Как помочь малышу полюбить детский сад?

Как помочь малышу полюбить детский сад?

Ваш малыш пошел в детский сад? Для него это не развлечение и не отдых, а скорее работа. В детском саду для малыша все ново: распорядок дня, помещение, другие детки вокруг, разные игрушки, новые блюда на столе, а главное рядом нет мамы. Для ребенка изменившиеся условия жизни - стресс. Как пережить период адаптации? Профессиональные советы дала мама троих детей, психолог, заведующая ДОУ № 478 Анна ПЕРЕЛЬ.

Режим - прежде всего

Готовиться к детскому саду, конечно, стоит заранее. Рассказывать малышу, что это такое и чем детки там занимаются, зачем они туда ходят. Готовить его не только психологически, но и в бытовом плане.

- Очень важно, чтобы ребенок был приучен к расписанию, близкому к детсадовскому, - говорит Анна Перель. - Не удивительно, что детям сложно привыкнуть к режиму, если дома они спят до обеда. В саду день начинается уже в полвосьмого, когда родители передают детей воспитателю. Детки делают зарядку и идут завтракать в восемь утра. В девять проходят коротенькие занятия, а затем группа идет на прогулку. Важно, чтобы и мамы приучили ребенка гулять после завтрака. После обеда с 12 до 15:00 - сончас. Затем игры, занятия, ужин, прогулка с 17:00 до 19:00, когда родители и забирают детей домой. В 20:00 дома должно быть тихо и спокойно, активные игры закончены, начинается тихий час. А в современных семьях как бывает? В это время родители только приходят с работы, включают телевизор, играют с ребенком. После такого оживления малыш до полуночи не может заснуть и с трудом просыпается утром. Если нет режима, дети начинают болеть.

Другой немаловажный вопрос - режим питания. Стол в детских учреждениях разнообразный, диетический и соответствует возрасту малышей. Поэтому важно дома приучать ребенка к разнообразному питанию: супам, кашам, рагу, пюре, запеканкам, а главное к молочной кухне, необходимой ребенку. В помощь молодой маме - книги по детскому питанию, которых написано множество.

Проблема современных детей и родителей еще и в том, что трехлетки не обучены держать ложку самостоятельно, жевать и спокойно находиться за столом во время обеда. Да, мы, конечно, всему этому ребенка научим, но опять же он попадет в стрессовую ситуацию, когда все делать придется самостоятельно.

Навыки самостоятельности, соответствующие возрасту, - отдельная глава развития, на которую родители должны обратить внимание.

- Сейчас до трех лет дети ходят в памперсах, едят из бутылочки и не расстаются с сосками. К году ребенок должен знать, что такое горшок, стремиться стягивать с себя верхнюю одежду, возвращаясь с прогулки. А к трем - уже уметь самостоятельно одеваться.

Учите ребенка дружить

Общение с другими детьми начинать стоит не с детского сада, а со своего двора. Чтобы ребенок быстрее привык к чужим людям и детям вокруг, чаще гуляйте с ним на детской площадке, он научится взаимодействию со сверстниками хотя бы на уровне взять-отдать игрушку. Не торопитесь вмешиваться в любой конфликт, дайте ребенку возможность самому найти выход из ситуации, а себе - возможность погордиться за ребенка: «Вот какой молодец, как ловко забрал свою игрушку, значит, может постоять за свое имущество». Научите ребенка меняться: я тебе эту игрушку дам, а ты мне другую.

Постепенно расширяйте зону комфорта: гуляйте пешком по микрорайону, заходите в другие дворы, магазины, чтобы малыш видел новых людей, привыкал к новым условиям, окружению. Приглашайте к себе семьи с детьми разного возраста и сами ходите в гости. Если есть возможность, оставляйте ребенка с родственниками, чтобы он привык быть временами без мамы. Важно научить его самостоятельно играть. Мама может организовать игру для ребенка, показать ему, как играть, а затем оставить его одного на 10-15 минут с игрушками и пока заняться своими делами в другой комнате. Дать ребенку первые представления о детском саде также несложно в форме игры.

При некоторых детских садах организуются группы временного пребывания. Там детки могут познакомиться с территорией сада, режимом, другими детьми. В плане социальной адаптации помогают и занятия в детских центрах раннего развития.

- Важно, как сами родители относятся к детскому саду, - считает Анна Перель. - Стоит понимать, что детский сад - это не дом и воспитательница - не мама. Детский сад - общественная организация, которая дает возможность родителям ходить на работу, а не быть весь день привязанными к ребенку. Да, воспитатель обязан принимать каждого ребенка, находить к нему подход, заниматься с ним, играть, но любить каждого, как мама, не входит в его обязанности. Иногда родители ждут от детского сада слишком многого, думают, что воспитатель сделает все за них. Потом начинаются разочарования, негатив. А негатив мамы передается и ребенку. Посетите психолога детского сада, проконсультируйтесь с врачом, получите как можно больше разнообразной информации о том месте, где ваш ребенок будет проводить большую часть времени. Самое главное - это ваше доверие.

Что делать с утренней истерикой?

Еще несколько лет назад мамы стремились отдать ребенка в детский сад не раньше трех лет. Сейчас, замечают воспитатели, мамы стремятся вернуться к работе как можно быстрее, поэтому заполнены и ясельные группы. Это неплохо, считают детские психологи.

- Чем раньше отдать ребенка в детский сад, тем быстрее он адаптируется. Три года - самый неудачный возраст. Мало того, что у ребенка к этим годам уже выработались свои привычки, так он еще и переживает кризис трех лет.

Отправив малыша в сад, наберитесь терпения, уделяйте ребенку больше внимания, поддерживайте его, постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период. Ежедневно общайтесь с воспитателем, он подскажет, как скорректировать взаимоотношение с ребенком дома, чтобы он легче и быстрее привыкал к новым условиям жизни. В течение двух месяцев ребенок постепенно адаптируется к новому месту, людям, к тому, что он прощается с родителями на целый день. Утром малыш может закатить истерику.

- Здесь важно не идти у ребенка на поводу, - советует Анна Перель. - Дети очень чуткие и пусть неосознанно, но учатся манипулировать родителями. Если ребенок один раз почувствовал, что слезы помогли добиться своего, он и дальше будет этим пользоваться. Поэтому настройте себя на то, что не будете реагировать на ходовую истерику (я, конечно, не говорю о тех случаях, когда ребенок болен или у него есть какие-то психоэмоциональные расстройства). Не растягивайте утреннее прощание, чтобы ребенок не успел включиться в истерику. Собравшись на работу сами, разбудите ребенка, быстро оденьте, рассказывая ему историю, и ведите в детский сад, играя по дороге. Объясните, почему мама ходит на работу, напомните, что вечером она его обязательно заберет. А в выходные они все вместе пойдут в парк, и потом он расскажет другим деткам из группы, как там было здорово. Ваш позитив обязательно передастся ребенку.

У малыша стресс, если:

ребенок капризничает, плачет, боится без причины

у него нет аппетита

снизился вес

нарушен сон

участились ОРЗ.

Ребенок привык в детскому саду, если:

малыш пребывает в хорошем настроении

играет, общается со взрослыми и детьми

соблюдает режим дня

хорошо ест и спокойно спит

не болеет

набирает вес.

VK31226318