Марина Загидуллина: Магистратура: дверь может захлопнуться уже завтра
Если будет такой возврат – да, это значит именно исчезновение магистратуры из нашей жизни. Однако пока так радикально события не разворачиваются. Я говорила уже о том, что за годы существования «болонского» разделения высшего образования на бакалавриат и магистратуру к этой системе привыкли и вузы, и родители, и студенты, и работодатели. И было бы жаль опять тратить силы на «перестройку».
Но критика магистратуры – как слишком короткого пути к диплому – звучит постоянно. Что вообще можно успеть за два года в таком сложном деле, как образование?
Я поясню на примере магистратуры по журналистике в ЧелГУ – это мое «детище», мы открыли ее первыми на Южном Урале, а сейчас уже накопили замечательный опыт работы в такой форме. В чем поразительная особенность этой двухлетки? Мы зачисляем в магистратуру людей с высшим образованием – независимо от того, какое это образование. И за два года даем им возможность освоить и теорию, и практику журналистики.
Это становится реальностью по нескольким основным причинам. Во-первых, магистранты, получившие ранее высшее образование (неважно, по направлению «журналистика» или нет), уже освоили культуру учебного труда в вузе – а эти навыки и есть основа любого образования. Во-вторых, на журфак в магистратуру приходят только высоко мотивированные студенты – им жизненно нужны знания и навыки. В-третьих, мы строим каждому индивидуальную траекторию образования в зависимости от его интересов и задач. Согласитесь, это редкое преимущество, которое в «поточных» образовательных моделях реализовать невозможно.
Тогда получается, что очень много зависит от самого магистранта – насколько он вовлечен в задачи обучения? Но такой человек и без образования добьется поставленной цели! Зачем ему еще и магистратура?
Четвертую причину назову – для того, чтобы работать по профессии, теперь каждому нужен соответствующий диплом. И если ты в практической журналистике всю жизнь, как говорится, а образование у тебя филологическое (что замечательно само по себе), то настало время «вскочить в последний вагон» – получить профессиональное журналистское образование.
Ведь что произойдет, если вдруг мы вернемся к «пятилетке»? Возможность получить второе высшее образование усложнится и станет целой историей (заочное образование, как все помнят, занимало шесть лет!). Есть ли на это силы и время, хватит ли мотивации? В то же время, согласно указам Президента, во- всю готовятся профессиональные стандарты и всевозможные законы, требующие от любого профессионала соответствующего образования. И запросто может случиться так, что профессиональным журналистам придется на долгие годы «впрячься» в длинные образовательные модели – просто потому, что сейчас они «проморгают» возможность получить высшее образование быстро и четко в соответствии со своим профилем, своими производственными задачами.
Это касается и тех, кому всегда хотелось заняться практической журналистикой, кого восхищала и радовала эта профессия – но кто все надеялся, что сможет прийти в редакцию «просто так». Пришло время, когда все это стало не так уж и просто – исключительно из-за ограничений законодательства. В общем, ощущение такое, что сегодня шансов намного больше, чем будет завтра.
Как я понимаю, в одной группе в магистратуре могут оказаться и те, кто учился в бакалавриате на журналистике, и те, кто осваивал, скажем, экономику?
Да, это так. Как показывает опыт, успешны и те, и другие. Учебный план гибкий, позволяет сделать так, чтобы те, у кого нет вообще базы, ее быстро получили, а те, кто уже освоил первую ступень, не скучал. Кроме того, на перекрестках специальностей магистранты и добиваются превосходных результатов: нашу магистратуру успешно заканчивали историки, филологи, религиоведы, экономисты, программисты, юристы и представители других специальностей.
И все же вопрос остается: как научить журналистике за два года?
Постоянное совершенствование программы (учебного плана, набора дисциплин) – это наша сильная сторона, дающая преимущество перед другими вузами. Мы следим за тем, как реализуются наши магистранты. И, конечно, готовы менять план для того, чтобы магистерское образование шло в ногу со временем и потребностями наших студентов.
Именно в следующем учебном году мы запускаем обновленный учебный план магистратуры по направлению «журналистика» – мы учли пожелания наших студентов, провели большую работу по переосмыслению и перестройке плана. И теперь ответ на вопрос – как научить журналистике за два года – стал легче. Магистерская программа включает три основных блока: развитие интеллекта и эрудиции, освоение новейших технологий, журналистская практика.
То есть, никакой теории? Что значит «развитие интеллекта и эрудиции»?
Теория, конечно, предполагается. Это ведь образование, а образование не равно «профессиональным навыкам» – это серьезная перестройка мышления, невозможная без развития интеллектуальных способностей, начитанности, повышения грамотности и т. п. Для нашей программы самое главное – заложить принципы постоянного саморазвития человека. Без личностного роста в журналистике (как, наверное, и в любой другой отрасли деятельности) делать нечего. И этот рост – как ни удивительно – во многом связан с литературой, с развитием привычки к чтению, с совершенствованием литературного вкуса.
Мы от наших работодателей часто слышим – вы научите выпускников читать и думать, а мы научим остальному. Именно поэтому в магистерский план нового поколения мы включили довольно основательный блок курсов по современной (новейшей) литературе. Ведь художественная литература выполняет функции, близкие публицистике, смысловыявлению. Помочь магистранту сориентироваться в мире текстов и научить следить за литературным процессом – важная задача, решение которой и ведет к навыкам саморазвития. Конечно, не только литература – в план включены общетеоретические предметы. Однако их число (по сравнению с предыдущей версией программы) мы сократили – в основном за счет четкого выделения главного. Зато мы нашли возможность включить курс по современному искусству – для журналиста очень важно ориентироваться в самых разных областях арт-поля, от рэпа и хипхопа до стрит-инсталляций и флэшмобов.
Здорово, что в магистратуре по журналистике можно будет так широко взглянуть на культурную жизнь современного мегаполиса и даже космополиса. Но все же, как быть с собственно журналистским трудом?
А это как раз задача технологического и практического блока. Под технологиями мы понимаем как «классику» – технология создания интервью, репортажа, например, так и новейшие возможности использования техники – интернет-журналистику, программы для обработки звука и изображений, технологии новейших трендов в «подаче» журналистского произведения (форматы).
Инфографика, интерактивные формы, лонгриды и сторителлинг – все это давно стало обязательным «минимумом» навыков современного выпускника журфака. А на практиках, которых, кстати, в учебном плане предостаточно, магистранты учатся в производственных условиях эти навыки применять. Большое значение имеет и магистерская диссертация. Само это словосочетание звучит слишком академически, однако за ним скрывается очень важная для нас образовательная технология: магистранту предоставляется возможность досконально исследовать тот объект журналистских знаний, что особенно важен именно для него. А наши замечательные преподаватели помогут это сделать.
И все же вернемся к теме «захлопывания дверей», как Вы выразились в колонке. Кому стоит задуматься о магистратуре по журналистике в первую очередь?
Я думаю, прежде всего тем, кто откладывал «в долгий ящик» решение о получении журналистского образования. Это те, кто серьезно задумывается сменить сферу деятельности, но никак не может мобилизоваться. ЧелГУ, кстати, – чуть ли не единственный вуз в стране, в котором открыта заочная магистратура по журналистике. А это прекрасная возможность и получить образование, и не отрываться от работы. Очная магистратура тоже может быть совмещена с работой – наше расписание очень компактное, рассчитано на то, что студенты еще и работают.
Стоит задуматься о магистратуре и выпускникам бакалавриата, чувствующим, что их место – в сфере массовых коммуникаций. Ведь сегодняшний мир бесконечно расширяет само понятие о журналистике, а получение образование в этой области может оказаться очень значимым для тех, кто хочет реализовать себя в самых разных сферах, от блогерства до копирайтинга. И наконец, профессионалам-журналистам, не имеющим диплома о высшем журналистском образовании, тоже самое время прийти к нам. А то и впрямь дверь захлопнется – и будет жаль такой красивой упущенной возможности.
Вы говорите о магистратуре по журналистике. Это общее направление для всех?
Магистратура по журналистике действует у нас уже давно. Но есть и другие направления - например, международная журналистика, где большое внимание уделяется культурологии восточных стран, дипломатии, а также (что, конечно, здорово!) изучению восточных языков. Согласитесь, получить базовые знания китайского или японского языка за два года - это редкая удача.