Коркино и Еманжелинску грозит энергетический кризис
Шахтерское прошлое оставило неделимое наследство Коркино, Еманжелинску, поселкам Роза, Красногорский и доброй половине Копейска. Они до сих пор объединены общей энергосистемой.
Сегодня энергетики, арендующие электросети у Челябинской угольной компании, подошли к опасной черте. Жители в любой момент могут стать заложниками вполне узаконенного «светопреставления».
Нет шахт, но есть проблемы
- Завтрашний день меня пугает, - откровенно признается директор ООО «Коркинская энергосетевая компания» Алексей Пичугов. - В штате компании должно быть 370 человек, сегодня осталось 270. Причем, из-за маленькой зарплаты ушли в основном линейные специалисты, молодые парни. Пора начинать подготовку к зиме, но средств на обновление сетевого хозяйства нет. В курсе наших бед даже представитель президента в УрФО Николай Винниченко, мы писали ему письмо. Иногда от него звонят, интересуются: ничего у вас не изменилось?
…Пока все по-старому. Сильный ветер - уже причина для аварий. Последствия стихии, разгулявшейся в ноябре 2010 года, когда обледенели провода, Коркинская энергосетевая компания (КЭСК) устраняла чуть ли не дольше всех в Челябинской области. А если бы не денежные займы у ЧУКа, нечем бы было выплачивать зарплату оставшимся в штате сотрудникам.
Сложившееся положение сетевики считают несправедливым. После закрытия угледобывающих предприятий потребление электроэнергии на «шахтерской территории» сократилось вдвое (сейчас уголь на-гора выдают лишь разрез «Коркинский» и шахта «Коркинская»). В общем объеме потребления сразу заметно прибавила доля населения: более 40 процентов клиентов КЭСК. Два последних года все потребители вносят деньги за электроэнергию на счета «Челябэнергосбыта». В свою очередь эта организация оплачивает сетевикам услугу доставки. Любой перевозчик товара имеет допустимый процент потерь. Но у КЭСК он велик настолько, что порой перекрывает статью дохода.
- Это не только неизбежные технические потери, у нас гораздо больше непредвиденного «боя», так называемых коммерческих потерь, - рассказывает Алексей Пичугов. - Ощутимо бьют по карману воровство и долги населения. В холодные месяцы потери из-за этого достигают 30 процентов, а в некоторых поселках доходит аж до 90 процентов. Бывает, морозным днем на улице, где раньше дома отапливали печками, а газ еще не проведен, не видно ни одной дымящей трубы. Значит, включены электрообогреватели, причем минуя электросчетчики. Потребитель получает продукт, а мы несем потери.
Халявщики торжествуют
По словам энергетиков, иногда доходит до абсурда: хозяин дома, не имеющего газового отопления, из месяца в месяц платит за электроэнергию одну и ту же мизерную сумму. Например, за 100 киловатт, будто у него есть только лампочка и холодильник. Нередко водят за нос люди довольно солидные, имеющие собственные сауны и бассейны. Пустить к себе на чердак контролера для осмотра электропроводки владельцы частных домов обычно отказываются.
Любопытно, что с подобной проблемой сталкивались и в благополучной Америке. Известный пример: заокеанская энергетическая компания со штатом в 3500 сотрудников вынуждена была нанять 1000 человек для борьбы с мошенничеством. В итоге более 300 тысяч бедных клиентов перевели на принудительную выписку счетов и стали отключать электричество после неоплаты первого же счета. В России отключению недобросовестного потребителя предшествует долгая церемония.
Существуют современные ридерные системы учета, которые ставятся высоко на опоре. Владельцы домов видят показания на пультах и начинают экономить электричество, трансформаторы в таких поселках перестают «кипеть», потери сводятся к минимуму. Только для шахтерских городов и поселков это пока из области фантастики. Один электронный счетчик стоит 10-15 тысяч рублей, а нужны десятки и сотни. Где взять такие деньги, если пока не хватает средств на замену обычных опор?
Замкнутый круг
У первого заместителя главы Коркинского района Владимира Шукаева имеется целая папка с жалобами на отсутствие напряжения в сетях. Их около 30, в основном от жителей частного сектора поселка Роза.
- «Челябэнергосбыт» как гарантирующий поставщик создает комиссии. Факты, изложенные в жалобах, подтверждаются, но представители сетевой компании их не признают. Думаю, хищения электроэнергии населением не носят столь массового характера. Суть проблемы - в неудовлетворительном состоянии сетевого хозяйства. Серьезно его реконструкцией не занимались с советских времен, - считает Владимир Николаевич.
Местной власти есть с чем сравнивать. Поселок Первомайский обслуживает межрегиональная распределительная сетевая компания (МРСК Урала). Нареканий на электроснабжение от первомайцев не поступает. Правда, поселок этот гораздо моложе шахтерских. К тому же МРСК Урала - огромная компания, клиентами ее являются крупные предприятия, в том числе энергоемкие металлургические. Схожие проблемы с потерями тут менее заметны, ведь доля населения в общем объеме потребления составляет всего-то 2 процента.
Собственником электросетей, обслуживаемых КЭСК, является Челябинская угольная компания. Ее коммерческий директор Сергей Бельгер согласен, что сдаваемое в аренду хозяйство не в идеальном состоянии, но пока ни один житель не остался без электроэнергии. Потери же настолько превышают нормативные, что КЭСК не только не получает деньги за транспортировку, но еще и сама платит за передачу электроэнергии. Кроме того, сетевики должны доказывать «Челябэнергосбыту» характер коммерческих потерь. Да, нужно помимо существующих счетчиков ввести дополнительные системы учета, но денег на них нет из-за неплатежей населения.
Разомкнуть этот круг может только вмешательство извне. Сейчас проблема электроснабжения шахтерских городов решается на областном уровне. Однако, по мнению специалистов, в России так и нет законодательной базы, которая помогла бы разрешить проблемы электросетей.
- Несмотря на трудности, продолжим обеспечивать людей электроэнергией. Коллапса не будет, - заверяет Алексей Пичугов.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве