Николай Горькавый: «Нелепое общественное устройство отстает даже от идей ребенка»

Николай Горькавый: «Нелепое общественное устройство отстает даже от идей ребенка»
Например, совсем недавно в одном из ведущих астрономических журналов мира Monthly Notices of the Royal Astronomical Society в соавторстве с физиком-теоретиком Александром Васильковым Николай Горькавый опубликовал статью о тайнах ускоренного расширения Вселенной.

О том, как получается заглядывать в Космос, не забывать про Землю и придумывать новые сюжеты для книг – в интервью порталу «Медиазавод».

«Мозги сливают в банковский унитаз»

- Николай Николаевич, вы как-то сказали, что интеллект – дороже нефти. Кто бы спорил. Но восполняемый ли это ресурс в применении к определенным территориям и не является ли перекос из-за утечки мозгов (интеллекта) преимущественно на одну сторону Земли нарушением закона равновесия?

- В СССР была создана мощная система подготовки естественно-научных кадров, которая всё еще жива в России и генерирует большое количество специалистов. Но в англоязычном мире есть простая и верная истина: «Use it or lose it» – «Используй или потеряешь».

Это относится ко всему – к любым интеллектуальным навыкам, вроде знания иностранного языка, или к физической мускулатуре: если не упражнять мозг и мышцы, то они деградируют.
То же самое со специалистами – Россия производит их, но не использует. Утечка их за границу – это не основная проблема. Главная проблема в том, что физики и математики, остающиеся в стране, не могут найти себе профессионального применения – уходят в банковский бизнес или в программирование.
Лично знаю молодого кандидата наук – гравитациониста из Нижнего Новгорода, который работает программистом, потому что научную работу найти трудно. Слышал, как в одном из ведущих российских банков гордо говорили – мы берем людей только из МФТИ и с мехмата МГУ. На хрена им эти люди? Это как телевизором орехи колоть. Но все просто – в банках дают хорошую зарплату, а в обсерватории молодому специалисту платят меньше, чем грузчику на базаре.

Корень российской проблемы «утечки мозгов» в том, что они сливаются в банковский унитаз. Причём, учёный из-за рубежа в российскую науку вернуться может, из банка – нет, он теряет там квалификацию за несколько лет.

Стоны об утечке мозгов часто являются лишь дымовой завесой для совсем обратной государственной политики. Я уехал из украинского Крыма в 1998 году по приглашению Академии наук США, когда украинские власти ясно дали понять: им столько учёных, оставшихся от СССР, не нужно. В нашей обсерватории устроили просто испытание на выживание: отключили отопление, зарплату, устроили перебои с электричеством и водой.
У меня на руках была семья, и я сделал то, что должен был сделать любой нормальный мужчина. Иногда слышишь в свой адрес – «предатель родины» (какой? Украины? – она мне не родина. России? Ей своих учёных некуда было девать, а украинские учёные из Крыма были тогда для России иностранцами).
Хотелось бы поговорить с такими болтунами на расстоянии вытянутой правой, чтобы они правильно восприняли мои аргументы.

- Героиня вашей книги «Астровитянка» – личность, направленная на восстановление справедливости. Социальная тема достаточно громко звучит в этом произведении. Это ваше понимание идеального устройства человеческого общества?

- Процитирую ушедшего от нас Фазиля Искандера: «Идеальное общество невозможно, потому что человек по природе своей неидеален». В «Астровитянке» показано обычное капиталистическое общество со всеми его родимыми пятнами и раковыми опухолями.

Я мечтаю лишь о том, чтобы в любом обществе было достаточное количество людей, мечтающих о справедливости – и что-то делающих для её достижения.

- В российской системе образования множество «черных дыр», она «хромонога». Ваши «Научные сказки», на мой взгляд, достойны включения в школьную программу. Поступали такие предложения? Если бы столь ярко, образно и доступно раскрывали те же законы физики на уроках, ребята бы не зевали, это бы положительно сработало и на раннюю профориентацию…
- Включение «Научных сказок» в школьную программу можно только приветствовать, но таких предложений не поступало. Я могу написать книги, но навязываться с ними не могу. Если родители, или учителя, или НОУ считают их полезными для образования детей, то пусть предлагают, теребят просвещающие верхи. Если чиновнику острую булавку снизу не воткнуть, то он шевелиться не будет. Это теорема.
- Становились ли реальностью, подтверждались ли ваши научные предположения как писателя-фантаста?

- В ходе написания книги я предположил существование тройных астероидов – и это вскоре подтвердилось. Гипотеза об антигравитации в рамках теории Эйнштейна сейчас строго доказана. Это значительно увеличивает шансы на то, что реализуется и книжное предсказание Гравикуба – устройства, которое черпает энергию из реликтовых гравитационных волн.

- Чем порадуете своих читателей, особенно юных, в следующий раз?

- В конце августа сдаю в печать новую книгу научных сказок, посвященную электричеству. Она должна выйти к Новому году. Юный читатель узнает, что успех Маркони, который первый передал радиограмму через Атлантику, связан с его смелым невежеством: он думал, что радиоволны проникают сквозь океанскую воду, хотя все грамотные физики знали, что это невозможно.

Оказалось, что Маркони помогла ионосфера, отразившая его волны за горизонт. Думаю, что не все и взрослые читатели знают, что первые телевизоры 20-х годов были не электронными, а механическими.

Вокруг и внутри себя

- Почему у паренька из рабочей семьи (отец и брат – сталевары), возникло желание прервать рабочую династию и обратить взор в Космос?

- Отец всегда мечтал получить высшее образование, но не сложилось – голод, детдом, война. Он был рад, что я поступил в университет и стал физиком, переживал за мои успехи и проблемы. Так что никто не настаивал на продолжении династии сталеваров. В школьное время я колебался между авиаконструктором и физиком-теоретиком.

- Путь к признанию был сложен? С чем пришлось столкнуться и что преодолеть на пути к мечте?

- В мировой науке царит такая же жестокая конкуренция, как и мировой политике, экономике или спорте. А в теоретической науке эта конкуренция еще более жёсткая, потому что критерии оценки научных теорий в условиях дефицита экспериментальных данных задаются не со стороны – избирателями, покупателями или судьями, а самими теоретиками, которые страдают от субъективизма не меньше других людей. Если в науке с тобой играют честно, то пора начать волноваться – неужели ты настолько бесполезен?
Так что я не понимаю, о каком признании вы говорите. Если это признание есть, то пусть кто-нибудь из челябинских миллионеров не купит себе новый бентли, а профинансирует гравитационно-волновую лабораторию. Слава ему в любом случае будет, а если нам повезет – то он станет самым богатым человеком на планете. Но будьте уверены – никто даже старой шины не пожертвует.
Все пользуются благами науки, одновременно ухитряясь не воспринимать учёных всерьёз. Фарадей, отец электрической эпохи, умер бы в бедности, если бы не милость английской королевы, подарившей ему домик возле одного из своих дворцов. Тесла, который дал миру переменный ток и современные электромоторы, 70 лет назад умер как раз в нищете.

Все думают, что мировые прорывы осуществляются какими-то гениями в столицах, но никак не в провинции. А вы знаете, что первый электронный компьютер был создан в 1942 году молодым преподавателем провинциального университета Айдахо и его аспирантом?
Этот компьютер был размером со стол и стоил 850 долларов. Если бы кто-нибудь из бизнесменов купил этот компьютер Атанасова-Берри и пустил на поток вместе с кинескопами Зворыкина, то эпоха персоналок и интернета началась бы гораздо раньше, и список самых богатых людей мира сейчас выглядел бы совсем по-другому.
Вместо этого хитроумный столичный человек взял идею этого провинциального компьютера, и продал её богатым военным, построив им громадину ЭНИАК за полмиллиона долларов. Компьютеры накрылась секретностью и на сорок лет воцарились на земле в виде огромных и дорогих мастодонтов.

Я всегда говорю – нет провинциальной науки, есть провинциальное мышление. И настоящего признания ни у кого из учёных нет.

- Ваша главная педагогическая установка для собственных детей…

- Родители могут воспитывать только одним способом – личным примером. Как положительным, так и отрицательным. Этот главный воспитательный момент никакими педагогическими установками не изменишь и не исправишь. - Где на все – на науку, писательство, разъезды, семью находите время?
- Я сплю по шесть часов и не смотрю телевизор. Смартфон и твиттер меня не отвлекают, потому что у меня их нет, и не будет. Каждый человек, где бы он ни работал, может найти 10-20 свободных часов в неделю. Вопрос - на что он их тратит. Кто-то расходует на рыбалку (завидую!) или на ловлю покемонов. Я трачу на интересную мне науку и книги.
И обычно больше одного большого проекта двигать не получается. Книгу по болиду я сдал осенью прошлого года. С ноября 2015 заискрила гравитация – и в апреле 2016 статья была послана в журнал. С апреля по август работал над научно-популярной книгой. Вот сдам – и плотно возьмусь за гравитацию, это прорыв и там куча интересного.

Вторая часть интервью выйдет на Медиазаводе на следующей неделе


Коллаж Владимира Закатова.
VK31226318