Сергей Зырянов: «Нужно перевернуть пирамиду ценностей в управлении»
Мы не знаем, что будет через год. Между тем для нормального развития государства, региона или муниципалитета нужно научиться видеть жизнь в обозримой перспективе.
- В 1973 году в издательстве «Прогресс» вышла книга немецких авторов Байнхауэра и Шмакке «Мир в 2000 году». Они попытались систематизировать существовавшие на начало 70-х годов прогнозы. Я полистал ее и, знаете, ведь частично прогнозы реализовались.
Однако нужно понимать, что возможности даже коллективного разума ограничены и поэтому далеко не все прогнозы сбываются. К тому же в последнее время в прогностике возникла еще одна новая тема - эффект, так называемого «черного лебедя», то есть некоторого непредсказуемого фактора, имеющего значительное влияние и последствия.
И, тем не менее, человек всегда думает, должен думать о будущем. Голсуорси писал: «Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет».
- Есть ощущение, что россияне и власти избегают серьезных раздумий о будущем?
- Почему?
- Причины три. Первая - в основу стратегии заложена линейная экстраполяция имеющихся данных на период до 2020 года. Вторая - разработчикам российской стратегии было сказано: предложите только экономическую стратегию развития, но тему политических институтов не трогайте. Наконец, дважды возникал тот самый «черный лебедь» - в 2008 - 2009 и 2014 - 2015 годы случились в целом прогнозируемые, но неучтенные при разработке стратегии кризисы. Это третья причина.
- Реально. Пример - план выхода США из финансово-экономического кризиса 2008 года. Они целенаправленно, методично и терпеливо, маленькими шажками добивались того, чтобы экономика начала расти. Сначала прирост был небольшой, но сейчас он в пределах 2,5 - 3 процентов - это не мало. Что они сделали - обнулили базовую ставку рефинансирования. В итоге деньги пошли в экономику, оживили ее. Не хочу сказать, что это же надо делать в России, но совершенно определенно то, что надо было принять стратегическое решение и долгие годы столь же терпеливо работать, чтобы получить отдачу.
- Как бы вы оценили сегодня, спустя полтора года, региональную Стратегию-2020?
- Я полагаю, что в условиях продолжительного кризиса даже базовый сценарий этой стратегии вряд ли будет реализован. Изначально было принято диктуемое обстоятельствами управленческое решение сделать коррекцию показателей стратегии развития региона. Требования к подобным документам задаются федеральным центром, и стратегия была скорректирована в соответствии с ними. Уже после разработки региональной стратегии в июне 2014 года был принят закон ФЗ № 172 «О стратегическом планировании в РФ». Он внес существенные улучшения в методику создания стратегии.
- Примерно. Вряд ли сегодня можно больше, чем на три-пять лет планировать развитие региональной социоэкономической системы. И это должен быть документ, основанный на принципах вероятностного, индикативного скользящего планирования.
- А прогнозирование?
- Она добросовестно разрабатывалась в 2014 году как традиционный документ по лекалам и методикам прошлого столетия. Хотя имелась возможность использовать другие, новые, современные методики.
- Это более качественный документ?
- Заметно, что его авторы использовали для разработки более широкое информационное поле. Но с точки зрения методологии, это, в целом, все та же, только еще раз скорректированная линейная экстраполяция в будущее процессов прошлых периодов.
- Первое: необходимо рассматривать регион как саморазвивающуюся систему. При таком подходе появляется реальное видение возможностей развития, а также финансовых и людских ресурсов, которые можно будет использовать на проекты реализации этих возможностей. К примеру, привлечение финансов - это вопрос убедительности в демонстрации перспективности Челябинского регионального социума и экономики, привлекательности бизнес-среды для конкретных инвесторов, как внутренних, так и внешних.
- С чего следует начинать?
- Можно пойти таким путем - определить относительно небольшой круг предприятий в трех-четырех приоритетных для региона отраслях, которые в перспективе 5 - 10 лет станут драйверами и флагманами экономического развития. На них и следует сосредоточить основные ресурсы. Решая проблемы вся и всех, мы только нивелируем усилия, распыляем ресурсы, которые и так весьма невелики. А для сегмента предприятий малого и среднего бизнеса ключевым фактором является свобода принятия решений, ограниченная только рамками закона и здравым смыслом. Поэтому надо убрать излишние административные барьеры.
- Как выбрать нужные предприятия? Каковы критерии?
- Конечно, нет. Эти предприятия создадут возможность роста экономики региона. Главные ресурсы развития региона находятся в руках регионального социума.
- Что мы должны сделать?
- Мы должны отказаться от чисто технократического подхода к социальному прогнозированию, перейти в другую плоскость – прогнозировать, планировать и развивать человеческий капитал. В этом смысле ИЧР - хороший интегральный показатель жизнеспособности не только региона, но и муниципалитета, а также эффективности усилий власти по развитию территории.
- То есть объем ВРП уже не актуален?
- ВРП становится одним из индикаторов на второй линии прогнозирования. А первая и главная точка концентрации усилий - развитие человека.
