В Златоусте семья замерзает в собственном коттедже
С виду двухэтажный дом Натальи Балакшеевой площадью порядка 200 квадратных метров прямо-таки «чиновничий» коттедж. Но это только видимость. Внутри - неуютная стройплощадка. Холодина неимоверная. Нет не только полноценного отопления, но и воды и канализации.
Задание подписано
Мало кто верит, что этот коттедж в районе Миасского квартала своими руками построили родители Натальи Балакшеевой. Возводили дом невероятными усилиями. По кирпичику, по бревнышку. Строили по вечерам после работы, в выходные и отпуска, вручную ворочая тяжелые балки, после чего без сил валились с ног. Не было денег, чтобы нанять бригаду рабочих. Но было огромное желание обустроить уютное семейное гнездышко, куда будет слетаться вся большая семья: дети, внуки, правнуки.
Верилось в хорошее, ведь все делалось по закону.
Участок площадью 8 соток под строительство дома родители Натальи получили в начале 90-х годов от Златоустовского машиностроительного завода, где проработали много лет. На руки им дали копию проекта архитектурно-планировочного задания, заверенного представителями всех положенных инстанций. В нем было подробно описано, откуда и каким способом будут подведены газ, вода, канализация. А представитель профкома разъяснил, что раз будет поселок городского типа, надо ставить капитальные двухэтажные дома. Но грянула перестройка, и их попросту кинули. Оставили в чистом поле безо всяких удобств.
На участке, отведенном под 97 домов, жилье построили всего 13 семей (заселились только 10). Из всех необходимых для жизнеобеспечения коммуникаций, которые предусматривались проектом, провели только электричество. И то…
- Напряжение в сети всего 105 вольт, - замечает Наталья. - По этой причине перегорают стиральные машины, холодильники.
Действовали по обстоятельствам
Когда стало ясно, что централизованного отопления им в ближайшей перспективе не видать, на первом этаже в каминном зале сложили печку с котлом, пробросили отопительные сети. Но оказалось, что им продали трубы, которые используются при бурении грунта, то есть плохо отдают тепло. Будь газ, можно было бы отрегулировать отдачу тепла, а углем и дровами дом не прогревается. Это стало ясно первой же зимой.
И тут из Алтайского края приехала овдовевшая Наталья с тремя детьми: сыном и двумя дочками. Сегодня двое из них, не выдержав тяжелых условий, сбежали с «полюса холода». Остались одни женщины: 49-летняя Наталья, ее 26-летняя дочь Катя и полуторагодовалая внучка Диана. Девятилетний внук Даниил на весь учебный год переезжает в квартиру к прабабушке Руфине Васильевне: в доме у мамы даже уроки пришлось бы делать в варежках и под одеялом.
Относительно тепло только в одной комнате на втором этаже, которую отвели под детскую для маленькой Дианы. Там день и ночь включены электрические обогреватели. На счетах за энергию зимой - под две тысячи в месяц. Отапливать таким способом еще одну комнату не по карману. От холода на лице Натальи образовались бордовые незаживающие корки. Катя постоянно болеет простудой.
Как на привязи
После переезда в Златоуст Наталья решила устроиться на работу. В службе занятости ей порекомендовали пойти няней в детский сад. Но все кончилось в первый же день. Дома оставался маленький внук. Он попытался разжечь печку (ее нужно подтапливать постоянно), но не смог. Ночью обитатели дома проснулись от громкого хлопка, похожего на взрыв. Это лопнула труба отопления, оскалившись куском льда. Пришлось заплатить ремонтникам приличную сумму, соизмеримую с зарплатой няни.
Стало ясно, что дом держит своих хозяев на привязи, как сторожевых псов. Отказались от наемной работы и завели хозяйство на подворье. Сегодня женщины содержат четыре коровы, лошадь, несколько свиней, разводят гусей, кур. Хозяйство охраняют два громадных лохматых «кавказца». Непосвященному в крестьянский быт трудно в двух словах объяснить, какой это труд! Только накормил всю ораву, вычистил загоны, как снова пора идти к скотине на поклон. Летом надо пасти стадо, косить траву, ставить стога. Покосы далеко, ехать до них на лошади, запряженной в телегу. Возвращаются нередко затемно по трассе, где мимо с бешеной скоростью несутся автомобили. Того и гляди конь понесет седоков в кювет или под колеса. Боишься рисковать - покупай корма по заоблачным ценам. В итоге доходы едва покрывают расходы.
- Особенно трудно без воды, - сетует Наталья. - Ближайшая колонка метров за семьсот.
Хорошо, лошадка выручает. На ней женщины возят воду во флягах, запасают сразу на несколько дней. Воды требуется много. Корова выпивает в среднем ведер пять в день. Надо хотя бы дважды в неделю помыться в бане, чтобы сбить запах навоза, постирать рабочую одежду.
Средства изыскиваются
За 12 лет, которые семейство Натальи Балакшеевой прожило в этом доме, куда они только не ходили и кому только не писали. Даже российскому президенту отправили жалобу. Письмо вернулось в Златоуст. Но продвижения в сторону удобств так и не наблюдается.
В 2008 году заместитель главы города по строительству и инфраструктуре Александр Храмов дал официальный ответ жителям поселка. Он пояснил: предприятия-застройщики - АО «Гермес», ПО «Машзавод» (ныне ОАО «Златмаш») и ТОО «Юнона» - не стали разрабатывать общий план сетей к кварталу «Миасский», поэтому выдача разрешений на строительство индивидуальных жилых домов на этом участке была прекращена. В 2008 году из местного бюджета был выделен один миллион рублей под проектирование здесь магистральных сетей. Годом раньше администрация округа обращалась в областное министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства с предложением помочь в финансировании проектных и изыскательских работ кварталов «Миасский» и «Металлист» и микрорайона «Уржумский», но получили отказ. Далее говорилось, что изыскиваются средства на разработку проектов планировки и межевания территории под малоэтажную застройку этих районов с целью формирования свободных земельных участков на торги.
По сообщению пресс-службы администрации Златоустовского городского округа, с тех пор положение не изменилось. То есть как только будет финансирование, будет и проект линии электропередачи. На сегодня машиностроительный завод выдал технические условия по электрификации квартала. Аналогично дела обстоят с водой: как только будут деньги, начнется геофизическое исследование, а затем по его итогам - бурение скважины.
Кстати, благоустроенный коттедж Александра Храмова находится примерно в полукилометре от заледеневшего дома Натальи Балакшеевой, и из ее двора виден как на ладони. Нашлись-таки средства на коммуникации для того места. Изыскиваются они и для других коттеджных поселков.
Как рассказывает Наталья, по ее наблюдениям, в Златоусте есть много районов, где еще и коттеджи не достроены, а уже имеются стояки с горячей и холодной водой, проведены газ и электроэнергия. Но, видно, те счастливчики, для кого приготовлены эти блага цивилизации, явно навоза не нюхали.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве