Златоустовец предлагает решить проблему нехватки воды в городе

Златоустовец предлагает решить проблему нехватки воды в городе

Общественность Златоуста против разработки карьера по добыче магнезитовой руды в окрестностях города. В том числе и потому, что он попадает в охранные зоны как действующего Айского водохранилища, так и несуществующего пока, но запроектированного Новозлатоустовского. Инженер Александр Лебедев предлагает изменить проект водоема, чтобы дать карьеру зеленый свет без нарушений санитарных норм.

Об авторе идеи

Если пенсионера Александра Лебедева назвать чудаком, он не обидится. Он такой и есть - чудак в хорошем смысле слова. Бывший главный технолог треста «Златоустметаллургстрой» принадлежит к редкой породе одаренных людей, которых мало волнует признание их открытий.

К примеру, Лебедев изобрел экологически чистые способы производства меди и разных редкоземельных металлов, но вовсе не озабочен их патентованием: себе дороже. Примет ли кто-то его методы на вооружение, еще вопрос, а за авторские права надо заплатить приличную сумму. Он не делает секрета из своего опыта, может делиться идеями, лишь бы польза для державы была. Точно так же Лебедев готов подарить Златоусту свой проект водохранилища. С одним лишь пожеланием: назвать пруд его именем.

Свою идею Александр Лебедев решил вынести на обсуждение общественности. Поэтому и обратился в наш корпункт.

Плотину надо сузить

Новозлатоустовский пруд прорисован выше существующего Балашихинского - питьевого водохранилища Златоуста. Водоем был спроектирован в 80-е годы в расчете на рост населения и промышленное развитие города. Но грянула перестройка, потом началось коренное реформирование экономики, и о проекте забыли.

Вспомнили прошлым летом, когда из-за засухи город остался на голодном питьевом пайке. Лишь благодаря затяжной осени водохранилище немного пополнилось, и зимой не пришлось выдавать живительную влагу по норме. Стало ясно, что без строительства водного запасника городу грозит безводье. Но плотина обойдется недешево - в миллиарды рублей. Лебедев предлагает удешевить проект в десяток раз.

Эти места Александр Григорьевич знает как свои пять пальцев: прошел вдоль и поперек вместе с заместителем начальника городского отряда МЧС Сергеем Казаковым. А также в одиночку, с удочкой наперевес. Ему доподлинно известно, что на пару километров ниже запроектированной плотины русло реки Ай зажато между двух скал.

- Именно здесь и нужно строить плотину, - уверен Лебедев. - Так она будет вдвое короче, всего 500 метров. Сбрасывать воду можно через пробитую в скале траншею, оборудованную затвором. В качестве строительного материала выбрать не железобетон, а скальный грунт. Это сократит расходы. Согласно строительным нормам и правилам, у дна насыпь будет шириной 100 метров, а поверху - 20. Тело плотины станет основанием дороги, соединяющей Златоуст и Сатку. Участок автомагистрали длиной несколько километров придется строить заново, поскольку он будет затоплен, но расходы окупятся. Старый асфальтобетон можно дробить и использовать на ремонт транспортных артерий города: состав покрытия это позволяет. К тому же из дорожного движения будет исключен аварийный участок на спуске перед мостом. Машины бьются там из-за большой скорости, сужения проезда и плохой видимости на повороте. На «мою» плотину транспорт будет выходить не из виража, а по прямой линии.

Изменить статус

- А если авария все-таки произойдет, и бензовоз, например, свалится в питьевой водоем? - засомневалась я.

- Он будет не питьевой, - парировал Лебедев. - Ему нужно придать другой статус - осветлителя. Это будет хранилище для подготовки питьевой воды, а в бытовом смысле - отстойник. Вода в нем станет очищаться естественным образом путем осаждения на дно и микробиологической переработки. Даже если загрязнение попадет в воду, можно перекрыть затвор и вычистить пруд. К тому же, построив плотину «ниже по ручью» относительно запроектированной, мы исключаем из прямого водотока речки, которые омывают дачные поселки. Сегодня от них буквально разит нечистотами, а впадают они прямехонько в питьевой резервуар города. Если они пополнят отстойник, грязь выпадет в осадок и будет переварена микроорганизмами. Точно так же будут осаждаться и окислы железа (рыжая вода во время паводка и дождя).

- А как подействует на состав воды взвесь магнезитовой руды, которая попадет в верхний пруд вместе с грунтовыми стоками, откачанными из карьера, если таковой все же будут разрабатывать??

- Магнезитовая руда нейтральна и безвредна, не растворяется в воде. Разумеется, нужно требовать от саткинцев строительства очистных сооружений на автобазе, которая появится на разработках. Будет верхний пруд, стоки пройдут путь от карьера до питьевого водохранилища не менее чем за 15 дней, в зависимости от наполнения, а это вполне укладывается в санитарные нормы. Если же пруда не будет, ручей из карьера дотечет до реки Ай примерно за 12 часов, а это уже антисанитария.

- Но где взять средства на реализацию проекта?

- Деньги-то нужны небольшие. По моим подсчетам, плотина обойдется примерно в 300 миллионов рублей: 210 миллионов уйдет на строительство, остальные - на противофильтрационные мероприятия и организацию водосброса. 300 миллионов делим на заинтересованных дольщиков - город Златоуст и Группу Магнезит. Плюс небольшой трансферт из государственного кармана. Кстати, губернатор Челябинской области Михаил Юревич дал задание на проектирование автодороги Златоуст-Сатка с намерением пробить ее федеральное финансирование. Участок дороги, который придется спрямить в связи со строительством «моей» плотины, можно построить за счет этих денег. Кстати, существующая дорога проходит по границе первого пояса санитарной зоны источника питьевого водоснабжения. Здесь не должно быть ни дороги, ни производств, ни жилья. Если проект дороги «Златоуст-Сатка» уже делается, его придется подкорректировать. Но эти издержки несущественны по сравнению с приобретаемой выгодой.

- Кроме появления у города надежного накопителя питьевой воды, что вы имеете в виду под «приобретаемой выгодой»?

- Новые рабочие места для жителей Златоуста в магнезитовом карьере, на строительстве плотины и ее обслуживании. Стабильность для металлургической промышленности на ближайшую перспективу, ведь Группа Магнезит - не враг народа, а производитель огнеупоров для всей страны. Карьер необходим, и он станет экологически безопасным в случае, если мой проект не положат под сукно.

На всякий случай Александр Лебедев отнес свои разработки в местную администрацию. Но особых иллюзий на этот счет не питает. Чиновники, как правило, отмахиваются от таких чудаков. Конечно, проект Лебедева должны проанализировать серьезные эксперты. Автор готов к сотрудничеству. В его арсенале имеются расчеты и выкладки, которыми он занимался на досуге несколько последних лет.

Mebel-drezna.ru мебель в Дрезне .

Оформите заказ на услуги сантехника в Москве


VK31226318