Законсервировали заживо
Семье Швецовых обещали снести старый дом и предоставить две квартиры. Новоселья они ждут девятый год...
Десять лет назад у администрации Чебаркуля появилась возможность украсить город новым современным микрорайоном. Идея нашла отражение в генеральном плане города. Согласно генплану, микрорайон № 4 должен был вырасти на территории, где в то время стояли индивидуальные дома. Все они подпадали под снос. Службе капитального строительства поручили предусмотреть ликвидацию частных домишек, зеленых насаждений, сараев и всего, что препятствовало большой стройке. На их месте (на площади в 1,3 га) решили возвести многоквартирные высотки.
Администрация заключила договор с ООО «КвадроСтрой». Хозяевам частных домов гарантировали компенсацию в виде квартир в новом доме. В 2002 году специальным постановлением мэрия утвердила акт выбора земельного участка. В число будущих счастливых жильцов попала и семья Швецовых: супруги и дочь в списке получателей значились под номером пять.
Однако Светлана Александровна Швецова до сих пор живет в домике на улице Советской, 37. Муж, не дождавшись нового жилья, умер. Дочь вышла замуж, мужа привела в домик матери, родилась внучка, которой сейчас 2,5 года. Светлана Александровна и семья ее дочери теснятся на 33 квадратных метрах, воду носят ведрами с дальней колонки, которая зимой часто перемерзает, нужду справляют в уличном туалете. Несмотря на то, что под боком их дома проложена газовая труба, голубого топлива они не имеют, а потому готовят и отапливаются с помощью электроплиты.
Маленькому ребенку необходимо тепло, но его тяжело обеспечить, так как половина крыши повреждена в результате пожара, холод беспрепятственно проникает во все щели. Швецовы делили дом с соседом, но сейчас та половина бесхозна: хозяин покончил жизнь самоубийством. В принадлежавшей ему части дома и случился пожар. Еще одно неудобство связано с тем, что домик оказался в каменном колодце высоток, из окон которых на головы обитателей халупки могут и пакет с мусором сбросить, и просто обозревать частную жизнь: ведь все как на ладони.
В нескольких метрах от Швецовых стоит еще один домик: замученные бытовыми условиями хозяевами давно поразъехались по родителям или съемным квартирам. Нормальная жизнь на ветхоаварийном пятачке невозможна.
Когда попадаешь на Советскую, 37, вспоминается поговорка советских времен в отношении презираемого нами тогда Запада: два мира, два образа жизни. На фоне новеньких высоток домишки смотрятся, как поганки на поляне, усыпанной шикарными подосиновиками.
Красивый дом днем и ночью смотрит на обитателей трущоб глазами-окнами, напоминая о вопиющей несправедливости. Ведь среди них есть окна квартиры, хозяйкой которой должна была стать Светлана Александровна! Почему ей до сих пор не дают справить новоселье, она в толк не возьмет. Пыталась найти ответ в судах. Изучив обстоятельства дела, Фемида (городская и областная) в иске отказала. Светлане Александровне сказали, что она не имеет оснований что-либо требовать от администрации.
Не вдаваясь в юридическую казуистику, изложим случившееся языком простых фактов. Это очень важно, поскольку позволяет понять схему облапошивания простых людей.
Хотели снести, а потом передумали
Итак, у властей возникает желание «модернизировать» город. Мэрия находит строительную фирму и ударяет с ней по рукам. Затем производится выбор земельных участков. Владельцы домостроений получают «письма счастья». Швецовой, например, пришло такое послание: план застройки утвержден на межведомственной комиссии, вам будут предоставлены двух- и однокомнатная квартиры. Двушку площадью в 56 квадратных метров Швецовым обещали в доме № 9 «б» по улице Октябрьской. Однако внезапная реорганизация служб ЖКХ в 2006 году изменила ситуацию. Швецовым поочередно поступили сообщения о том, что им не достается квартир ни в первой, ни во второй очередях строительства.
Светлана Александровна забила тревогу, дошла до губернатора, прокуратуры, суда. И с удивлением узнала, что не имеет права претендовать на что-либо, поскольку проект якобы не предполагал сноса ее дома, а она не давала согласия на изъятие его из собственности. Однако в конце 2007 года женщину уведомили: «ООО «КвадроСтрой» не выполнило свои обязательства в части предоставления квартир» (исх. № 2177 от 13 ноября 2007 года). Не продвинули дело в судах справедливые вопросы несостоявшихся новоселов: почему никто не уведомил хозяев халупок о каких-либо изменениях в генплане города? На основании чего администрация гарантировала им предоставление квартир, если проект изначально якобы не затрагивал сноса дома по улице Советской, 37? Сколько, наконец, было проектов и почему они менялись без согласования с владельцами частных построек?
Попытка отразить в иске к администрации бытовые лишения (условия проживания семьи были ухудшены во время строительства высоток из-за работы башенного крана, поднимавшего грузы у Швецовых под носом, шума, мусора) тоже не увенчалась успехом. Дескать, было и прошло, никто ведь не пострадал физически.
Интересен такой момент: владельцы соседних домишек тем не менее получили обещанные квартиры. Вне зоны внимания оказались только два строения. Выходит, с возведением высоток (пусть и в не том виде, как предполагалось ранее) администрация города потеряла интерес к «людским остаткам». О том, кто и на каком основании занял обещанные Швецовым квартиры, история умалчивает. С ООО «Квадрострой» теперь взять ничего: фирма не подписывала с ними никаких документов. Вот и живут люди в колодце из многоэтажных домов, в котором их домики оказались законсервированными.
- Не знаю, что дальше делать, - признается Светлана Александровна. - Моя мать здесь жила, я здесь выросла, потом моя дочь. Теперь, видимо, и внукам тут взрослеть до тех пор, пока хибара сама не развалится. Не исключено, что наш дом признают ветхоаварийным и предложат жилье меньшей площади. Мы оказались в замкнутом круге: нам не дают ни обещанных квартир, ни разрешения на продажу земельного участка.
- Можно ли чем-то помочь Швецовым? - поинтересовалась я у нынешнего главы города Андрея Орлова.
Мэр не стал спешить с ответом: поехал к «забытым», посмотрел, переговорил.
- Побывал в гостях у Светланы Александровны и могу под присягой подтвердить: так жить нельзя, - дал свою оценку произошедшему Андрей Орлов. - «КвадроСтрой» - банкрот, с этой фирмы ничего не возьмешь. Я дал задание юристам администрации тщательно изучить этот вопрос, поднять весь архив по делу. Посмотрим, что получится.
Мэр также изложил всю эту историю в своем блоге. Прежде всего для того, «чтобы предостеречь кого-то в будущем от таких вот ловушек и выслушать мнение юристов, которые сталкивались с подобной проблемой».
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве