Сергей Петрушин: «Изучаем то, что происходит за окном»
На смену школьным политинформациям пришли новые элементы обществоведческого образования: экономика и геополитика. В процессе общего развития старшеклассники имеют возможность познакомиться с социально-экономической основой человеческого существования.
Навыки адекватного восприятия новых условий жизни и экономической культуры расширяют кругозор, учат анализировать, обобщать, делать выводы, даже позволяют детям выбрать себе социальную роль на будущее. Но знает ли кто-нибудь, как преподавать эти предметы?
Почетный работник общего образования, учитель истории и обществознания школы № 59, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Сергей Петрушин с экономикой и геополитикой знакомит не только старшеклассников, но и учителей, сотрудничая с Челябинским институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования. Наш разговор сегодня об особенностях этих дисциплин.
- Существует большое количество учебников, но как преподавать экономику в школе не знает никто? Или вы знаете?
- Не знает никто. Я не могу сказать, что большой специалист в этой области, потому что экономика - слишком масштабный предмет. Учебники по обществознанию страдают отсутствием системных блоков по экономике и праву. Материала крайне недостаточно! Эти разделы приходится преподавать в рамках элективных курсов (обязательные для посещения курсы по выбору учащихся. - Авт.) Есть серьезные учебники по экономике с хорошими практическими работами. Но для меня проблема заключается именно в практической части, потому что это наука прикладная. Много задач, формул, графиков… Для историка сложновато.
- А почему историк вынужден преподавать экономику?
- Потому что это общественная дисциплина, которая изучается в рамках курса обществознания.
- Какова мотивация к изучению экономики в школе?
- Мотивация простая - сдать ЕГЭ по обществознанию. Хотите хорошие баллы на экзамене - надо заниматься экономикой. Я преподаю ее на элективном курсе, потому что практически треть контрольно-измерительных материалов по обществознанию – это экономика. Базовые экономические знания в любом вузе пригодятся. Вообще обществознание –самый выбираемый предмет.
- По причине легкости?
- Так принято считать, но на самом деле причина другая. Многие вузы требуют обществознание на своих факультетах. Поэтому дети вынуждены выбирать этот предмет, просто чтобы поступить в высшее учебное заведение.
- А что по поводу легкости скажете? В нашем отрочестве уроки проходили под знаком «а, чего-нибудь наболтаю...»
- Контрольно-измерительные материалы сильно поменялись с момента появления ЕГЭ. Сейчас, например, нет заданий, предполагающих выбор ответов. Поэтому просто ткнуть пальцем наудачу и попасть уже не получится. Наболтать, конечно, можно... Но на ЕГЭ надо же изложить свои мысли на бумаге, причем сделать это четко и конкретно.
Что же касается текущих уроков, то они скорее не легкие, а интересные. Мы изучаем то, что происходит за окном. Это же знания об обществе, в котором живем, о разных его аспектах. Так или иначе, мы затрагиваем все вопросы окружающей действительности, и детям это, безусловно, импонирует.
Отсюда и определенная легкость - «…мы же вроде знаем, что там за окном происходит».
- И много ерунды «набалтывают» на уроках?
- Бывает (смеется). Но в основном это связано с несоответствием бытового и научного понимания терминов. Стабильно путают деньги и капитал, стоимость и цену, прибыль и доход.
- Как сделать урок экономики интересным?
- Специально мне ничего не приходится выдумывать. В принципе методика преподавания экономической теории оптимальна. Она по сути обществоведческая. Сами темы интригуют подчас: «Спрос и предложение», «Конкуренция», «Монополии»… - это все живое. «Как ведет себя доллар» - всем же интересно, почему он скачет.
- И детям?
- Конечно! Они же прекрасно понимают, что такое деньги.
- Хотите сказать, получаемые на уроках экономики знания помогают детям воспринимать окружающую действительность адекватно и реже просить у родителей деньги «на мороженку»?
- Безусловно, помогают. Хотя и вопросов возникает много. Почему мы живем до сих пор не очень хорошо? Почему у нас экономические проблемы? Мы же их видим, сталкиваемся. Почему у нас зарплаты невысокие по сравнению с Европой и США, хотя работаем-то мы, не покладая рук?..
- И что вы отвечаете детям на эти простые жизненные вопросы?
- На простые вопросы, как правило, ответить сложнее всего. Вообще страна у нас в сложном экономическом положении находится. У экономики России чисто колониальный характер: запрещено иметь свое производство, свои деньги, кредиты, мозги, науку, образование…
- Вас не уволят?..
- Не знаю (смеется). Но ведь не я один так думаю. В середине 90-х годов начал понимать: что-то у нас не то происходит в экономике. Разве можно развивать ее, взяв кредит под 25 - 30 процентов? Это какую нужно иметь прибыль? Получается, кредит в рублях - не вариант.
До санкций можно было взять кредит в долларах или в евро за границей под залог. Но разоряясь здесь, вы отдаете свою собственность «туда». К тому же кредит «на все» там не дают. Остается только сырьевой сектор. Конечные производства фактически запрещены, кроме «военки», которую еще государство отстаивает.
К примеру, Челябинский тракторный завод - конечное производство, он выпускал трактора. Завод умер по большому счету. Я сам с ЧТЗ, родители на этом производстве отработали по 30 лет, так что это моя боль. Даже тот кусок, который остался для «Уралвагонзавода», выпускающего двигатели для танков, и тот уже умирает.
- Сложно идти на занятия с осознанием, что выхода у нас нет?
- Выход всегда есть. Но он очень тяжелый, сложный и небыстрый. Как бы ни было, дети должны понимать, в какой действительности они живут.
Мы неплохо работаем, просто у нас колониальный тип экономики. Если о деньгах опять же говорить… Почему тот же доллар стоит больше шестидесяти рублей, а не двадцать, к примеру? Что такое спрос и предложение на валютном рынке? Кто там играет? Центральный банк, у которого, по Конституции, одна задача - поддержание национальной валюты. Есть резервы, которыми банк мог бы воспользоваться. Но этого не происходит. Возникает вопрос: на кого работает Центральный банк?
- Надо у школьников спросить… А что важнее для вас как для учителя: осознание учеником взаимосвязи понятий или знание большого количества фактов?
- Существует два подхода в преподавании. Один - знаниевый, второй - деятельностный, когда человек на основе знаний может выстраивать логические цепочки и делать выводы. И то, и другое важно. Особенно - в обществоведческих дисциплинах.
Если не знаешь фактов и событий, ты и выводов никаких не сделаешь. А кто владеет прошлым, тот владеет и будущим. Это как в Украине. Там ведь события начались не вчера, а 25 лет назад, когда поменяли учебники истории. На них выросло поколение - и стал возможен майдан. Чтобы у нас не случилось подобного, правительство России ввело историко-культурный стандарт.
- Вас уволят!
- За что? Это ведь правда. Ее нормально все воспринимают: и ученики, и учителя. На самом деле единственный, кто пытается изменить ситуацию, - это президент. Беда в том, что он окружен большим количеством людей, этого не желающих. У них одна цель - встроиться в ряды мировой элиты. А Путин - как раз наоборот - пытается выйти из-под власти мировой элиты и свою элиту заодно «почистить». Но пока процесс идет тяжело.
- Вы ведете диалог с учениками или предпочитаете, чтобы они внимательно вас слушали?
- На разных этапах урока свои цели и задачи. Если нужно выдать какой-нибудь важный материал, то, конечно, это монолог. А дальше - обсуждение. Это и диалог, и полилог. Есть множество форм группового взаимодействия учащихся, которые позволяют раскрыться, на уроке поговорить о чем-то вполне законном (смеется).
- До жестких споров дело не доходит?
- Нет. Уровень все-таки несопоставим. Хотя я не давлю, пытаюсь вовлекать учеников в совместную творческую деятельность.
- А основы предпринимательской деятельности вы закладываете?
- Да, это элемент экономики. Объясняю, что такое предприниматель, какая на нем ответственность, какие существуют риски. У нас даже есть тема «Прибыль и экономические издержки». Предприниматель может получить как прибыль, так и прибыль с минусом - убытки. И учащиеся задумываются: надо ли им в будущем заниматься такой деятельностью?
- Геополитика способствует генерации новых идей. Много ли их вам доводилось слышать от учеников?
- Честно говоря, не слышал. Это наука у нас практически еще слабо развита. Последним отечественным геополитиком, я думаю, был Лев Гумилев со своей евразийской теорией.
Российская геополитическая школа - это в основном евразийцы. Она не агрессивная. А в мировой геополитике господствует англо-саксонская школа. По мысли ее представителей, главным врагом англосаксонского мира всегда была и остается Россия.
- Это почетно или опасно?
- Это и почетно, и опасно. Как сказал идеолог внешней политики США Бжезинский, «Америка в XXI веке будет развиваться в ущерб России, за счет России и на обломках России». Как вам такая перспектива? Мне - не очень.
- Неужели с детьми на полном серьезе можно обсуждать проблемы глобализации и интеграции?
- Конечно, обсуждаем! Проблема глобализации входит в курс обществознания. Это процесс, который виден. Интернет - разве не инструмент глобализации? Ребенок может в любой момент зайти на любой сайт. Или глобализация культуры. Что у нас, Голливуд не господствует в мировом кинематографе? А мировой авторынок чем не глобализация? Все переплетено и взаимосвязано.
- А про учебники что вы можете сказать?
- Есть такая проблема, но она решается. Отказались от большого количества учебников по истории, оставили три комплекта. Пока, правда, не могу сказать, настолько они хороши или плохи. Но, во всяком случае, это движение в правильном направлении. Ну не надо нам двадцать учебников по истории! То же самое нужно сделать и в обществознании.
По сути, мы пять наук объединили этим понятием - экономика, политология, правоведение, социология, философия. По этой причине какого-то цельного видения зачастую не получается. Сейчас федеральный государственный образовательный стандарт пытается это преодолеть.
Речь идет о надпредметных и личностных результатах образования, которые бы в целом нам помогли сформировать мировоззрение человека. Вот это главное, на мой взгляд. Знание отдельных наук еще не делает тебя разумным. Важно вложить в детей основные представления о мире, человеке, познании. И в этом смысле побольше бы внимания уделять философскому аспекту. Я сам очень люблю философию, вел элективный курс.
С точки зрения обществознания, важно донести до школьников, что человек - это некое особое существо, которое не просто так появилось на этой планете и у которого есть какие-то задачи. Не знаю, правда, насколько современная цивилизация отвечает этим задачам… Здесь мы на пересечении науки и религии. Кто такой человек? Какова его роль? Что он может, а что не может познать в этом мире?.. Надо над обыденностью подняться. Сверху все чуть-чуть виднее и понятней.