Владимир Богдановский: «Приход в музей был неожиданным и… закономерным»

Владимир Богдановский: «Приход в музей был неожиданным и… закономерным»

1 июля 1923 года в Челябинске, в особняке братьев Яушевых открылся Музей местного края, с годами ставший областным краеведческим, а с недавних пор Государственным историческим. В месяцы, оставшиеся до 95-летия главного музея Южного Урала, уместно перелистать страницы его собственной истории, далекой и новейшей. Начнем с новейшей. И с одного из ее основных персонажей - Владимира Богдановского.

Осенью 2004 года Владимир Макаров, тогдашний министр культуры области, представил сотрудникам краеведческого музея нового директора. Кандидатуру предложил и утвердил губернатор Петр Сумин. Челябинцы и не только они тогда уже хорошо знали Владимира Богдановского как известного фотографа, лауреата международных конкурсов, организатора множества фотовыставок, создателя творческого объединения «Каменный пояс», вдохновителя значительных издательских проектов, прежде всего - энциклопедии «Челябинск»… Тем не менее, новая должность Владимира Ивановича была неожиданностью не только для тогдашних сотрудников музея, но, как он признается, и для него самого. С годами неожиданность стала представляться закономерностью. Об этом наш разговор.

- Владимир Иванович, история родного края для вас, уроженца Карталинского района, надо полагать, не была белым пятном и до прихода в музей.

- Тем, что называется краеведением, занимался с начальной школы. Встречались со старожилами, записывали их рассказы. Дедушка с бородой вспоминает, а ты слушаешь. Люди были интересные и очень разные, жил-то возле Магнитки, где было много переселенцев со всей страны. А в первый поход по родному краю повела еще первая учительница. Уже потом, в Магнитогорском педучилище, серьезно относился к такой учебной дисциплине, как «Туризм».

Позже, в Челябинском институте культуры осваивал другие дисциплины («Мы вас учим на директоров», - говорил профессор Цукерман. Он вел речь о работе директора дома культуры, а я вот оказался в музее), но туризм был уже частью жизни. Тематические походы, первые горы, первые снимки этих гор. Именно тогда открыл те самые места нашего края, которые через годы собрал в фотоальбомы «Ландшафты Южного Урала», «Времена года», «Красивейшие места мира».

Конечно, именно горы завораживали. Я ведь вырос в степи, так что не самые большие уральские горы казались огромными, заоблачными вершинами. И первую международную фотонаграду в Испании получил за «Таганай» в 1985 году. Гран-при. Поехать получать его тогда не представлялось возможным, но большая медаль из серебра до меня дошла, храню.

Создание фотоклуба, а затем и творческого объединения «Каменный пояс», для меня и единомышленников было естественным продолжением увлечения фотографией, в том числе ее историей на Южном Урале. Наш главный издательский проект на рубеже веков, энциклопедия «Челябинск», сбор иллюстраций для нее вывели на исследование фотонаследия края.

- И на новый проект, уникальный, имевший огромный успех у профессионалов издательского и фотодела. «Челябинская область в фотографиях» - вся история XX века в пяти монументальных томах. Как шла работа?

- Архивы, музеи области, частные коллекции наследников знаменитых уральских фотографов Константина Теплоухова, Аркадия Ходова, Михаила Петрова… Пальцы стирались от перелистывания сотен фотографий. И архивную пыль представляю себе очень конкретно, не по книжкам. Первый том, начало века, собирали в музеях и у частных коллекционеров. А дальше уже архивы, в том числе архив ФСБ, куда тогда пускали без проблем. Уникальные материалы видел. Дело колхозника - «американского шпиона». Письмо Ежова с приказом арестовать всех поляков. Из этого архива те фотопортреты жертв репрессий, что попали на страницы второго тома.

- А как родилась идея энциклопедии «Челябинск»? Ничего подобного в новейшей истории России до этого не было, это признают все ваши последователи.

