Юрий Латышев: "Исторический центр Челябинска еще можно спасти"

Юрий Латышев: "Исторический центр Челябинска еще можно спасти"

Закон об их защите регулярно нарушают собственники и арендаторы. Здания после восстановления могли бы действительно украсить Челябинск и стать достопримечательностями. Но сегодня их нередко уничтожают или искажают облик. Каким образом можно сохранить архитектурное наследие и для чего это нужно – в нашем интервью.

Старое и новое

Юрий Владимирович, какова цель градозащитного движения? Допустим, все памятники, которые нужно сохранить, действительно выживут и будут восстановлены. Что это даст?

Сегодня много говорят о патриотизме. Но ведь он начинается с того места, в котором ты живешь. Причем опирается это чувство и на конкретные материальные объекты, в том числе архитектурные. Именно поэтому важно сохранять старинные здания, чтобы горожане могли чувствовать связь времен.

Конечно, патриотизм насильно нельзя привить. Каждый человек может прийти к этому чувству сам. Но окружающая культура должна этому способствовать. А сегодня даже краеведение убрали из школьной программы.

А есть ли от сохранения исторического облика какая-то практическая польза?

Исторический центр города можно сделать интересным местом, где горожане и гости города будут гулять, отдыхать, тратить деньги. Я выделяю относительно небольшой участок, ограниченный набережной реки Миасс, улицами Васенко, Коммуны, Карла Маркса и Российской.

Сегодня облагорожена только Кировка. Шаг влево, шаг вправо – и уже можно наткнуться на неприглядные виды. Например, несколько известных гостей города обращали внимание на старинный деревянный дом по адресу Цвиллинга, 8. Там заколочены окна и выглядит все запущено, хотя всего в 300 метрах от него находится здание областного правительства.

Достаточно ли только сохранить и облагородить объекты такого рода?

Нет, нужно чтобы и новая застройка не портила общий вид. На Кировке уже есть «синяя дура» – здание «Челябинск-сити». Бизнес-центр «Ньютон» на улице Труда выглядит совершенно неуместно, как инородное тело. На это, кстати, справедливо обращал внимание блогер Варламов во время своего приезда. Я не архитектор, но у меня несколько близких родственников имеют эту специальность, так что кое-что я в этом понимаю.

Но ведь новые здания сегодня тоже нужны. Неудивительно, что они появляются в деловом центре города. Как с этим быть?

Сама по себе такая архитектура, конечно, не плохая. Мне лично нравятся «Аркаим-плаза», «Видгоф» и некоторые другие сооружения. Но в другом месте тот же «Ньютон» смотрелся бы намного лучше, есть же большая Краснопольская площадка. А в историческом центре и так уже транспортный коллапс – на улицах сплошные парковки.

Борьба нового и старого

С чего началась ваша градозащитная работа?

Зимой 2013-2014 годов я разбирался со случаем незаконного сноса дома Крупина по адресу Карла Маркса, 41. Дело в том, что он находился в частной собственности. Дом как объект культурного наследия (ОКН) можно было снести лишь после заключения эксперта. Только он мог доказать, что здание не имеет культурной ценности. Однако экспертиза проведена не была – здание полностью уничтожили. Экспертное заключение заказали задним числом. Документ признало незаконным наше Управление по госохране ОКН.

Обо этом я подробно писал в блоге. Затем несколько раз давал показания дознавателям, предоставлял фото и видео, писал в прокуратуру о необходимости доведения дела до суда. Но пока следствие по этому делу прекращено. И все-таки в Центральном районном суде сейчас рассматривают иск областного минкульта к собственнику здания с требованием изъять земельный участок.

В мае 2014 года я так же разбирался с известным случаем сноса здания на Труда, 97 – это памятник архитектуры начала XX века. Строение принадлежит Уральскому НИИ абразивов и шлифования, его директор – Владимир Дятлов, сын бывшего вице-губернатора. Часть здания была разрушена. Недавно уголовное дело направили в суд для рассмотрения.

Как раз тогда мы начали обсуждать проблему сохранения памятников архитектуры. Так и родилась группа «АрхиСтраж».

Какие задачи сейчас ставите перед собой и что предпринимаете?

Прежде всего, занимаемся популяризацией самой идеи – памятники архитектуры нужно сохранять. В краеведческом музее, к примеру, мы организовывали выставку (она проходила на смотровой площадке). Экспозиция была посвящена старинным зданиям Челябинска с фотографиями и описаниями на 18 планшетах. Также занимаемся мониторингом существующих объектов.

Вместе с фондом «Южный Урал», который возглавляет Гаяз Самигулов, подали заявку в областной минкульт на присвоение историческому центру статуса достопримечательного места. Это позволит региональному органу по госохране ОКН контролировать все проекты и планируемое строительство на этой территории. Появится возможность отклонять все, что будет диссонировать с исторической средой или вредить внешнему виду старинных зданий. Заявку должны рассмотреть до конца августа.

Что, на ваш взгляд, сегодня в историческом центре города нужно восстановить прежде всего?

Например, здание бывшей чаеразвесочной фабрики по улице Васенко между улицами Карла Маркса и Коммуны. Предприятие там открылось в начале 20 века. После революции его национализировали и устроили химфармзавод. Он проработал до начала 2000-х годов. В последнее время производство было совместным англо-российским. Здание отреставрировали и надстроили. Ну а в 2009 году новый собственник решил его разрушить, отчасти ему это удалось.

Или еще находящееся неподалеку заброшенное здание бывшего паспортного стола Центрального района на Елькина, 22. Мы недавно его исследовали – нашли старые документы 1950-х годов, причем даже бумаги на моих знакомых там оказались. Такое вот разгильдяйство – бросить все при переезде. Часть папок мы отдали в госархив, а одну – в краеведческий музей.

С каким еще отношением собственников и арендаторов старинных зданий сталкивались?

Часть бизнесменов понимают значимость сохранения культурного наследия и занимаются восстановлением своих сооружений. Я думаю, чтобы стимулировать собственников к этому, нужно вводить налоговые льготы. Например, объявить освобождение от налогов при использовании памятника архитектуры. Но только после полного обновления здания. А до этого – платить налог в обычном режиме.

Вы следите, как развивается градозащитное движение в других городах?

Знаете, я особенно не сравниваю – занимаюсь только Челябинском. Здесь родились я, моя мама, дед и бабушка, поэтому такая работа имеет для меня большое значение. Хотя проблемы с сохранением исторических памятников есть, конечно, и в других городах. Градозащитное движение развито в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани. Мы обмениваемся опытом в интернет-сообществе.

Справка

Юрий Латышев. Родился в Челябинске в 1948 году. Закончил химфак УрГУ. Работал в Институте неорганических пигментов, производственной фирме «Оксид», горнорудной компании ООО «Петропавловск - Черная металлургия». В 2013-14 гг. вместе с Ю. Свичкарь при поддержке А. Баландина подготовил описания всех челябинских объектов культурного наследия федерального и регионального значения. В 2014 году получил премию «Золотая лира» в номинации «Музейное дело и краеведение» за вклад в сохранение историко-культурного наследия Челябинска.

Mytischimebel.ru шкафы Мытищи

Цветы и подарки https://idea-ufa.ru компания Идея-Уфа.

VK31226318