии развития муниципалитетов. Пока в администрациях каждого муниципалитета свои взгляды на жизнь и желание получить как можно больше дотаций от области на бюджетное выравнивание.
- Страдальцем быть удобнее.
- В итоге все делают страдальческие лица, и само по себе развитие оказывается не выгодным. Принципиально на федеральном уровне нужно эту систему менять. В развитых странах доля муниципалитетов в консолидированном бюджете составляет более 50 процентов.
- По вашим ощущениям, федеральный центр на это может пойти?
- Тема на высоком уровне дискутируется довольно часто. Но проблему нельзя решить в одночасье за счет простого перераспределения средств. При Ельцине такие попытки делались. Выяснилось, что делегировать деньги нужно вместе с ответственностью за территорию. Всегда возникает вопрос о том, способен ли регион или муниципалитет нести социальную ответственность за население, распределяя ресурсы. Поэтому часто ответственность делегировалась, а деньги оставались у центра. Постепенно эту модель надо менять.
- По поводу опоздания я с вами не соглашусь. Сама по себе идея нулевой налоговой ставки для предпринимателей, зарегистрированных впервые, родилась на общественном форуме, который проводил в Москве Владимир Владимирович Путин. Было это в ноябре 2014 года. Бизнес-сообщество озвучило это предложение, и президент поручил министерствам и ведомствам его реализовать. Спустя всего месяц, был принят федеральный закон.
Челябинская область стала первым субъектом Российской Федерации, принявшим аналогичный закон на региональном уровне уже в январе 2015 года. Поэтому с точки зрения скорости реализации идеи приведенный вами пример, как раз, положительный.Отрицательный же момент в том, что сама по себе юридическая возможность еще не является гарантией успешного развития. Необходимо вовлекать людей в этот процесс.
Здесь важны и позитивная пропаганда, и работа с налоговыми органами, общественными организациями, образовательными учреждениями, службой занятости населения, которые могли бы не только в доступной форме предоставить информацию потенциальным предпринимателям, но и создать слаженную и скоординированную систему вовлечения людей в занятие бизнесом. Целый комплекс мер! У нас их, к сожалению, недостаточно и они плохо скоординированы.
В результате, входя в кризис, мы не вполне мотивируем людей к поиску альтернатив на рынке труда, не формируем в их сознании новые устойчивые экономические модели домашних хозяйств. Соответственно, со своими новыми возможностями они познакомятся не от хорошей жизни, столкнувшись с экономическими трудностями и собирая по крупицам информацию о путях преодоления.- Как определить, дают ли налоговые каникулы положительный эффект?
- Мы договаривались, что будем считать успехом, если в течение 2015 года впервые зарегистрируются примерно тысяча предпринимателей. Впоследствии их количество должно увеличиться в десятки раз.
- Сколько зарегистрировано сегодня?
- Около пятисот.
- Занятие бизнесом по плечу далеко не всем.
- Но попробовать себя на этом поприще может каждый.
- И не понести издержек?
- Издержки есть всегда. Во-первых, они связаны с тем, что любое новое дело предполагает получение дополнительных знаний, предварительное обучение.
Вторая группа издержек возникает на этапе обретения навыков. Даже если человек хорошо осведомлен о том, что делает, ошибки, трудности, барьеры неизбежны. Их важно уметь преодолевать.
Третий вид издержек – последствия рыночных рисков. Если мы впервые зарегистрированного предпринимателя бросаем сразу на третий этап (без знаний и хотя бы первоначального опыта), вероятность его экономического выживания резко снижается.
Кстати, в системе оценки выживаемости бизнеса есть коэффициент, который исчисляется процентом предприятий, созданных начинающими предпринимателями и сохранившихся в течение трех лет. В самых развитых странах, например, в США, такой процент не дотягивает и до десяти.90 процентов новичков так или иначе терпят крах. Но этот крах не влечет ухода из бизнеса. Просто одно дело не получилось - можно открывать другое. Вы не найдете ни одного успешного бизнесмена, которому хотя бы раз в течение деловой карьеры после крупной неудачи не приходилось все начинать с нуля.
Если что-то сразу не получается, это не повод опускать руки. Надо пробовать еще и еще. Именно с фактором выживаемости связан стереотип о низком проценте людей, способных заниматься бизнесом.
- Не все на такое решаются?
- Многие предпочитают наемный труд, где риск остаться без работы ничтожно мал. Но в тех условиях, в которых мы живем сейчас, нужно быть смелее, активнее.
Кризис открывает новые возможности перед всеми – искать себя и находить. После каждой неудачи подниматься и все начинать сначала, добиваясь успеха. Такой взгляд на мир и выделяет предпринимателя.Если людей психологически к этому готовить, то количество предпринимателей вырастет на порядок. Их будет не пять – десять процентов от экономически активного населения, а 25 – 40.
- Возможности для прохождения первых двух названных вами этапов в регионе имеются?
- Да. У нас, например, общество «Знание» обучает каждый год колоссальное количество людей. Основной контингент – пенсионеры, те, кто, выйдя на заслуженный отдых, сохранил активную жизненную позицию. Они овладевают компьютерной грамотностью, основами предпринимательства.
- Говорят, в этом возрасте сложно постигать новое.
- Но у многих получается! Потенциально пенсионеры - лучшие управляющие жилыми домами. Сегодня в системе ЖКХ идет колоссальная трансформация. Правда, реформа пробуксовывает. В основном из-за того, что жильцы не могут найти доверенное лицо, которое бы от их имени эффективно управляло жилищным фондом.
В то же время, из числа жильцов дома можно найти хотя бы одного толкового менеджера, способного взять на себя функцию координации интересов жильцов и управляющей компании. Такого человека, конечно, нужно обучать. Но зато он, став управдомом, сэкономит жильцам до 40 процентов их жилищно-коммунальных расходов.И для такого человека это бизнес, а для собственников жилья - экономия расходов и высокое качество обслуживания! Он может регистрироваться как частный предприниматель.
Теперь посчитайте объем жилого фонда. Если на каждый дом или группу домов, объединённых одним двором, поставить управляющего, мы, с учетом названной экономии, создадим в этой сфере более десяти тысяч высоко производительных рабочих мест.
Но для того, чтобы это реализовать, нужно не ждать, пока сами по себе рыночным путем возникнут благоприятные условия, и сформируется рынок управдомами, а формировать этот рынок централизованно.
Процесс должен кто-то координировать. И этот «кто-то», конечно же, исполнительная власть. Она совместно с бизнес-сообществом могла бы создавать направления, куда бы люди шли осознанно, зная, к чему готовиться и чем заниматься в долгосрочной перспективе.Вокруг таких направлений сразу же группируются система образования и подготовки кадров, кредитные учреждения, механизмы информирования об открывшихся возможностях, доброжелательная к предпринимателю фискальная система, благоприятные налоговые режимы и прочее.
То есть, целый комплекс институтов, завязанных на один проект. Управлять таким проектом должно государство, потому что масштаб очень серьезный. В нашем случае речь идет обо всей области, а не только об отдельных муниципалитетах.
- В каких еще сферах, кроме ЖКХ, сегодня может состояться успешный бизнес?
- Перспективная тема – молодежное предпринимательство. Студентов вузов необходимо готовить, в том числе, к открытию собственного высокотехнологического бизнеса.
Например, на площадке ЮУрГУ отличная материально-техническая база малой энергетики. Можно обучать молодежь, способную образовывать целые проектные группы, самостоятельно проектировать объекты, строить и запускать их в эксплуатацию. То есть выпускать из ВУЗа на дикий рынок не отдельных дипломированных специалистов разных областей знаний, а сгруппированных в проектные команды или даже предприятия.Малая энергетика сегодня – растущий и очень перспективный рынок. Челябинская область могла бы готовить такие управленческие команды для всей страны и иметь здесь преимущество. Но людям нужно показать эти перспективы.