- Автор идеи - краевед Владимир Боже. Организационно нас поддержали тогдашние мэр Челябинска Вячеслав Тарасов и вице-мэр Евгений Елисеев. Опытнейший издатель Владимир Черноземцев собрал в редакцию энциклопедии лучших редакторов, корректоров и других профессионалов, настоящие издательские «сливки». Начинали в крохотной комнате, а выросли в серьезную, большую редакцию. У энциклопедий «Челябинск» и последовавшей за ней семитомной «Челябинской области» было три тысячи (!) авторов: научная элита Южного Урала, лучшие специалисты, эксперты, но и энтузиасты из глубинки, сельские краеведы.

Сейчас я понимаю, что люди стремились сохранить на страницах энциклопедии то время, что исчезало безвозвратно. Эпоха уходила! И все, кто жил и чего-то добился в СССР, хотели, чтобы от них что-то осталось в вечности. На каждом заводе, в каждом институте находились знатоки их истории. Мы объединили все партии, и либералов, и коммунистов, все общественные организации. 34 редакции энциклопедии работали на общественных началах в городах области. Было желание, были люди. Повторить такое уже, наверное, невозможно, люди ушли.

Вскоре после выхода нашей энциклопедии в Санкт-Петербурге собрали международную конференцию, посвященную тому, как готовить к печати энциклопедию, методологии этого дела. Вся конференция была выстроена на опыте единственного издания - энциклопедии «Челябинск». Тогда же она стала «Книгой года» в России.

- И тогда же вы получили предложение возглавить областной краеведческий музей.

- Совершенно неожиданное. И встречу с коллективом музея пришлось несколько раз откладывать, так как меня просто не было в городе. Владимир Николаевич Макаров звонит, а я во Франкфурте-на-Майне на престижнейшей международной книжной ярмарке, где пятитомник «Челябинская область в фотографиях» был представлен в разделе «Лучшие издания мира». А сразу после Германии был Санкт-Петербург, там в Манеже на двух этажах проходила всероссийская фотовыставка: один этаж - только снимки из нашего пятитомника, другой - вся остальная Россия. Прилетел из Санкт-Петербурга и прямо из аэропорта приехал в краеведческий музей, он тогда не слишком комфортно размещался на проспекте Ленина. Министр представил. Татьяна Палагина, сотрудник музея, ныне заместитель директора, вспоминает, что собравшимся сотрудникам я тогда задал два вопроса. Первый: «Кто готовил статьи для энциклопедии «Челябинск»?». Поднялась только пара рук. Второй вопрос у меня сегодня вызывает улыбку: «Кто катается на горных лыжах или играет в большой теннис?». Тут никто не отозвался. А я тогда, видно, рассчитывал найти соратников не только по работе, но и по образу жизни.

Сложная была ситуация. Новое здание только начали строить. А старое, на проспекте Ленина… Совсем немногие горожане знали, что здесь живет музей. У одного моего приятеля, фотографа, квартира была над потолком музея, а он не знал об этом. Случайных людей в коллективе было много, с годами стало меньше.

Многое случилось с годами: и здание достроили, и приняли у себя музеи и коллекции мирового уровня, и себя показали миру. «Каменный пояс» стал частью музея. Это все темы для следующего разговора, наверное. А в финале этого могу лишь сказать то, что твердо понял с годами: тогдашний приход в краеведческий музей, самому казавшийся достаточно неожиданным, был логическим продолжением всего предыдущего жизненного, профессионального, творческого пути. О решении не жалею, дело, которым занимаюсь, мне неизменно интересно, есть множество планов и команда, которой под силу их реализация.

На снимках:

1.Владимир Богдановский на международной книжной ярмарке во Франкфурте-на-Майне. 2004 год.

2. Фотостудия "Каменный пояс". 1980-е годы.

3. Владимир Богдановский, вице-губернатор Вадим Евдокимов, министр культуры области Алексей Бетехтин и директор музеев Московского Кремля Елена Юрьевна Гагарина идут в Государственный исторический музей Южного Урала на открытие выставки "Ислам. История, традиции, культура". Челябинск, июль 2017 года.

Mebel-v-shature.ru мебель в Шатуре .

Оформите заказ на услуги сантехника в Москве


специалист hr в Краснодаре
VK31226318