Виталий Воропанов: "Снять чехлы и нажать кнопку запуска"
Пока это - «спящий резерв». Пробудить его может стремление каждого человека отстоять свое право на элементарный комфорт. Так считает заведующий кафедрой государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы Челябинского филиала РАНХиГС, доцент Виталий Воропанов.
- Вы заблуждаетесь насчет традиции. В XVI - XIX веках устойчивость всего государства и эффективность управления зависели от степени вовлеченности населения в этот процесс.
- В эпоху абсолютной монархии?!
- Да, как ни парадоксально это звучит. В то время вся конструкция государства была достаточно устойчивой именно за счет массового вовлечения в работу госструктур подданных Российской империи всех сословий, вероисповеданий и этносов. Это стало возможным после реформ Екатерины II, когда обновился порядок формирования органов местного управления, что, кстати, соответствовало более древним русским традициям – «допетровского» времени.
Согласно новому законодательству представители населения оказывались на должностях в органах управления и суда уездного и губернского уровней наряду с профессиональными государственными служащими.
Таким образом, снижался уровень противоречий между всеми сословиями. Но такой порядок предполагает проведение выборов. И это была не профанация, а реальный избирательный процесс.
- … не работал. Он бы оказывал влияние, если бы здесь были традиции крепостничества. Как, например, в Тульской или Ярославской губерниях, где доля крепостных составляла 80 и 60 процентов населения. И там, естественно, в управленческом процессе проявлял себя сословный шовинизм. У нас же ничего подобного не было.
На Южном Урале, как и на Урале в целом, уже с конца 18 века проводились выборы с участием сельских сословий – наиболее массовой части населения России: создавались пятисотенные избирательные участки, люди получали документы, подтверждавшие их правомочия, а также личные характеристики, подписанные низшими – волостными - начальниками и заверенные печатями органов волостного, то есть крестьянского управления.
Избирательный процесс контролировали как уполномоченные государственные органы, так и население – и группы, и отдельные лица. Надо повторить, что государственный аппарат в ходе реформ вырос, правоохранительная система укрепилась.
Во второй половине 19 века местное сословное управление стало всесословным. Мы на фоне предков двухсотлетней давности выглядим абсолютно инфантильными людьми: они самостоятельно управляли делами сельских и волостных общин и непосредственно участвовали в государственном управлении в условиях абсолютной монархии, мы же не в состоянии провести собрание собственников жилья в многоквартирном доме для решения своих самых насущных вопросов.
- Куда делись эти давние традиции?
- Традиции самоуправления остаются. На мой взгляд, это наш спящий резерв. Потенциал, который пока не реализован и, к сожалению, не востребован в необходимом объёме. Наш менталитет имеет различные грани, но, очевидно, нацелен на созидание. Гражданская же активность заложена в нас на генетическом уровне.
- То есть, современная муниципальная реформа не случайно началась именно с Челябинска?
- Зная историю, можно уверенно сказать – судьба. Думаю, благодаря ментальности людей, Южный Урал способен на революционные (в самом хорошем смысле слова) сдвиги. Народ сможет реально проявить себя на выборах как «источник власти».
- Неужели?
- При проведении реформы ожидаемо вскрылись различные проблемы – правовые, финансовые, кадровые. Однако куда важнее, что население сохраняет высокую степень инертности.
- С себя, своей квартиры, своего дома. Бытовой пример: в июле после опрессовки в нашем доме по документам включили горячую воду. По факту она появилась 6 октября. То есть более двух месяцев из крана вместо горячей воды бежала теплая или холодная. Чтобы выяснить причину следовало, как минимум, обратиться в управляющую компанию.
Мне не нравится принимать холодный душ перед сном и нести необоснованные расходы за потребление горячей воды, и я обратился в управляющую компанию с вопросами. Поскольку причина отсутствия горячей воды не была установлена, наступила очередь официального обращения.
Прежде чем быть отправленным в управляющую компанию, заявление было оставлено у консьержа. В течение дня под документом собралось 30-40 подписей. Следует заметить, что на каждом этаже есть семьи с маленькими детьми. Из этого делаю вывод, что, во-первых, соседи либо моют детей в холодной воде, либо нагревают ее. Во-вторых, максимально платят за коммунальную услугу, так как для того, чтобы вода была хотя бы теплой, ее надо включить на максимум и предварительно слить.
- Безусловно! Так или иначе, мы заставили управляющую компанию шевелиться. Она стала вести с ЧКТС (организация, обслуживающая коммунальные тепловые сети Челябинска – авт.) переговоры. Мы настаиваем на перерасчете суммы оплаты за потребление горячей воды за то время, пока терпели неудобства. Управляющая компания месяц назад отправила поставщику ресурсов все необходимые документы, но перерасчета нет. Точнее ЧКТС сделал перерасчёт, но не в «минус», а в «плюс»… И другого не будет, пока не будут предприняты определенные усилия.
- Для этого необходимо составить бумагу, подписать и направить по нужному адресу?
- Личное заявление в организацию, оказывающую услуги. Приведу еще пару примеров. Представьте: новый дом по улице Академика Королева (жил там ещё год назад). Он вырос несколько раньше, нежели многоэтажки между ним и улицей Братьев Кашириных.
Соответственно, пространство вокруг – площадка строительства. Дорога, непосредственно прилегающая к дому, была небезопасной, в дождливую погоду - непроходимой. По ней одновременно и ходили, и ездили. Причем, нередко в полной темноте.
Но через два месяца установилась сухая погода, появилась техника, и в течение четырех-пяти часов рабочие сделали асфальтированную пешеходную дорожку, отгородили ее блоками от проезжей части. Люди ходили по ней два-три года, предполагая, видимо, что все это им Бог послал или Администрация зорко следит за их проблемами.
- Реализация своего права в действии!
- Да! Другой пример. Весна 2014 года. Город обледенел, двор тоже. Управляющая компания должна привести ступени в наши подъезды и придомовые дорожки в порядок, но не делает ровным счетом ничего. Звоню и интересуюсь: почему?
Возвращаюсь после работы домой и наблюдаю картину, которая не сразу в голове укладывается. Специально остановился убедиться, что это не обман зрения! Дорожка прочищена ровно до моего подъезда. Он - третий. До четвертого подъезда дорожки нет. Люди, идущие к первому и второму подъездам, могут воспользоваться расчищенной дорожкой, но только той ее частью, которая связана с моим путем домой.
- Одного мало. Рано или поздно такой человек утомится и скажет: «Идите вы все лесом! Перерасчет мне и так сделают, потому что я этого персонально пожелал и добился». И такая позиция имеет полное право на жизнь, тем более, что управляющая компания предпочитает удовлетворить запрос одного, нежели каждого. Ровно также действуют ресурсоснабжающие организации, часто нарушающие наши права без всяких компенсаций.
Помните, пару лет назад Челябинск бурлил по поводу неадекватных сумм, выставляемых в квитанциях за общедомовое потребление коммунальных услуг. В прокуратуру поступило около двухсот заявлений.
- Нужна элементарная самоорганизация, потому что все начинается с управления общедомовой собственностью.
Управляющая компания сегодня сама стряпает договор, и люди подписывают его не глядя. Потом терпят: ущерб, убытки, низкое качество услуг. Кто-то начинает возмущаться, а им суют протоколы собраний собственников жилья, составленные управляющей компанией.
Что можно сделать? Закон предусматривает создание легитимного органа управления – совета дома. Есть актив жильцов, которые составляют необходимые документы: формируют повестку собраний, бюллетени.
Выбрать легитимный орган, представляющий интересы жильцов – первое, на что необходимо решиться. Когда не отдельный собственник, а председатель совета дома разговаривает, например, с управляющей компанией он способен услышать ответ в совершенно другой, более конструктивной тональности.
Сегодня комитеты ТОС в Челябинске должны быть нацелены на развитие сети советов домов как, например, это делает самый продвинутый с точки зрения использования современных электронных технологий Комитет ТОС № 11 Курчатовского района.
Кстати, именно на площадке КТОС районный депутат может услышать о насущных проблемах избирателей от организованной группы людей, у которой есть не только прописанные в их уставах и рамочном законодательстве функции, но и права, делегированные гражданами, собственниками. Они уполномочены говорить от имени граждан и контролировать работу, в первую очередь, представительной власти.
Необходимо использовать этот ресурс для сотрудничества, открытого диалога с депутатами. Они должны быть напрямую и постоянно вовлечены в решение текущих проблем избирателей.
- Политика начинается с дома.
- Совершенно верно! Реализовав потенциал проводимой муниципальной реформы, Челябинск может пробудить активность гражданского общества. Законодательно все инструменты защиты своих прав гражданам в руки даны. Надо лишь начать ходить на выборы, узнать в лицо своих депутатов, научиться с них спрашивать.
Но, если этого не сделаем, то, конечно, увидим включение каких угодно политических и административных ресурсов, когда интересным образом распределяются должности, а реформа буксует. Потому что все вопросы решает элита, а граждане спят.
Только при условии массовой активности граждан возникает, в свою очередь, ответственность депутатов, всех ветвей и уровней власти перед ними. Юридическая система в России достаточно развитая, механизмы развития гражданского общества созданы. Время снимать с них чехлы и нажимать кнопки запуска.
Основы демократии - от монархических времен
- Виталий Александрович, развитие местного самоуправления немыслимо без активности граждан. Но историческая традиция ее пробуждению не способствует. Как быть?- Вы заблуждаетесь насчет традиции. В XVI - XIX веках устойчивость всего государства и эффективность управления зависели от степени вовлеченности населения в этот процесс.
- В эпоху абсолютной монархии?!
- Да, как ни парадоксально это звучит. В то время вся конструкция государства была достаточно устойчивой именно за счет массового вовлечения в работу госструктур подданных Российской империи всех сословий, вероисповеданий и этносов. Это стало возможным после реформ Екатерины II, когда обновился порядок формирования органов местного управления, что, кстати, соответствовало более древним русским традициям – «допетровского» времени.
Согласно новому законодательству представители населения оказывались на должностях в органах управления и суда уездного и губернского уровней наряду с профессиональными государственными служащими.
Таким образом, снижался уровень противоречий между всеми сословиями. Но такой порядок предполагает проведение выборов. И это была не профанация, а реальный избирательный процесс.
Южный Урал оказался благодатным регионом для применения избирательного законодательства абсолютной монархии, поскольку здесь жили экономически активные люди, а значит, существовала нормальная хозяйственная конкуренция между разными общинами, в том числе, этническими. И эта конкуренция была сугубо в рамках правового поля.- В местном самоуправлении могли участвовать все сословия, и фактор крепостного права на Южном Урале…
- … не работал. Он бы оказывал влияние, если бы здесь были традиции крепостничества. Как, например, в Тульской или Ярославской губерниях, где доля крепостных составляла 80 и 60 процентов населения. И там, естественно, в управленческом процессе проявлял себя сословный шовинизм. У нас же ничего подобного не было.
На Южном Урале, как и на Урале в целом, уже с конца 18 века проводились выборы с участием сельских сословий – наиболее массовой части населения России: создавались пятисотенные избирательные участки, люди получали документы, подтверждавшие их правомочия, а также личные характеристики, подписанные низшими – волостными - начальниками и заверенные печатями органов волостного, то есть крестьянского управления.
Избирательный процесс контролировали как уполномоченные государственные органы, так и население – и группы, и отдельные лица. Надо повторить, что государственный аппарат в ходе реформ вырос, правоохранительная система укрепилась.
Всех подданных поощряли к подаче жалоб и претензий. Лица всех сословий могли и обращались в органы надзора – в прокуратуру, к губернатору. Надзорные органы реагировали молниеносно. Реакция следовала гораздо быстрее, чем это предусмотрено современными нормативами.В областном архиве во множестве сохранились материалы дел, которые свидетельствуют: государственный аппарат в конце 18 века на Южном Урале, который накануне был захлёстнут по сути гражданской войной – «пугачёвщиной», работал эффективно, активность населения была на высоте.
Во второй половине 19 века местное сословное управление стало всесословным. Мы на фоне предков двухсотлетней давности выглядим абсолютно инфантильными людьми: они самостоятельно управляли делами сельских и волостных общин и непосредственно участвовали в государственном управлении в условиях абсолютной монархии, мы же не в состоянии провести собрание собственников жилья в многоквартирном доме для решения своих самых насущных вопросов.
- Куда делись эти давние традиции?
- Традиции самоуправления остаются. На мой взгляд, это наш спящий резерв. Потенциал, который пока не реализован и, к сожалению, не востребован в необходимом объёме. Наш менталитет имеет различные грани, но, очевидно, нацелен на созидание. Гражданская же активность заложена в нас на генетическом уровне.
- То есть, современная муниципальная реформа не случайно началась именно с Челябинска?
- Зная историю, можно уверенно сказать – судьба. Думаю, благодаря ментальности людей, Южный Урал способен на революционные (в самом хорошем смысле слова) сдвиги. Народ сможет реально проявить себя на выборах как «источник власти».
- Неужели?
- При проведении реформы ожидаемо вскрылись различные проблемы – правовые, финансовые, кадровые. Однако куда важнее, что население сохраняет высокую степень инертности.
Реформы «сверху» - это тоже часть наших традиций. Гражданин в очередной раз полагается на царя, генерального секретаря, президента, эксклюзивную партию. Дескать, есть кому принимать верные решения, скоро жизнь наладится. Не наладится. Современный человек обязан реализовать свои права. Согласен, это непросто, но совершенно необходимо делать.- С чего начинать?
- С себя, своей квартиры, своего дома. Бытовой пример: в июле после опрессовки в нашем доме по документам включили горячую воду. По факту она появилась 6 октября. То есть более двух месяцев из крана вместо горячей воды бежала теплая или холодная. Чтобы выяснить причину следовало, как минимум, обратиться в управляющую компанию.
Мне не нравится принимать холодный душ перед сном и нести необоснованные расходы за потребление горячей воды, и я обратился в управляющую компанию с вопросами. Поскольку причина отсутствия горячей воды не была установлена, наступила очередь официального обращения.
Прежде чем быть отправленным в управляющую компанию, заявление было оставлено у консьержа. В течение дня под документом собралось 30-40 подписей. Следует заметить, что на каждом этаже есть семьи с маленькими детьми. Из этого делаю вывод, что, во-первых, соседи либо моют детей в холодной воде, либо нагревают ее. Во-вторых, максимально платят за коммунальную услугу, так как для того, чтобы вода была хотя бы теплой, ее надо включить на максимум и предварительно слить.
Соответственно, вы оплачиваете несуществующую горячую воду, моете детей в холодной и при этом ждете… чего? Пока проблема сама решится? В 20-х числах сентября ОАО «Уральская теплосетевая компания» признала, что причина отсутствия горячей воды в доме - реконструкция тепломагистрали. Возник новый вопрос: почему за «наш счёт».- Судя по тому, что в доме консьерж, мы говорим о наиболее активной и способной постоять за себя части общества.
