Борьба за дом

Борьба за дом

Два года жильцы платили за квартиру по несправедливо завышенным тарифам.

Подполковник запаса и бывший сотрудник «Челябинского рабочего» Сергей Зиновьев - человек на редкость энергичный. Уйдя из редакции, он в определенном смысле «переквалифицировался в управдомы» - стал руководителем ТСЖ и за два с небольшим года сумел сделать из типовой 10-этажки с загаженными подъездами настоящую конфетку.

После публикации в газете, в которой рассказывалось о борьбе подполковника Зиновьева с управляющей компанией (УК), увенчавшейся полной победой Сергея Анатольевича, к нему потянулся народ - за опытом, за советом, с предложениями включить дом в состав руководимого им ТСЖ. Сергей Зиновьев никому не отказывает в помощи, а недавно пришел в редакцию с историей об очередном противостоянии в сфере УЖКХ. На сей раз речь идет о доме № 31б на улице 40 лет Победы, в котором несколько лет назад Зиновьев приобрел квартиру для дочери. Два года он смотрел, как жильцы платят за квартиру по несправедливо завышенным, по его мнению, тарифам, а потом не выдержал и вновь вступил в противоборство с УК «Строитель-97».

Никто не защитит жильца, кроме него самого

- Сначала мы ограничивались жалобами в УК по поводу высоких тарифов, но ни на одну не получили ответа, - рассказывает С. Зиновьев. - Я поинтересовался судьбой наших писем. Оказывается, в делопроизводстве их нет. На жалобах ставят штампик, вроде бы регистрируют, а потом просто изымают. Это же верх цинизма! Ну ладно, я мужчина, в прошлом военный, а у бабушек просто здоровья не хватит общаться с такой УК! Я встретился с директором компании В. Селютиным, попросил объяснить, почему они так работают с жалобами и почему такие огромные тарифы. А когда понял, что ни пересматривать их, ни реагировать на наши претензии «Строитель-97» не собирается, начал работать с жильцами, разъяснять им их права. На первом собрании было человек 20, потом стало приходить побольше. Я, к слову сказать, всегда удивляюсь, почему грамотные, образованные граждане позволяют УК и жэкам себя дурить. Понятно, что все мы заняты, что у нас работа, дом, проблемы, но если сами не научимся защищать свои права, никто за нас этого не сделает.

Подполковник и тарифы

И Зиновьев возглавил борьбу жильцов дома № 31б за новые тарифы. Организовал инициативную группу, которая доносила до жильцов решения общего собрания, разработал систему заочного голосования через бюллетени. В итоге собрал необходимое количество подписей жильцов, требующих пересмотра тарифов на содержание и ремонт жилья. А для любой УК главный закон, по которому она должна жить и работать, - решение общего собрания жильцов. И УК была вынуждена снизить тарифы с 10,29 рубля с квадратного метра до 8 рублей.

При таком раскладе оставалось еще 38 тысяч, и Зиновьев опять-таки через общее собрание провел решение о том, что УК не может тратить эти деньги без согласия жильцов и старшего по дому, которым он в это время являлся.

Сергей Анатольевич намеревался укоротить аппетиты УК и по другим статьям, и это тоже нашло отражение в протоколе общего собрания от 20 января 2011 года. К примеру, отчет о закупке мастером мелких запчастей, уборочного инвентаря, спецодежды, мыла должен согласовываться со старшим по дому. Размер оплаты по статье «Содержание и техническое обслуживание лифта» также определяется старшим по дому, исходя из договора с ООО «Союзлифтмонтаж», и утверждается общим собранием собственников помещений.

Еще условие: в случае пересмотра стоимости услуги по статье «Управление, содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома» УК должна в письменном виде обращаться к старшему с просьбой рассмотреть новые расценки и при этом приложить необходимые расчеты и обоснования. А жильцы посмотрят и решат, стоит или нет принимать эти предложения.

«Дам документы, если он принесет справку из психбольницы»

С. Зиновьев не только разработал новую форму договора с УК вместо прежней, кабальной (при вселении собственникам не давали ключи, пока они не подписывали договор на обслуживание), но и стал требовать от компании отчета за деньги, потраченные в 2009 году.

- Для руководителей нашей управляющей компании, привыкшей, как, впрочем и большинство других, к бесконтрольности, это было неожиданностью, - говорит Зиновьев. - Бухгалтер наотрез отказалась выдавать мне какие-либо цифры, а юрист Елена Владова прямо сказала: «Я ему дам документы, когда он мне справку из психбольницы принесет!» Но я не уступал, жильцы меня поддерживали, и руководители УК вынуждены были подготовить отчет, и не один, а целых три. И хотя все они состояли из разрозненных, не подтвержденных документами данных, мы нашли в них уникальную информацию. Например, по статье «Содержание и ремонт» образовалось 176 тысяч рублей прибыли, а ее не может быть. Если появилась такая прибыль - уменьшайте тариф, это очевидно. Поэтому я разработал новую форму договора, в соответствии с которым мы даем УК вознаграждение в размере 8-10 процентов от статьи «Содержание и ремонт», это и будет ее прибыль. При этом предусматривалось, что мастеру, электрику, сантехнику и другим специалистам, непосредственно работающим в доме, платить будем отдельно.

А вот еще любопытная подробность. При утвержденном тарифе в восемь рублей за содержание квадратного метра жилья фактический тариф составил 5,45 рубля, из этой цифры УК забирала себе 3,43 рубля и только 2 рубля направляла на техническое обслуживание. Куда шли эти деньги на самом деле, компания до сих пор не объяснила.

Не согласился Зиновьев и с другими статьями расходов. 13 тысяч на транспорт для работников УК - это, по его мнению, слишком много, он считает, что каждому сотруднику УК лучше по проездному купить. 600 с лишним рублей на рекламу - тоже лишняя трата, да и на связи можно сэкономить. Борьбу за экономию можно понять, ведь источник поступления средств и на транспорт, и на связь, и на рекламу один - кошельки жильцов многоквартирных домов.

Сейчас жильцы ждут, когда руководители УК подпишут новую форму договора на обслуживание, по которой будут строиться их отношения в 2011 году. Все сроки прошли, но реакции от «Строителя-97» нет.

«Это попытка рейдерского захвата»

Мы попросили высказать свою точку зрения на происходящее руководителя компании В. Селютина.

- Решения собрания жильцов от 20 января 2011 года я не признаю, - говорит Владимир Анатольевич. - Старший по дому - чисто общественная должность, не предусматривающая никакой ответственности человека за свои действия, и Зиновьев эту безответственность постоянно демонстрирует. Жильцы поручили ему дважды в год проверять готовность дома к новому сезону, решить вопрос парковки во дворе. Ничего из порученного не сделано, зато Зиновьев с необыкновенной активностью занимается чужими делами, мешает работать, жалуется на меня во все инстанции: в областную администрацию написал, в районную прокуратуру, которая нас недавно проверяла и, кстати, не нашла нарушений, теперь вот в редакцию. Я профессионал, много лет работаю в сфере ЖКХ и не думаю, что будет польза от того, что все мы станем подчиняться старшему по дому. Это абсурд!

- Но за ограничение прав УК и ее подотчетность старшему по дому высказались большинство собственников жилья, вам направлен протокол общего собрания.

- Собрание инициировалось Зиновьевым, проводилось в заочной форме, самих бюллетеней мне не предъявлено. Предъявят - позвоню каждому, проверю подлинность подписей, только после этого буду реагировать.

- Почему в новом доме были такие высокие тарифы?

- Начисление по городским тарифам, в результате чего образовалась прибыль, происходит в двух случаях: если собственники не приняли тарифы на текущий год и если не выбран способ управления домом. Поскольку тарифы до недавнего времени жильцами приняты не были, мы действовали на законном основании. Теперь, после изменения тарифов, Зиновьев пытается зарезервировать оставшиеся деньги, чтобы УК не имела к ним доступа. Но мы - коммерческая организация, целью которой является извлечение прибыли. Если будем производить услугу за 3 рубля и продавать ее за 3 рубля, то не сможем развиваться.

- Оппонент как раз и ставит вам в вину извлечение прибыли. Если по статье «Содержание и ремонт» вы получили ее в размере 176 тысяч рублей, то, по мнению С. Зиновьева, это говорит только о завышенных тарифах.

- Вы же не удивляетесь, когда платите 18 рублей за булочку, себестоимость которой 3 рубля. Повторяю, мы - коммерческая организация, получение прибыли заложено в нашем уставе, и никакой старший по дому не может изменить этот порядок. В себестоимости услуг заложены связь, транспортные расходы (я что, задвижки на горбу таскать буду?), мы трактор хотим купить, сейчас в сфере УЖКХ появляются новые технологии, которые тоже хотели бы перенять. Если у нас не будет денег и за каждый шаг станем отчитываться перед старшим по дому, то о каком движении вперед может идти речь? Забота о прибыли не перечеркивает заботы о людях. С 1 января «Союзлифтмонтаж» на 11 процентов поднял стоимость текущего содержания лифтов, а мы 4 процента отвоевали. И что теперь - бежать к Зиновьеву отчитываться о проделанном? Вот примет Госдума закон о статусе старшего по дому, тогда и разговаривать будем. Я думаю, Зиновьев преследует цель поссорить жильцов с управляющей компанией, чтобы создать очередное ТСЖ. Его действия оцениваю как попытку рейдерского захвата дома.

Комментарий заместителя начальника отдела УЖКХ администрации Челябинска Ирины СЕМЕНИХИНОЙ:

- Инициатива по разработке договора на обслуживание многоквартирного дома должна исходить от УК, которая обязана познакомить с ним жильцов. А они вправе внести в него коррективы. Если к соглашению прийти не удается, надо оформлять протокол разногласий. Обычно функции старшего по дому - принимать и подписывать акты выполненных работ, но любой собственник, в том числе и старший по дому, может требовать от УК отчетности, добросовестного исполнения обязанностей. Все эти требования должны быть в рамках договора, не стоит подписывать типовой договор вслепую, всецело полагаясь на управляющую компанию, но и предъявлять ей завышенные требования или пытаться ее подчинить неправомерно. Если собственники считают сотрудничество со своей УК бесперспективным, то они вправе выбрать другую УК или способ управления домом.

- Есть ли рычаги или нормативы, ограничивающие размер получения прибыли управляющими компаниями?

- УК - частные фирмы, мы не имеем права вмешиваться в их работу. Если собственникам становятся известны факты нарушений со стороны УК вроде нецелевого использования средств, мошенничества, необходимо обращаться в прокуратуру.

Лидия ИВИНА

фабрика кухни Балашиха

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

укладка фальцевой кровли в Санкт-Петербурге
VK31226318