Что нам мешает это делать и как изменить ситуацию? Об этом размышляет директор Челябинского филиала РАНХиГС, доктор политических наук Сергей Зырянов.- Сергей Григорьевич, насколько результативным может быть прогнозирование будущего?
- В 1973 году в издательстве «Прогресс» вышла книга немецких авторов Байнхауэра и Шмакке «Мир в 2000 году». Они попытались систематизировать существовавшие на начало 70-х годов прогнозы. Я полистал ее и, знаете, ведь частично прогнозы реализовались.
Однако нужно понимать, что возможности даже коллективного разума ограничены и поэтому далеко не все прогнозы сбываются. К тому же в последнее время в прогностике возникла еще одна новая тема - эффект, так называемого «черного лебедя», то есть некоторого непредсказуемого фактора, имеющего значительное влияние и последствия.
И, тем не менее, человек всегда думает, должен думать о будущем. Голсуорси писал: «Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет».
- Есть ощущение, что россияне и власти избегают серьезных раздумий о будущем?
- Возможно, оно появилось после неудачного опыта реализации коммунистического проекта… Мы испытали шок от неудавшегося советского прогнозирования и планирования. Никак не соберемся с мыслями. В любой политической системе ответственность за понимание настоящего и прогноз будущего в первую очередь лежит на властвующей и интеллектуальной элите. Одна из главных функций власти - ставить цели в развитии российского социума и делать все возможное для их достижения.Цели вроде бы ставят. На федеральном уровне дважды была принята «Стратегия-2020». Но этот прогнозный проект так и остался во многом невостребованным в повседневной практике государственного управления.
- Почему?
- Причины три. Первая - в основу стратегии заложена линейная экстраполяция имеющихся данных на период до 2020 года. Вторая - разработчикам российской стратегии было сказано: предложите только экономическую стратегию развития, но тему политических институтов не трогайте. Наконец, дважды возникал тот самый «черный лебедь» - в 2008 - 2009 и 2014 - 2015 годы случились в целом прогнозируемые, но неучтенные при разработке стратегии кризисы. Это третья причина.
В отличие от кризиса 2008 года нынешний более серьезный - он имеет системный характер и совпал с кризисом в отношениях России с экономически развитыми странами. В итоге мы живем решением проблем сегодняшнего дня. Отказались от трехгодичного планирования бюджета. Это плохой признак. Он говорит о том, что у нас в руках осталось не так много управляемых ресурсов и их не хватает для развития.- Мир сегодня меняется быстро. Насколько в такой ситуации в принципе реально строить какие-либо стратегии?
- Реально. Пример - план выхода США из финансово-экономического кризиса 2008 года. Они целенаправленно, методично и терпеливо, маленькими шажками добивались того, чтобы экономика начала расти. Сначала прирост был небольшой, но сейчас он в пределах 2,5 - 3 процентов - это не мало. Что они сделали - обнулили базовую ставку рефинансирования. В итоге деньги пошли в экономику, оживили ее. Не хочу сказать, что это же надо делать в России, но совершенно определенно то, что надо было принять стратегическое решение и долгие годы столь же терпеливо работать, чтобы получить отдачу.
- Как бы вы оценили сегодня, спустя полтора года, региональную Стратегию-2020?
- Я полагаю, что в условиях продолжительного кризиса даже базовый сценарий этой стратегии вряд ли будет реализован. Изначально было принято диктуемое обстоятельствами управленческое решение сделать коррекцию показателей стратегии развития региона. Требования к подобным документам задаются федеральным центром, и стратегия была скорректирована в соответствии с ними. Уже после разработки региональной стратегии в июне 2014 года был принят закон ФЗ № 172 «О стратегическом планировании в РФ». Он внес существенные улучшения в методику создания стратегии.
Но, на мой взгляд, даже в самой формулировке закона заложено противоречие между понятиями прогнозирование и планирование. Планирование, - это один способ видения будущего. Он требует детальной проработки. Планирование осуществляется на короткую, иногда среднюю дистанцию.- Пятилетки?
- Примерно. Вряд ли сегодня можно больше, чем на три-пять лет планировать развитие региональной социоэкономической системы. И это должен быть документ, основанный на принципах вероятностного, индикативного скользящего планирования.
- А прогнозирование?
- Прогнозирование - это другой способ видения будущего с горизонтом до 20 - 30 лет. При этом прогнозирование не занимается деталями. В прогнозе описываются принципиальные качественные характеристики будущих технологий, порождаемых ими изменений в экономике, развития социума, включая отношения между властью и обществом.- В чем же проблема региональной «Стратегии-2020»?
- Она добросовестно разрабатывалась в 2014 году как традиционный документ по лекалам и методикам прошлого столетия. Хотя имелась возможность использовать другие, новые, современные методики.
Мы сейчас завершаем 2015 год, посмотрите, что в это время прогнозировала «Стратегия»? К примеру, по показателю реальной зарплаты прогнозировалось, что в 2015 году будет рост в сравнении с 2014 годом на 4,6 - 8,9 процента. По факту за первые девять месяцев этого года мы имеем снижение этого показателя на минус 1,9 процента.А вот по индексу промышленного производства прогноз оказался более точным. Ожидался диапазон изменений от плюс 3,7 до минус 0,5 процента, а фактически на октябрь 2015 года получили минус 0,6. Понятно, из-за чего так происходит, из-за прилетевшего «черного лебедя». Но в этой ситуации власть должна своевременно актуализировать прогноз. Такая попытка губернатором Б. Дубровским уже предпринята. К работе по коррекции стратегии была привлечена серьезная консалтинговая группа. Существует даже предложенный ею проект развития Челябинской области до 2030 года. Сейчас он анализируется экспертами.
- Это более качественный документ?
- Заметно, что его авторы использовали для разработки более широкое информационное поле. Но с точки зрения методологии, это, в целом, все та же, только еще раз скорректированная линейная экстраполяция в будущее процессов прошлых периодов.
На мой взгляд, сегодня стратегическое планирование развития региона - задача сверхсложная. У нас достаточно жесткая система централизованного государственного бюрократического управления. Она купирует многие возможности самостоятельного развития региона. Тем не менее, решение этой задачи в регионе должно быть найдено.- Как в этих условиях дать прогноз регионального развития?
- Первое: необходимо рассматривать регион как саморазвивающуюся систему. При таком подходе появляется реальное видение возможностей развития, а также финансовых и людских ресурсов, которые можно будет использовать на проекты реализации этих возможностей. К примеру, привлечение финансов - это вопрос убедительности в демонстрации перспективности Челябинского регионального социума и экономики, привлекательности бизнес-среды для конкретных инвесторов, как внутренних, так и внешних.
Второе. Скорее всего, региональный экономический прогноз нужно делать по модели, близкой к той, что использовалась после Второй мировой войны в Японии. Там даже было проще в каком-то смысле - все создавалось заново. Поэтому не было соблазна, как у нас сейчас, каждый раз в старые мехи заливать свежее вино.И третье, необходимо качественно усилить лоббистские ресурсы региональной власти и бизнес-сообщества на федеральном уровне.
- С чего следует начинать?
- Можно пойти таким путем - определить относительно небольшой круг предприятий в трех-четырех приоритетных для региона отраслях, которые в перспективе 5 - 10 лет станут драйверами и флагманами экономического развития. На них и следует сосредоточить основные ресурсы. Решая проблемы вся и всех, мы только нивелируем усилия, распыляем ресурсы, которые и так весьма невелики. А для сегмента предприятий малого и среднего бизнеса ключевым фактором является свобода принятия решений, ограниченная только рамками закона и здравым смыслом. Поэтому надо убрать излишние административные барьеры.
- Как выбрать нужные предприятия? Каковы критерии?
- Это те предприятия, которые, во-первых, ориентированы на международные стандарты производства. Во-вторых, у которых есть растущий рынок сбыта, в-третьих, имеются профессиональная команда управленцев, четкая стратегия технологической модернизации и, наконец, есть понимание, где взять необходимые для развития финансовые ресурсы.- Чтобы составить прогноз развития региона на будущее нам будет достаточно знать стратегию десятка предприятий?
- Конечно, нет. Эти предприятия создадут возможность роста экономики региона. Главные ресурсы развития региона находятся в руках регионального социума.
Очевидно, что для обеспечения реализации любой стратегии необходимо как можно более полно использовать богатство человеческого капитала. В мировой практике его измеряют с помощью индекса человеческого развития (ИЧР). В нем три основных критерия: ожидаемая продолжительность жизни, уровень образованности, означающий количество лет, потраченных человеком на свое обучение, и ВВП в расчете на одного человека по паритету покупательной способности.Россия по ИЧР находится в шестом десятке стран. Челябинская область, по нашим замерам, пока еще имеет неплохие показатели, мы в этом ряду 20-е среди регионов России. Однако и Россия в целом, и наш регион замедляют темпы прироста ИЧР. А другие страны, например, Китай наращивают.
- Что мы должны сделать?
- Мы должны отказаться от чисто технократического подхода к социальному прогнозированию, перейти в другую плоскость – прогнозировать, планировать и развивать человеческий капитал. В этом смысле ИЧР - хороший интегральный показатель жизнеспособности не только региона, но и муниципалитета, а также эффективности усилий власти по развитию территории.
- То есть объем ВРП уже не актуален?
- ВРП становится одним из индикаторов на второй линии прогнозирования. А первая и главная точка концентрации усилий - развитие человека.
Только человек может обеспечить рост производительных сил. И если наша область хочет быть успешной завтра, то нужно перевернуть пирамиду прогнозных ценностей и целей, прежде всего в управлении. Например, это в первую очередь должен быть не технократический подход и ставка на рост ВРП, а рост продолжительности жизни населения, увеличение числа людей, имеющих высшее образование, повышение качества жизни.Мы же ориентируемся на то, чтобы развивать экономику как таковую, как отдельную, основную подсистему. Но надо понимать, что она в данном случае вторична. Нужно развивать человека и региональное общество, чтобы уже человек давал импульс развития производству и экономике.
купить шкаф в Солнечногорске недорого
.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве
монтаж септика в Санкт-Петербурге