- Безусловно! Так или иначе, мы заставили управляющую компанию шевелиться. Она стала вести с ЧКТС (организация, обслуживающая коммунальные тепловые сети Челябинска – авт.) переговоры. Мы настаиваем на перерасчете суммы оплаты за потребление горячей воды за то время, пока терпели неудобства. Управляющая компания месяц назад отправила поставщику ресурсов все необходимые документы, но перерасчета нет. Точнее ЧКТС сделал перерасчёт, но не в «минус», а в «плюс»… И другого не будет, пока не будут предприняты определенные усилия.
- Для этого необходимо составить бумагу, подписать и направить по нужному адресу?
- Личное заявление в организацию, оказывающую услуги. Приведу еще пару примеров. Представьте: новый дом по улице Академика Королева (жил там ещё год назад). Он вырос несколько раньше, нежели многоэтажки между ним и улицей Братьев Кашириных.
Соответственно, пространство вокруг – площадка строительства. Дорога, непосредственно прилегающая к дому, была небезопасной, в дождливую погоду - непроходимой. По ней одновременно и ходили, и ездили. Причем, нередко в полной темноте.
У жильцов два варианта: подходить к дому окружными путями (но не факт, что это получится более комфортно и безопасно) или привести дорогу в порядок. Люди предпочли «потерпеть».Однако выяснить ответственную сторону не составило труда. Я потратил несколько минут, чтобы выйти на сайт Администрации города и сформулировать обращение из двух-трёх предложений. Получил формальный ответ. По сути, ничего.
Но через два месяца установилась сухая погода, появилась техника, и в течение четырех-пяти часов рабочие сделали асфальтированную пешеходную дорожку, отгородили ее блоками от проезжей части. Люди ходили по ней два-три года, предполагая, видимо, что все это им Бог послал или Администрация зорко следит за их проблемами.
- Реализация своего права в действии!
- Да! Другой пример. Весна 2014 года. Город обледенел, двор тоже. Управляющая компания должна привести ступени в наши подъезды и придомовые дорожки в порядок, но не делает ровным счетом ничего. Звоню и интересуюсь: почему?
Возвращаюсь после работы домой и наблюдаю картину, которая не сразу в голове укладывается. Специально остановился убедиться, что это не обман зрения! Дорожка прочищена ровно до моего подъезда. Он - третий. До четвертого подъезда дорожки нет. Люди, идущие к первому и второму подъездам, могут воспользоваться расчищенной дорожкой, но только той ее частью, которая связана с моим путем домой.
Мое крыльцо очищено от льда. Подступы к первому, второму и четвертому подъездам остались скользкими. Вот это и называется: не хотите – не надо. Хотите мыться в холодной воде – мойтесь. Желаете скользить по ступенькам – скользите! Хотя и горячую воду, и расчистку ступеней вы уже оплатили.
Лидер, а не городской сумасшедший
- Чтобы пробудить «спящий резерв», достаточно одного не спящего на весь дом?- Одного мало. Рано или поздно такой человек утомится и скажет: «Идите вы все лесом! Перерасчет мне и так сделают, потому что я этого персонально пожелал и добился». И такая позиция имеет полное право на жизнь, тем более, что управляющая компания предпочитает удовлетворить запрос одного, нежели каждого. Ровно также действуют ресурсоснабжающие организации, часто нарушающие наши права без всяких компенсаций.
Знаю председателя одного из комитетов территориального общественного самоуправления Челябинска, который сам сделал себе перерасчет с учетом не оказанной услуги, дождался иска, был вызван в суд и выиграл дело в споре.Плюсом ко всему взыскал круглую сумму за моральный ущерб. По его словам, представитель истца открыто заявил ему: «Лучше бы мы вам дали взятку, чем на нас сейчас посыплются иски». Я говорю: не посыплются. Никому даже в голову не придет так за себя постоять.
Помните, пару лет назад Челябинск бурлил по поводу неадекватных сумм, выставляемых в квитанциях за общедомовое потребление коммунальных услуг. В прокуратуру поступило около двухсот заявлений.
Об этом стало известно после того, как в прямом телевизионном эфире горожанка Светлана Алексеевна Щербакова дозвонилась до Владимира Владимировича Путина. Область «пропесочили», Светлане Алексеевне сделали перерасчет. Но если бы этих заявлений было не двести, а двести тысяч, то, возможно, проблему сняли бы и без участия президента?- От людей даже не требуется сверхактивности?
- Нужна элементарная самоорганизация, потому что все начинается с управления общедомовой собственностью.
Управляющая компания сегодня сама стряпает договор, и люди подписывают его не глядя. Потом терпят: ущерб, убытки, низкое качество услуг. Кто-то начинает возмущаться, а им суют протоколы собраний собственников жилья, составленные управляющей компанией.
Что можно сделать? Закон предусматривает создание легитимного органа управления – совета дома. Есть актив жильцов, которые составляют необходимые документы: формируют повестку собраний, бюллетени.
Выбрать легитимный орган, представляющий интересы жильцов – первое, на что необходимо решиться. Когда не отдельный собственник, а председатель совета дома разговаривает, например, с управляющей компанией он способен услышать ответ в совершенно другой, более конструктивной тональности.
Если вы проявляете активность в одиночку, на вас смотрят как на городского сумасшедшего. Но если становитесь активистом соответствующей группы, с вами вынуждены считаться. В конце концов, выборы совета дома – это обязанность собственников, которую вместо них готова исполнить управляющая компания.Формы самоорганизации людей в коллективы законодательством предусмотрены разные. Самые крупные и перспективные – это, конечно, территориальные общественные самоуправления. Но, в свою очередь, они должны опираться на те же советы домов и другие объединения, которые могут создавать граждане.
Сегодня комитеты ТОС в Челябинске должны быть нацелены на развитие сети советов домов как, например, это делает самый продвинутый с точки зрения использования современных электронных технологий Комитет ТОС № 11 Курчатовского района.
Кстати, именно на площадке КТОС районный депутат может услышать о насущных проблемах избирателей от организованной группы людей, у которой есть не только прописанные в их уставах и рамочном законодательстве функции, но и права, делегированные гражданами, собственниками. Они уполномочены говорить от имени граждан и контролировать работу, в первую очередь, представительной власти.
Необходимо использовать этот ресурс для сотрудничества, открытого диалога с депутатами. Они должны быть напрямую и постоянно вовлечены в решение текущих проблем избирателей.
- Политика начинается с дома.
- Совершенно верно! Реализовав потенциал проводимой муниципальной реформы, Челябинск может пробудить активность гражданского общества. Законодательно все инструменты защиты своих прав гражданам в руки даны. Надо лишь начать ходить на выборы, узнать в лицо своих депутатов, научиться с них спрашивать.
Но, если этого не сделаем, то, конечно, увидим включение каких угодно политических и административных ресурсов, когда интересным образом распределяются должности, а реформа буксует. Потому что все вопросы решает элита, а граждане спят.
Без опоры на граждан реформа не просто сойдет на нет, но приведет к совершенно неожиданным результатам. Вместо того чтобы год за годом видеть укрепление гражданского общества и рост эффективности местного самоуправления, получим очередной муляж. Но тяжесть ответственности за такие последствия лежит именно на гражданах. В наших руках все возможности.Кроме того, мы живем в информационном обществе, когда есть способы решать проблемы, не выходя из квартиры. Например, активная группа собственников в нашем доме создала большую и малую группы ВКонтакте. Там мы координируем свою деятельность, обмениваемся документами, поддерживаем друг друга.
Только при условии массовой активности граждан возникает, в свою очередь, ответственность депутатов, всех ветвей и уровней власти перед ними. Юридическая система в России достаточно развитая, механизмы развития гражданского общества созданы. Время снимать с них чехлы и нажимать кнопки запуска.
Ramenskoemeb.ru кухни на заказ Раменское недорого
.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве
поиск айтишников в Москве