Продукты по социальной цене
На Южном Урале продавцы продуктов поддержали инициативу по скидке для пенсионеров.
8 августа 2010 года в Челябинске на рынке «Универсальный» был дан старт социальной программе помощи ветеранам. Рыбу, молоко, растительное масло, майонез, яйца, кур начали продавать пожилым людям по ценам производителей, без посредников. Через полгода на выставке социальных проектов, проходившей в Сургуте, челябинский опыт был признан лучшим из 150 проектов. Мы попросили заместителя председателя областного совета ветеранов Михаила НУЖДИНА рассказать, как родился этот проект и как он развивается.
- 3 августа 2010 года в «Челябинском рабочем» был опубликован материал «Социальная курица летит на рынок». В нем шла речь об инициативе двух розничных рынков Челябинска - «Универсального» (пересечение проспекта Победы и улицы Горького) и «Луча» (улица Сталеваров, 5), добровольно учредивших для пенсионеров и малоимущих горожан социальные карты, которые дают право на приобретение основных продуктов питания с 10-процентной скидкой. Так был дан старт большому социальному проекту по защите ветеранов.
Мы с глубоким вниманием отнеслись к этой серьезнейшей проблеме. Я сам посмотрел первые павильоны на рынке, карточки, весь порядок продажи товаров по социальным ценам. Когда своими глазами увидел все это в действии, мы приняли решение рассмотреть вопрос на большом совещании ветеранского актива Челябинска.
- Михаил Георгиевич, а как ветераны отнеслись к этому начинанию?
- Оно вызвало огромный ажиотаж. Сначала рынки выдали 3000 социальных карточек, потом еще 10 тысяч, сейчас уже около 20 тысяч. Пожилые люди обрывали телефоны, просили, требовали.
Мы договорились: раз в квартал будем отслеживать, как идет эта работа. И на очередной встрече 8 февраля 2011 года подписали соглашение о сотрудничестве областного совета ветеранов с торгово-выставочными площадками и их управляющим Владимиром Ланчевым. Но чтобы процесс пошел, необходима цепочка - сначала производители продуктов питания, а уж затем торговля. Мы обратились к министерству сельского хозяйства, оно провело переговоры с предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности региона с просьбой поддержать это начинание. Областной совет ветеранов, со своей стороны, решил поддержать инициативу предпринимателей и вышел с предложением в правительство Южного Урала распространить опыт такой работы на другие районы Челябинска. Кроме того, руководство рынков обещало предоставить павильоны для организации торговли по «заводским» ценам южноуральским производителям молока, хлеба, муки, круп, мяса.
- Кто первым откликнулся на ваше невыгодное предложение?
- Хлебопекарные компании Магнитогорска стали продавать хлеб пенсионерам на 15-20 процентов ниже его обычной стоимости. Булку хлеба ценой 16 рублей начали продавать за 12. Мы направили письма руководителям Хлебпрома, хлебокомбината № 1, комбината имени Григоровича с просьбой поддержать пожилых людей своей области. Генеральный директор «Хлебпрома» Анатолий Гуральник откликнулся и теперь продает хлеб с 10-процентной торговой скидкой в ста павильонах Челябинска.
- Неужели ветераны едут на другой конец города, чтобы купить продукты на рубль-другой дороже?
- Наши активисты все время говорили, что люди жалуются на большие расстояния: рынок «Луч» находится в Металлургическом районе, «Универсальный» - в Калининском. Чтобы изменить географию, по предложению министерства сельского хозяйства мы вышли на торговую сеть «Губернский». Ее супермаркеты находятся на улице Доватора, 16, Свердловском проспект, 23а, Солнечной, 12. Они предложили для пожилых людей торговую скидку в десять процентов на девять групп товаров 24 наименований. Недавно встречался с руководителями торговой сети «Союз», они подготовили скидки на основные продукты питания еще в девяти магазинах Челябинска. Заинтересованно отнеслись к нашим предложениям руководители ряда городов и районов области. В стадии решения организация такой торговли в Златоусте, Копейске, Сатке, Катав-Ивановске, Усть-Катаве, Трехгорном, Еткульском, Октябрьском и Аргаяшском районах и в других территориях.
Следующим шагом проекта стала продажа товаров для дома ОАО «Челябкоммерс» (Цвиллинга, 39) по сниженным ценам. Однако кардинально помочь людям старшего поколения может лишь решение принципиальных проблем.
- Какой вопрос вы считаете самым больным?
- Их два. Первый - необходимость резкого повышения пенсий для старшего поколения. Чтобы средняя пенсия в регионе была не 7000 рублей, как сейчас. В Москве пенсионеры получают два прожиточных минимума. Он в столице 6200 рублей, соответственно и пенсии больше 12000. У нас в области прожиточный минимум - 4200, вот бы и размер средней пенсии дотянуть до 8000 рублей.
Второй вопрос - сдерживание цен на продукты. У нас определены наценки на лекарства, платежи ЖКХ. Почему же в торговле ничего подобного нет? Необходим механизм сдерживания цен, как это сделано в Тюмени, где губернатор подписал постановление по 18 видам продовольственных товаров. Торговая наценка на них не должна превышать 15 процентов.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве