Кукиш красного дерева
Квартира реставратора старинной мебели Александра Попова похожа одновременно и на музей, и на зал мебельного салона. Вдоль стен раритетные кресла и стулья, на стеллажах - африканские маски и деревянные «композиции» из трех пальцев.
Фига от Сенкевича
Поначалу наше общение напомнило давний мультфильм «Бобик в гостях у Барбоса»: «Здесь все мое! И стол мой, и буфет мой, и все, что в буфете, тоже мое».
- Здесь на самом деле все мое, - подтвердил Александр Михайлович. - Кухню сам сделал, все пуфики, стулья, полочки, кровать и шкафы. Все своими руками. Маски на стенах для экзотики, рамки для зеркал.
А начинал он более 30 лет назад с… кукиша! По телевизору шла очередная передача «Вокруг света». В гости к ее ведущему Юрию Сенкевичу пришел журналист, недавно побывавший в Африке. Явился с вырезанной туземцами фигой из сандалового (красного) дерева. Объяснил, что в каждой хижине есть такие тотемы от сглаза. Александр Попов, технолог по образованию, посмотрел на это «художественное безобразие» и повторил его в точности. Из березового комля сотворил такое же.
Эта первая поделка - отлакированный кукиш - и сейчас стоит на полке. Позже, уже в уменьшенном варианте, африканское средство от сглаза прописалось в его машине как ручка на коробке передач. И таких фиг друзьям и знакомым автолюбителям он сделал до фига.
Мастерство резьбы по дереву Александр Михайлович оттачивал на сложных геометрических фигурах - многогранниках со звездами разных размеров. Они также стоят у него на полках. Рядом вазы и шкатулки из капо-корня. Так называют наросты на березах, текстура которых в разрезе похожа на прожилки мрамора.
Сбрось стул с Эйфелевой башни
Однажды сын освобождался от барахла (переезжал с семьей в новую квартиру) и собирался выбросить стул. Но на круглой царге сиденья разглядел эмблему с вензелями и «ятями» акционерного общества «Яков и Иосиф Конъ». Сын отнес стул отцу. Прежде чем взяться за инструменты, Попов-старший обложился справочной литературой, пролистал антикварные каталоги, книги по истории мебельного дела.
- Отец и сын Кон жили в Австро-Венгрии. В середине XIX века основали фирму по выделке гнутой венской мебели. Они были основными конкурентами другой фирмы - «Братья Тонет», - со знанием дела объясняет Александр Михайлович. - И те, и другие поставляли свои изделия в Россию.
Кыштымский умелец очистил стул от трех слоев краски, убрал куски советской фанеры на сиденье, неказистую гобеленовую обивку. Несмотря на возраст, антиквариат сохранился практически в первозданном виде: ножки и спинки из бука, даже медные шурупы, которыми скреплена вся конструкция, тоже оказались родными.
Есть в коллекции Попова и венские стулья, которые выпускал два века назад краснодеревщик Михаэль Тонет. Почти все они найдены на свалках, но благодаря мастеру обрели вторую жизнь. Александр Михайлович отреставрировал их больше трех десятков. Часть раздал детям, часть оставил у себя.
Кстати, прочность венского стула однажды была продемонстрирована эффектным рекламным трюком: он был сброшен с Эйфелевой башни. Спружинил, подскочил, но не разбился. А вот с современной мебелью подобные эксперименты лучше не проводить.
- У старых мастеров все было продумано, начиная от технологии обработки дерева для его изгиба. Легкость и ажурность конструкции - тоже часть, как сейчас бы сказали, маркетингового хода, - восхищается Попов. - Почему эти стулья получили столь широкое распространение по всему миру? Технология, разработанная Тонетом, была гораздо экономичнее и выгоднее старых столярных способов, и он довел ее до совершенства. Эта мебель собиралась с помощью винтиков, без использования клея. Ящик, в который упаковывались 36 комплектов стульев, был объемом всего в один кубометр!
Кресла с медальоном
Известно, что в прошлые века архитекторы проектировали все, вплоть до дверных ручек. Глядя на старинную мебель в квартире у Попова, находишь тому подтверждение. В спальне у него стоят два резных кресла, которым лет 200 от роду. Их принес один знакомый, зная об увлечении Александра Михайловича реставрацией мебели.
- В справочниках я прочитал, что они называются «кресла с медальонами». Знакомому они достались в наследство от деда, жившего в Троицке. Согласно семейному преданию, его будто бы зарубили в смутные революционные годы, когда он сидел в одном из этих кресел, - рассказывает Александр Михайлович. - Может, так оно и было: на одном кресле не оказалось половины спинки: вместо стойки из красного дерева вставлена металлическая трубка.
Восстановив антиквариат, Попов изготовил еще и копии.
- Я их немного упростил: изменил профиль сиденья, чтобы легче было обивать тканью, и сделал прямой спинку, - поясняет мастер. - А вместо красного дерева использовал ольху. Это мое любимое дерево: оно теплое и легче поддается обработке.
Однажды довелось ему реставрировать и кресло первой половины XVIII века, выполненное в форме «фотей» - с открытыми краями, с грушевидной формой спинки. Дизайнерские изыски были рассчитаны на дамские платья с кринолином. В таком одеянии дамы могли свободно разместиться на подобном троне. Помучиться пришлось с подлокотниками, которые были изогнуты в нескольких проекциях. Помог друг, скульптор Юрий Борисенков: изготовил пластилиновый макет для образца.
Когда гречка была копеечной
Мастерская Александра Михайловича находится под полом спальни. Открываешь люк в полу и по вертикальной лестнице спускаешься вниз. На стеллажах и полках нет свободного места от инструментов и заготовок будущих поделок. В углу ждет своего часа пара венских стульев, на верстаке лежат… головы дракона! Вырезанные из кусков цельного дерева, они должны были стать частью светильника как раз в год Дракона. Но замотался мастер, отложив поделку до лучших времен.
Если стулья он находит на свалках, то материал для оригинальных изделий - в лесу. Те же каповые наросты на деревьях, причудливые ветки, природные камни. Когда-нибудь намерен заняться и камнеобработкой, ведь в свое время он работал шахтером в Карабаше.
Уже в прихожей я заметил деревянные маски на стене. Африканские мотивы прослеживаются от того самого кукиша. И вырезанные рожицы тоже призваны отпугивать врагов и злых духов. Рядом висело зеркало, рамку которого образовывала… гречка в серебре.
- Это сейчас она дорогая, а когда я придумал такое покрытие, копейки стоила, - смеется Александр Михайлович. - Взял обычную древесно-стружечную плиту. Обмазал ее клеем, насыпал крупы и посеребрил. А в углу - золотое солнце с лучами. Оригинально смотрится... У меня еще много задумок. На пенсии, чтобы голова работала, нельзя сидеть сложа руки.
Справка
Представительства фирмы «Тонет» прекратили свою деятельность в России в 1917 году. Магазины и склады были закрыты. Но миллионы венских стульев и прочих предметов гнутой мебели успели прочно обосноваться в нашей стране.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве