Матушка Анания: "Спрятаться в монастыре от себя невозможно"

Матушка Анания: "Спрятаться в монастыре от себя невозможно"
Такие неожиданные перемены в жизни дались ей, скорее всего, нелегко, ведь она почти 35 лет прожила в Пюхтицкой обители.
Как матушка Анания обустроилась на новом месте, что дарит ей радость, какие преобразования собирается привнести в жизнь своей новой обители?
Мы беседуем об этом и многом другом. Это первое интервью настоятельницы областному изданию, и «Челябинский рабочий» благодарен ей за доверие.

- Матушка, расскажите, пожалуйста, откуда вы родом, о своей семье, если это не секрет. Когда и почему вы решили принять монашеский постриг?

- Родом я из подмосковного Ступино. Это очень красивый, чистый и уютный городок, который ранее был менее известным, чем сейчас. У нас была большая, дружная семья, все друг друга уважали и заботились о ближних, никаких ссор, грубостей.

Отец у меня из военных, а мама занималась нашим воспитанием. В семье было семеро детей. И родители, и бабушка - верующие люди, поэтому в раннем детстве вместе со старшей сестрой, которая пела на клиросе, я часто ходила в наш храм Тихвинской иконы Божией Матери.

Когда подросла и стала учиться в школе, то испросила благословения также петь на клиросе. После школы окончила бухгалтерские курсы, а затем поступила в институт финансового планирования.
В то время я много ездила по святым местам, а желание быть монахиней у меня появилось только после того, как побывала в Пюхтицком монастыре, познакомилась с сестрами, увидела, как они живут, как трудятся. В первое же посещение этой обители я настолько почувствовала, что это мое, не передать: сердце осталось здесь навсегда. Душа прикоснулась к небесной радости и все происходящее в миру стало восприниматься мелким и незначительным.
Вернуться в обычную жизнь было трудно. Тогда настоятельницей Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря была игуменья Варвара. Она управляла обителью 43 года. Я пришла к ней на прием и попросила взять послушницей. Матушка Варвара согласилась. Так мгновенно все и решилось.

- А как родные отнеслись к выбранному вами пути?

- Когда приехала из Пюхтицы, рассказала о своих намерениях маме (отца к тому времени, к сожалению, уже не стало), она не препятствовала, так как относилась к монашествующим с большим уважением и любовью. Мама говорила, правда, со слезами на глазах, что рада выбранному мною пути и помогала собраться в дорогу.

Получив благословение батюшки, настоятеля нашего храма, и мамы, я поехала в монастырь на постоянное жительство. Мне было тогда 23 года, и я так прониклась той благодатной атмосферой, молитвенной жизнью, одухотворенным трудом на послушаниях, чувством единой монашеской семьи, что это показалось мне раем.

- Помните ли вы свой первый день в обители? Как все начиналось, с кем подружились?

- Поначалу меня поселили в монастырскую гостиницу, где старшей была монахиня Параскева, очень хороший, добрый человек, с мудрым, всепроникающим взором. Ее строгость была та, которая необходима. И я благодарна ей по сей день за помощь и заботу.

До меня в обитель поступила моя подруга из Ступино, с которой до монастыря мы вместе пели в церковном хоре. Позднее нас поселили в одну келью: вместе с ней пели на клиросе, вместе послушания несли. Она тоже стала игуменьей.

Но поначалу все очень непросто складывалось, ведь мы совсем не знали, что такое монашество, и надо было многое начинать с азов. Часто ходили к матушке Варваре, и она не только терпеливо отвечала на все вопросы, но и сама интересовалась нами, расспрашивала, многое объясняла, учила.
Труд этот непростой - направить человека на духовный путь, наставить его, чтобы он пошел по нему, не свернул. Хоть я и была верующей, ходила в церковь, но понимала, что монастырская жизнь - это совершенно другое, особенное поприще, путь постоянного духовного подъема. В основе всего - непрестанная молитва и нелегкий труд.
Вот матушка Варвара нас и учила этому. Она привила любовь к строгости, дисциплине.

Находясь долгое время рядом с матушкой Варварой, я видела, как она переживала за монастырь, как много было у нее забот. Но то, что этот крест так тяжел, насколько огромная ответственность лежит на настоятельнице, стала понимать только сейчас.

Матушка была очень трудолюбива, работа для нее не кончалась никогда. Завершалось одно дело - и параллельно начиналось другое. Такой у нее был жесткий режим. За годы усердных трудов монастырь преобразился. В феврале 2011 года схиигуменья Варвара скончалась.

- Матушка Анания, для вас было, наверное, неожиданностью предложение поехать на Урал?

- Нынешняя настоятельница матушка Филарета сообщила мне, что необходимо ехать в Свято-Казанский женский монастырь, который расположен в Троицке.
Для меня это было, конечно, большой неожиданностью: ехать неизвестно куда, за тысячи километров от родной обители. Я совершенно не представляла себе этого. Но годы, проведенные в монастыре, выработали во мне послушание. И оставалось только собраться и поехать.
В Троицке встретили меня очень хорошо. Познакомилась с схиигуменьей Ксенией. Она очень добрый, светлый, бесконфликтный человек, заслуживает большого уважения и много сделала для монастыря.

Вместе со мной в Троицк из Пюхтицкого монастыря приехала монахиня Варсонофия. Мы прожили с ней в обители почти 20 лет. Она регент, выпускница регентской школы при Московской духовной академии, поэтому сразу организовала хор прихожан.

- Скажите, а вы намерены привнести в эту обитель, что-то из традиций Пюхтицкого монастыря?

- С Божьей помощью хотелось бы наладить такую дисциплину, такой распорядок дня, как в Пюхтице, чтобы сестры почувствовали бы себя единой семьей.

К примеру, совместные службы приводились здесь всего два раза в неделю, а в остальное время они молились в своих кельях. Сейчас мы стараемся, чтобы церковные молитвы проводились каждый день. Тогда они почувствуют ответственность.
Строгий распорядок дня, дисциплина помогают выработать послушание, собранность и многие другие качества монашества. Дисциплина, молитва и послушание - подчинение старшим - без этих трех основных правил ничего не просуществует.
Сестры приходят в обитель в стремлении исполнить Божьи заповеди совершенно, без остатка отдав себя служению Богу и людям. Монастырский уклад внимательной жизни сохраняется взаимной уступчивостью, послушанием и благоговейным исполнением Святого Устава монастыря.

- Некоторые приходят в монастырь в пожилом возрасте, оставив в миру семьи. Есть ли у сестер возможность общаться с родными?

- Сейчас такое время, что монастыри открыты для всех. Те, кто хочет повидаться со своими родными, имеют возможность по благословению их навестить.
Монах - это не человек в футляре, он тоже нуждается в отдыхе, перемене деятельности. У нас есть сестра, у которой нет родных и некуда поехать. Мы организовали ей поездку в санаторий в сопровождении другой инокини. Они вернулись отдохнувшими, посвежевшими и благодарными.
- Говорят, в монастырь уходят от безысходности, отчаяния, разбитой любви, когда все теряешь и остается только отречься от мирского...

- Нет, это неверно сказано. В монастырь приходят с желанием послужить и посвятить себя Богу делами, молитвами.
Монашество - это удел избранных, это духовный подвиг. А те люди, которые не нашли себя в мирской жизни, уйдут и отсюда. Спрятаться в монастыре от самого себя невозможно. Случайные люди, которые не понимают, зачем идут в монастырь, долго здесь не продержатся.
- Матушка Анания, что для вас значит игуменство?

- Игуменство - это великий подвиг борьбы и труда над собственной душой и над душами сестер. Это дело всей жизни.

Игуменье ведь приходится отвечать за все, что происходит в монастыре - за каждую сестру, за трудниц и за паломников. Ну иногда бывает, что поволнуюсь или устану от забот. Однако Господь и Божия Матерь мне всегда помогают. Слава Богу за все!

Хотела бы пожелать южноуральцам стараться жить по заповедям Божиим, исполняя их всем сердцем, всею душой, чтобы они чаще приходили в церковь на исповедь. Пусть молятся, не забывают, что в Троицке есть Свято-Казанский женский монастырь со славной историей и, надеюсь, с прекрасным будущим.
VK31226318