В Кыштыме горят леса, виноватых нет
С первых чисел мая Кыштым заволокло дымом от горящих в округе лесов. За месяц произошло уже 29 лесных пожаров. Вот только бороться с ними, по сути, некому. Не сыскать и виноватых.
Над Кыштымом дежурят самолеты
Первый лесной пожар случился 27 апреля, на следующий день после заседания чрезвычайной комиссии. Того самого, на котором было объявлено: случаев возгорания не зарегистрировано. Следующие лесные всполохи тоже не заставили себя ждать. Горел лес в районе Терегустов. Сильный пожар случился в окрестностях Долгобродского водохранилища.
- Виновных ни в одном случае установить не удалось. Хотя очевидно, что за пожары вдоль железнодорожного полотна, автодороги, под линиями электропередачи ответственность должны нести те, кто не обеспечил безопасность на этих участках, - говорит руководитель ООО «Кыштымлес» Вадим Дулепов. - С 2009 года не убраны срезанные деревья под электролинией, где по контракту с МРСК-Урал работали подрядные организации из Екатеринбурга. 1 мая там полыхнул пожар.
Своевременно обнаружить очаги возгорания помогают обходы лесов. Информация о том, где горит, поступает и при воздушном наблюдении. Сейчас самолет дважды в день облетает наиболее опасные районы, относящиеся к высокому классу пожароопасности. В выходные дни лесники, вооружившись рациями, дежурят на горах Егоза и Сугомак. Между собой такие патрули они называют «кукушками». И каждый день молятся небесам. Наилучшей для них является ненастная погода, когда идет моросящий дождь.
Теперь пожары неизбежны
Лесные пожары, оказывается, тоже подвержены цикличности. Судя по многолетним наблюдениям (а они ведутся с 1957 года), пожароопасный период возникает раз в пять лет. С точки зрения природы это все объяснимо: за пятилетку накапливаются хвойные иголки, ветки, листва, которые плотным слоем покрывают землю.
- Цикличность раньше учитывали при ведении лесного хозяйства, - объясняет руководитель Кыштымского лесничества Александр Батин. - Соответственно к пожароопасному периоду готовились более тщательно. Кроме того, на 116 тысячах гектаров лесных угодий работали по 40-50 лесников, у каждого из них была своя добровольная пожарная дружина. Они обходили территорию и любое загорание оперативно тушили.
Самыми «горючими» выдались 1975, 1982 и 2004 годы, когда огнем были уничтожены сотни гектаров леса. После вступления в силу Лесного кодекса и реорганизации лесхозов в 2007 году гореть в таких масштабах леса стали ежегодно. И сетования только на засушливую погоду и людскую безалаберность - от лукавого.
Упразднили институт лесников, оставив вместо них на тех же площадях шесть инспекторов в Кыштымском лесничестве. А заботу о лесе возложили на арендаторов, которым определили 16 видов пользования. Им и вменили в обязанность тушение пожаров. В проекте освоения лесов эти условия оговариваются с учетом нормативов. Но заложенная в Лесном кодексе идея разбилась о действительность: далеко не каждый арендатор способен приобрести специальную технику и подготовить огнеборцев.
За потушенный пожар денег не дождаться
Белыми пятнами на лесной карте остались участки, не сданные в аренду. Их будут выставлять на аукцион для желающих поучаствовать в тушении. Ситуация складывается уж совсем анекдотичная! Сегодня, допустим, пожар. Готовится техническая характеристика сдаваемого в аренду участка, оформляется заявка, право аренды выставляется на аукцион. Через месяц проводится конкурс, победитель которого отправляется на… пепелище. Обещанная компенсация материальных затрат, подсчитанная не на основе реальных расчетов, а по копеечным тарифам, как правило, приходит из федерального бюджета на следующий год.
По словам Вадима Дулепова, в прошлом году тушение лесных пожаров обошлось в 2 млн. рублей. Полтора миллиона главное управление лесами компенсировало, а 483 тысячи рублей так и зависли неоплаченными. Тем не менее, главное управление и прокуратура области весной учинили проверку арендаторов на предмет их готовности к пожароопасному периоду. К чести кыштымцев, проверяющие сделали лишь одно замечание: отметили недоукомплектованность пожарных бригад. На дежурстве стоят две пожарные машины, трал и бульдозер, четыре колесных трактора, уазик и вахтовый автобус для доставки людей к месту тушения.
В 2010 году после засушливого лета и многочисленных пожаров в Лесной кодекс и в ряд других федеральных законов внесены изменения, регламентирующие охрану лесных угодий от пламени. Но как быть с запретом на посещение леса? Оказывается, нет в законе такого требования. Возможно лишь «ограничение пребывания граждан в лесу в целях пожарной безопасности». На этот пункт любят ссылаться юридически подкованные гости из Екатеринбурга: они не прекращают свои вылазки в кыштымские леса и на озера, даже когда муниципалитет вводил запрет. Откровенно смеются в глаза лесникам и представителям власти: «Вы нарушаете права человека. Нас в Екатеринбурге никто не предупреждал, что у вас в Кыштыме леса закрыты».
Подробнее об этой проблеме читайте в "Челябинском рабочем".
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве