Виталий Пашин: «Люди устали выживать в нищете и стрессе»
Коллекторы - вне закона
- Виталий Львович, в последние месяцы по-новому зазвучала тема коллекторских агентств. Что это: показатель обострения экономического кризиса?- Конечно, у людей (часто по объективным причинам) нет денег, чтобы заплатить кредиторам. А коллекторские бюро ведут себя, мягко скажем, неэтично по отношению к заемщикам, которые задолжали банкам.
Мы не говорим о том, что долги не надо выплачивать. Но мы живем в правовом государстве, и доводить должника до самоубийства или бросать ему в окно бутылку с зажигательной смесью неприемлемо. Общение коллекторов по телефону нередко напоминает «разводы братвы» периода 90-х.Сам слышал. Один наш однопартиец не мог вовремя рассчитаться с банком, так как потерял работу. Коллекторы не нашли ничего лучше, чем звонить в офис нашего регионального отделения. Когда их слушал, было ощущение, что на бандитской «стрелке» нахожусь. Мы их, конечно, поправили, к нам в офис они звонить перестали, но проблема в целом не решена.
Поэтому фракция ЛДПР в Госдуме выступила инициатором законопроекта о запрете деятельности коллекторов на территории России. Одним из его соавторов выступил депутат от Челябинской области Сергей Евгеньевич Вайнштейн.Любой здравомыслящий человек задает вопрос: зачем эти бюро нам нужны?! Есть гражданско-правовые взаимоотношения между банком - кредитным учреждением - и клиентом. Клиент взял в долг деньги у банка. И по каким-то причинам не возвращает. Есть вполне цивилизованные способы решения проблемы, в том числе через суд, судебных приставов. При чем здесь коллекторы?!
Конечно, банку проще продать неоплаченный долг. Но возникает вопрос: кому выдаются кредиты, особенно по схемам так называемых «быстрых денег»? Почему банки не утруждают себя изучением кредитной истории клиента, его платежеспособности? Банкиры, господа хорошие, а где ваши службы безопасности, которые должны по базам данных «пробивать» каждого заемщика?- Вы рассчитываете на то, что деятельность коллекторских агентств будет запрещена?
- Да или, по крайней мере, существенно ограничена. Понимаете, какой парадокс: закона о деятельности коллекторов в России до сих пор нет. Его проект десять лет лежал на утверждении в Госдуме и так и не был принят. Соответственно, юридически такого института, как коллекторы, в нашей стране не существует. Кто эти люди? На основании чего они выбивают деньги?
Единое коммунальное министерство
- Тема денежных сборов на капитальный ремонт - одна из самых горячих в предвыборной повестке?- Согласен, но ЛДПР всегда выступала против выделения вопроса капитального ремонта в отдельный блок, потому что это одно из звеньев всей цепи проблем ЖКХ. Люди не знают, кому и, главное, за что они платят. Управляющие компании зачастую не предоставляют услуг.Приведу пример. В общественную приемную депутата Законодательного собрания от фракции ЛДПР Алексея Беседина обратилась инициативная группа жителей многоквартирного дома по Комсомольскому проспекту. Люди жаловались на плохое содержание дома. Добиться чего-либо от обслуживающей организации они отчаялись.
В подвале разбиты окна. В подъездах торчат оголенные под напряжением провода. В одном из подъездов в помещении подвала протекают канализационные стоки. Лифты, сданные в эксплуатацию в 1972 году, выработали уже двойной ресурс. Вентиляция не чистится, водостоки негерметичны. В квартирах мокнут стены, отслаиваются обои, вздувается линолеум.
Алексей Беседин, изучив ситуацию, направил депутатские запросы в прокуратуру области, в Госжилинспекцию, в уральское управление Ростехнадзора. В итоге против управляющей организации и ее директора возбуждены административные дела по статье «Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов…».
- Пример того, как можно воздействовать на коммунальщиков по партийной линии…
- …Хотя именно управляющая компания должна доказывать жителям, что она предоставила услугу качественно и в срок. В сфере ЖКХ необходима прозрачность, в том числе в денежных вопросах. Пока ее не добьемся, народ будет продолжать считать, что платит дармоедам.
- ЛДПР предлагает создать отдельное министерство по вопросам ЖКХ. По-вашему, чиновники способны вернуть доверие к отрасли?
- Да, если обеспечат контроль и взаимодействие различных структур. В этой сфере сейчас никто ни за что не отвечает в комплексе. Приходит человек с претензией в управляющую компанию, а там говорят: это не к нам, а к энергетикам (тепловикам, водоснабжающей организации и так далее). В итоге люди растеряны и раздражены.Министерство должно аккумулировать под своим крылом проблемы ЖКХ и разбираться с ними. Важно при создании новой структуры не выйти за рамки существующего бюджета. Финансовый эффект от реализации контроля будет очень ощутим.
Однако главная цель - добиться понимания населением, за что оно платит по квитанциям, в том числе за общедомовые нужды и капитальный ремонт. Но, в первую очередь, необходимо разобраться с деятельностью управляющих компаний. Именно они запутывают наших граждан, ничего им не разъясняя.
В идеале управляющие компании должны защищать интересы жильцов во взаимоотношении, например, с поставщиками услуг, а не заниматься поборами. Государство в свое время отдало систему ЖКХ на откуп частнику. Частник показал, что справиться с этими проблемами он не в состоянии.- За счет чего получится финансовый эффект?
- ЛДПР предлагает в расчетах между ресурсовырабатывающими компаниями в сфере ЖКХ и потребителями коммунальных услуг убрать посредников, получающих сверхприбыли, ограничить вознаграждение платежных агентов, не повышать тарифы на коммунальные услуги в Челябинской области.
Необходим независимый аудит управляющих компаний с целью определения их эффективности и поиска резервов сокращения издержек. Важно также создать условия для демонополизации рынка тепла в Челябинской области, привлечь частные инвестиции в модернизацию оборудования.
Для этого необходимо установить стоимость коммунальных услуг на период 2016 - 2018 годов с экономическим обоснованием формулы. На мой взгляд, специальное министерство может вникнуть в эти вопросы и наладить цепочки прозрачного взаимодействия.
- Это касается и платы за капитальный ремонт?
- Конечно! Люди вновь поставлены в ситуацию, когда не понимают, куда идут деньги. Приведу пример: приходит ко мне на прием бабушка, 92 года. Говорит: «Зачем я буду платить, если ремонт моего дома запланирован на 2037 год?». Звоню тут же в администрацию, задаю этот вопрос. «Так у нее же, внуки, правнуки есть, кому квартира достанется», - отвечает специалист. «Нету у меня никого», - говорит бабушка. Разве она не права?
ЛДПР предлагает на пять лет приостановить сбор взносов на капремонт и разработать новую эффективную и прозрачную систему формирования необходимых фондов. Парламентарии, представляющие самые разные субъекты Федерации, отмечают: за два года практики применения раздела Жилищного кодекса о капитальном ремонте стало понятно - действующая система нежизнеспособна.
«Родину - люблю! А вот государство…»
- Людей беспокоят перемены в системе медицинского обслуживания.- Слово «оптимизация» чиновники понимают как возможность все урезать и сократить. Закрывают целые отделения. Да, возможно, невыгодно в небольшом городе содержать целое отделение, где пустуют кровати. Или, чтобы оправдать финансирование, людей содержат там, когда в этом нет острой необходимости, то есть средства расходуют впустую.
Но почему бы не сделать дневной стационар, скажем, не на десять коек, а на три, и за счет средств, сэкономленных на оптимизации, улучшить оснащение оборудованием? А у нас просто закрывают и все.В Карабаше закрыли инфекционное отделение, детей с ротавирусной инфекциией везут в Миасс. Но на чем везут? На старых, ломающихся в пути «уазиках». Если вы оптимизируете бюджет, сокращаете отделение, так продумайте прием таких больных и их транспортировку.
В итоге мы все-таки добились того, чтобы подстанции скорой помощи Карабаша были выделены два новых автомобиля скорой.
В глубинке не решена проблема очередей. Сегодня много возможностей, электронных устройств, Интернетом почти все пользуются - для организации выдачи талонов. Но в небольших городах почему-то все это недоступно. Считаю, что это просто нежелание руководства этим заниматься.Мы в Миассе делали утренний рейд. Еще пяти утра не было, а люди уже стояли возле поликлиник за талонами. На улице было минус 20! Или другой пример: приезжает бабушка из деревни в городскую больницу, а ее отправляют домой, потому что часы приема у профильного специалиста уже расписаны.
- Что, на ваш взгляд, необходимо предпринять в здравоохранении?
- Во-первых, развивать систему дневных стационаров: увеличивать число их пациентов на 15 процентов ежегодно. Внедрять методы дистанционного диспансерного наблюдения за некоторыми категориями пациентов (с повышенным артериальным давлением, диабетом и так далее).
Во-вторых, обеспечить проведение необходимых для пациента исследований в максимально короткие сроки (в том числе с использованием высокотехнологичного оборудования).
В-третьих, развивать выездные формы медицинской помощи для сельской местности: приобретать дополнительные мобильные медицинские комплексы, передвижные комплексы для диспансеризации. Но и фельдшерско-акушерские пункты должны остаться!
Наконец, необходимо обеспечить честную конкуренцию за средства обязательного медицинского страхования и регионального бюджета между государственными и частными клиниками.
- Если говорить не о физическом, а об эмоциональном самочувствии южноуральцев, как бы вы его оценили?
- Люди возмущены и напряжены. Все чаще встречаются те, кто не видит перспективы.Например, в Бакале к представителям ЛДПР на прием пришли горожане, которые прямо говорят: город загибается, скукоживается. Все ветхо-аварийные дома требуют немедленного капремонта. Молодежь бежит из неблагоустроенного Бакала. А что еще остается делать? Работы нет, возможностей для досуга и реализации нет, врачей нет…
Другой эпизод: на встрече в Златоусте один мужчина, озвучив ряд проблем, сказал: «Я Родину свою люблю, но государство это ненавижу!». Это крик души человека, уставшего выживать в условиях нищеты, стресса, чиновничьего равнодушия!Страшно то, что так сегодня могут сказать многие наши граждане.