По сути, говорим о приоритетах регионального развития. Они должны быть на десятки лет вперед обозначены в стратегии развития территории. Тогда вокруг них начнут группироваться ресурсы и человеческий капитал.
- Как продвигаются направленные на развитие предпринимательства законопроекты, и какие препятствия возникают на их пути?
- Самая большая сложность – увязать взаимоисключающие интересы. Бюджету нужны доходы – основа социальной политики. Их можно получать двумя путями.
Первый – увеличить число субъектов бизнеса, которые в совокупности обеспечат рост объема денежных сборов.
Второй путь – поднять налоговые ставки и стремиться за счет этого подтянуть собираемость. Во втором случае зачастую достигается обратный эффект.
Мы наблюдали подобное несколько лет назад, когда министр финансов Кудрин увеличил страховые сборы с малого бизнеса, что привело к потере Россией почти полумиллиона частных предприятий. При этом запланированный рост собираемости налогов, на который рассчитывал министр, не состоялся. Все произошло ровно наоборот.В результате уничтожена целая армия малого бизнеса, создававшаяся десятилетиями. А тот, кто подумывал открыть свое дело, получил сигнал: можно вложить десять лет жизни в предприятие, которое по чьей-то воле или недомыслию в один момент просто погибнет.
Кстати, пророчества современных финансовых деятелей о неизбежности роста налоговой нагрузки создают столь же негативный фон. Они не способствуют вовлечению в бизнес новых людей и в целом замораживают, ухудшают ситуацию в экономике.
Так вот, когда мы беремся за согласование касающихся бизнеса законов, стараемся все интересы выложить на стол. Стремимся убедить, например, министерство финансов в том, что налоговые льготы не приведут к появлению выпадающих доходов. Наоборот, снижение налоговых нагрузок делает территорию привлекательной для инвестиций и роста числа бизнес-субъектов. Тем самым, увеличится объем поступлений в бюджет.
- Власть и бизнес соревнуются в весомости аргументов.
- Сейчас, например, такое соперничество идет вокруг результатов очередного этапа оценки кадастровой стоимости земли. От этого, напомню, зависят суммы налоговых платежей в местный бюджет.
Так вот в среднем по Челябинску кадастровая стоимость земли может увеличиться на 40 процентов с лишним. По землям промышленности рост составит почти 70 процентов. Стоимость земли под отдельными системообразующими предприятиями (например, компании «Фортум») увеличится в семь раз.Для чего это делается? Для того, чтобы с бизнеса получить дополнительные доходы в местные бюджеты. Причем, с того, который, на взгляд оценщика или чиновника твердо стоит на ногах.
Что делать таким организациям? Самое простое – переложить вновь возникшую издержку в величину тарифа. Тарифы, соответственно, непосредственно ударят по кошелькам простых горожан. Но для населения они регулируются государством.
Значит, компания существенно поднимет тариф для бизнеса. А тот, в свою очередь, вложит объемы потерь в цену товаров и услуг для населения и другого бизнеса, а кто не сможет этого сделать – обанкротится. Так раскручивается маховик инфляции, издержек и банкротств предприятий. Как видим, в данном случае, рост налогов разгоняет инфляцию, а значит, обесценивает и доходы бюджета, и доходы граждан.Другой пример: у строителей кадастровая стоимость земель может вырасти в пять-семь раз. И это не может не отразиться на цене квадратного метра жилья. Соответственно, такое жилье покупаться не будет, а предложившие его компании обанкротятся.
Кстати, очень наивно полагать, что всего один-два процента роста издержек в структуре себестоимости не критичны для бизнеса. Когда Россия ввела против Евросоюза продовольственные контрсанкции, там случился кризис перепроизводства, резко упали цены на внутреннем рынке, и фермеры стали терпеть убытки. Хотя наша страна потребляла всего три процента произведенного в Европе продовольствия.
– Параметры роста кадастровой стоимости уже свершившийся факт? - Пока нет. Но первого ноября министерство имущественных отношений должно подписать акт выполненных работ по кадастровой оценке. До этого есть возможность внести исправления в оценку. На площадке Законодательного Собрания мы активно этим занимаемся.
Следующий этап защиты предпринимателей – работа непосредственно с муниципалитетами. По закону они имеют право вводить так называемые понижающие коэффициенты для разных категорий земель. Будет очень странно, если под социальными объектами, которые содержат предприятия и которые для бизнеса являются нагрузкой, земля стоила бы столько же, сколько под торговыми центрами.- Если благоприятная бизнес-среда, в конечном итоге, полезна для бюджета, почему чиновники настаивают на невыгодном для нее налоговом бремени?
- Какова логика бюрократа: налоги снизим – получим выпадение доходов. А привлечет ли бизнес такое снижение – еще вопрос. К тому же надо тратить время на разработку стратегии развития муниципалитета, на достижение договоренностей с банками, потенциальными инвесторами… Представляете, какого уровня образования, грамотности и патриотизма должен быть чиновник, чтобы все это сделать!
- То есть, в отличие от предпринимателя, чиновник не готов брать на себя ответственность, выстраивая сложные и долгосрочные отношения с бизнесом. - Да! Хотя он должен это делать. Именно благодаря грамотности, патриотизму и ответственности за будущие поколения мы вспоминаем теперь столыпинские реформы как образец преобразований.- Наша административная среда к конструктивному риску готова?
- Есть достаточное количество ответственных и грамотных людей во власти, которые имеют опыт работы в бизнесе, в промышленности. У нас губернатор – промышленник.
Вопрос в том, есть ли команда, которая находится не просто рядом с лидером, а представляющая собой управленческую цепь вплоть до уровня муниципалитета и разделяющая цели и ценности своего лидера.
Любое предприятие не в воздухе висит, а стоит на муниципальной земле. 99 процентов бизнеса находится на муниципальных землях. Значит, все те стратегические цели и задачи, которые ставит перед собой область, во-первых, должны гармонизироваться с федеральными стратегиями, с другой стороны согласованы с соседними регионами, чтобы выстраивать с ними олимпийскую, а не военную конкуренцию.
С третьей стороны, все это должно опираться на стратегии развития муниципалитетов. Пока в администрациях каждого муниципалитета свои взгляды на жизнь и желание получить как можно больше дотаций от области на бюджетное выравнивание.
Для этого необходимо показать, что ты хилый, слабый у тебя все плохо, люди страдают, и им нужно помочь. А как только муниципалитет начинает что-то зарабатывать сам, развивая бизнес на своей территории, ровно на сумму этих дополнительных доходов его сверху лишают субсидий и дотаций.То есть, мотивации к развитию нет даже там, где люди грамотные и понимающие. Регион точно также получает субсидии и дотации из федерального центра только в том случае, если доказывает, что ему нужно сбалансировать бюджет.
- Страдальцем быть удобнее.
- В итоге все делают страдальческие лица, и само по себе развитие оказывается не выгодным. Принципиально на федеральном уровне нужно эту систему менять. В развитых странах доля муниципалитетов в консолидированном бюджете составляет более 50 процентов.
- По вашим ощущениям, федеральный центр на это может пойти?
- Тема на высоком уровне дискутируется довольно часто. Но проблему нельзя решить в одночасье за счет простого перераспределения средств. При Ельцине такие попытки делались. Выяснилось, что делегировать деньги нужно вместе с ответственностью за территорию. Всегда возникает вопрос о том, способен ли регион или муниципалитет нести социальную ответственность за население, распределяя ресурсы. Поэтому часто ответственность делегировалась, а деньги оставались у центра. Постепенно эту модель надо менять.
кухни в Дмитрове
.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве
пошив мужских костюмов на заказ спб в Санкт-Петербурге