«Наркотики — это нереальное зло». Врач-нарколог рассказал о зависимости своих пациентов
«Сидящие» на спайсе — это белки в колесе, употребляющие «соль» — ночные мотыльки. Они — опасность для самих себя и окружающих. Так считает заведующий отделением неотложной наркологической помощи Челябинской областной клинической наркологической больницы, врач высшей категории, психиатр-нарколог Дмитрий Виноградов.
- Дмитрий Борисович, сколько пациентов находится в стационаре вашего отделения?
- Около ста. Летом их всегда больше. Бывают дни, когда женщин чаще госпитализируют, бывают — когда мужчин. Почему так, научно обосновать не могу, но уверен, что все связано с лунными циклами. Человек очень чутко реагирует на геомагнитную нестабильность. В полнолуние больше всего привозят представителей сильного пола, в новолуние — слабого.
Примерно половина пациентов находится в стационаре нашей больницы по собственному желанию, других на «скорой» доставляют сотрудники психиатрических бригад, некоторых привозят полицейские.
Все госпитализированы из-за своих психических расстройств, связанных с употреблением каких-либо психоактивных веществ. У кого-то «белая горячка» от алкоголя, у кого-то припадки из-за наркотиков, лекарственных, синтетических или других неустановленных веществ. Каждый десятый пациент попал к нам из-за последствий употребления «дизайнерских» наркотиков, таких как спайс и «соль».
- Расскажите поподробнее про спайсовых и солевых наркоманов.
- Для начала хочу заметить, что грести всех пациентов, употребляющих синтетические наркотики, под одну гребенку неверно с точки зрения степени их опасности для окружающих и влиянию веществ на организм.
Курительная смесь спайс — синтетический псевдоканабиод, «соль» — синтетический психостимулятор. У «спайсовых» наркоманов на лицо состояние выраженного психомоторного возбуждения. У поступающих могут быть судороги, панические состояния, галлюцинации.
Если говорить по-простому, то «спайсовые» наркоманы — это белки в колесе. Они могут бегать из стороны в сторону и абсолютно не понимать, где находятся и кто они сами. Их речь несвязна, контакт, как правило, невозможен из-за рассеянности внимания. Если говорить об опасности таких граждан, то их агрессия, как правило, конвертируется внутри себя. Свои галлюцинации и видения они воспринимают как потенциальную угрозу.
Голоса, которые слышат, могут призывать их убить себя. Они видят тени, которые якобы пытаются напасть и изнасиловать. Движения спайсовых наркоманов бессмысленные, они не понимают, куда бежать, чтобы спастись. Поэтому бывают случаи, когда в попытке спрятаться от вымышленного источника неприятностей они решают покончить жизнь самоубийством.
У «солевых» наркоманов имеют место панические атаки. Под воздействием страха они хотят избавиться от объекта этого чувства. Уровень тревоги крайне высок. К примеру, человек видит черную машину, и он уверен, что едут именно за ним. Видит дерево и считает, что за стволом прячется полицейский или снайпер.
В этом случае аутоагрессия реализуется во вне. То есть наркоман хочет во что бы то ни стало осуществить какое-либо действие, дабы убрать источник своего страха.
К нам очень часто доставляют транзитных пассажиров с вокзалов, которые куда-нибудь ехали в поезде и по дороге что-нибудь употребили. В районе Челябинска их «накрыло» и они полетели, как мотыльки на свет, чтобы все разнести. То кирпичами бьют окна, то драки не на жизнь, а на смерть учиняют. Их действия целенаправленны и крайне агрессивны.
- Получается, что «соль» страшнее спайса?
- Как врач, такого я сказать не могу — любой наркотик губителен. Степень повреждения центральной нервной системы сильна в обоих случаях. Но если рассуждать с точки зрения общественной опасности, то человек, употребляющий «соль», представляет большую угрозу находящимся вокруг него людям, чем «сидящий» на спайсе.
Наркоманов на «солях» можно сравнить с заряженной батарейкой. Употребление психостимуляторов — то же самое, что все время давить на газ, забыв о педали тормоза. То есть центральная нервная система постоянно находится в перевозбужденном состоянии. Но выход-то все равно нужен. И вариантов здесь немного: либо у человека развивается сумасшествие, либо ему приходится увеличивать дозу и менять наркотик на более сильный. «Соль» — очень коварный психостимулятор. «Слезть» с него самостоятельно практически невозможно, ведь мозг перестает принимать адекватные решения.
- Среди ваших пациентов преимущественно молодежь?
- Еще лет семь назад, когда синтетические наркотики только стали появляться в нашей стране, основными пациентами, действительно, были молодые ребята и девушки. Сейчас жертва синтетического дурмана значительно «повзрослела». Некоторых наших пациентов, вы не поверите, приходят навещать их собственные внуки. И я не шучу.
- Как вы помогаете зависимым от новомодной «синтетики» людям?
- Поскольку за употребление этой «дури» расплачиваться приходится всему организму, то и лечение проводится комплексное. Поступившего в неадекватном состоянии человека погружают в сон, чтобы он отдохнул и не причинил никому вреда. Спустя шесть-восемь часов врачи проверяют его состояние. Если пациенту еще необходимо отдохнуть, его опять усыпляют. Но это я очень примитивно рассказываю, опуская подробности.
Есть граждане, которые уже через три-пять дней уходят от нас в трезвом уме и памяти. Другие находятся больше месяца. С ними работаю специалисты различных областей. К сожалению, некоторые возвращаются в больницу вновь. Есть даже такие, кто по три-четыре раза за год нас навещает.
- Дмитрий Борисович, Вы наверняка слышали о страшной трагедии в Подольске, когда 30-летний мужчина зверски расправился со своими маленькими детьми и пытался зарезать жену. Убийца признался на допросе, что на не укладывающийся в голове поступок он пошел из-за финансовых трудностей. Экспертиза показала: житель Подольска был трезв. Как вы считаете, нормальный человек мог пойти на подобное преступление?
- Я однозначно уверен, что позже эксперты признают его психически нездоровым. К тому же, полагаю, мужчина находился под воздействием каких-либо психотропных или психоактивных веществ, которые помутили его сознание.
Я считаю, что подобных жутких историй, когда родители убивают детей или дети убивают родителей, будет становиться все больше и больше. Наркотики — это нереальное зло. Человек, долгое время употребляющий какие-либо вещества, может казаться психически здоровыми. Но в какой-то момент произойдет «щелчок» — и все…
- На что обращать внимание родным, чтобы не пропустить пагубное пристрастие своего близкого человека?
- То, что любые наркотики —- это абсолютное зло, должно быть аксиомой в каждой семье, где воспитываются дети. Наркотики нельзя «попробовать»! Это же касается и алкоголя с сигаретами. Я, кстати, считаю, что табак и спиртное нельзя продавать лицам до 21 года. До этого возраста психика человека еще неустойчива, он находится в зоне высокого риска.
Что касается, признаков наркотической зависимости, то их масса. Насторожить домочадцев должны любые изменения в состоянии и поведении близкого. Излишнее возбуждение, раздражительность, сонливость, блеск в глазах, оживленная или, наоборот, смазанная речь. Стоит понаблюдать за родственником, а потом обязательно поговорить с ним по душам.
Если же поведение становится в высшей степени неадекватным и опасным для окружающих, то вы имеете полное право вызвать бригаду медиков, которые при необходимости и очевидном неблагополучии происходящего экстренно госпитализируют человека.
Фото: telegraph.co.uk