Офтальмологи Челябинской областной детской больницы спасают новорожденных от слепоты

Офтальмологи Челябинской областной детской больницы спасают новорожденных от слепоты

В прошлом году в области было выявлено 534 случая ретинопатии недоношенных.

Тамара родила неожиданно, на 27-й неделе беременности. Мальчик оказался совсем крохотным, весом 980 граммов. Это был первый ребенок в семье, такой выстраданный, желанный. Больше десяти лет пара мечтала о малыше, но все попытки завести ребенка заканчивались выкидышами. И муж, и жена обследовались, прошли длительное лечение - и вот оно, наконец, долгожданное счастье, пусть и в 36 лет.

Беременность протекала нормально, страшные сроки, когда женщина теряла детей, остались позади. И она из Нижневартовска приехала в гости к челябинским родственникам. Здесь и начались преждевременные роды.

Сразу из роддома крошку сына перевели в специализированное отделение детской областной больницы, где спасают, выхаживают таких глубоко недоношенных младенцев.

Когда казалось, что самое страшное позади, мальчик начал расти, прибавлять в весе, на семью обрушилась новая беда. Офтальмологи, обследующие всех деток отделения патологии недоношенных, выявили у малыша изменения глазного дна. Диагноз звучал как приговор: ретинопатия недоношенных, угроза отслойки сетчатки. Это фактически безвозвратная потеря зрения, если срочно не прооперировать ребенка.

Но как соглашаться на операцию с наркозом, когда сыночку всего три недели от роду и весит он полтора килограмма? Врачи убеждали маму, что это единственный способ спасти мальчика от слепоты и чем раньше будет проведено лазерное вмешательство, тем больше вероятность, что в будущем ребенок будет видеть и видеть хорошо.

Заболевание протекало агрессивно и быстро. Офтальмологи трижды за неделю посмотрели мальчику глазки. Они видели: ситуация ухудшилась, грозная болезнь прогрессирует. Даже лазер не гарантирует, что процесс приостановится. Всю серьезность положения объяснили матери. Она была в отчаянии и не могла принять решения.

Тогда был собран консилиум. Педиатр, офтальмолог, анестезиолог решили: ребенка необходимо оперировать в течение суток. Утром заведующая офтальмологическим отделением больницы Екатерина Тагиева выполнила лазерную коагуляцию крохе сразу на обоих глазах.

Почти десять дней мама и доктора напряженно ждали, стабилизируется ли процесс. Только на исходе второй недели появились признаки регресса заболевания. Все вздохнули с облегчением.

Еще через неделю Тамару с подросшим сыном выписывали из больницы. Папа с нетерпением ждал их дома, в Нижневартовске.

- Ваш ребенок будет видеть! - сказала на прощание Екатерина Тагиева.

- Это точно? - Переспросила мать и расплакалась. Она никогда не забудет челябинских врачей, спасших ее сына дважды.

Екатерина ТАГИЕВА, заведующая офтальмологическим отделением детской областной больницы, главный детский офтальмолог области, ассистент кафедры офтальмологии ФДПО ЧелГМА, кандидат медицинских наук:

- Это самое приятное в нашей работе, когда видишь ее результат. В два-три года эти дети приходят на прием, и ты отмечаешь, что они растут и развиваются абсолютно нормально, наравне со своими доношенными сверстниками благодаря вовремя сделанной операции.

В прошлом году в области было выявлено 534 случая ретинопатии недоношенных. Лазерная коагуляция была сделана 63 деткам на ранней стадии. Уникальные возможности дает работа в составе многопрофильной больницы. Специализированные офтальмологические клиники не имеют детской реанимации, кювезов для выхаживания малышей, опытных детских анестезиологов. Мы же можем обследовать и лечить крошечного ребенка всего в полтора килограмма весом благодаря совместным усилиям неонатологов, анестезиологов и офтальмологов детской областной больницы. В результате в 95 процентах случаев удается сохранить ребенку зрение и добиться регресса заболевания.

- Кто оплачивает эти жизненно необходимые операции?

- К сожалению, финансовый вопрос вообще никак не утрясен. Мы делаем эти лазерные операции на чистом энтузиазме, за них не платят вовсе. Дело в том, что хирургия недоношенных - это дорогостоящая высокотехнологичная помощь, которая должна оплачиваться государством.

Больница получила лицензию на такой вид деятельности, но квоты пока не выделены. Несмотря на это, мы оперируем много, потому что если вовремя не сделать лазерную коагуляцию, то в 80 процентов случаев ребенок потеряет зрение.

- Ваше отделение работает на полную мощность уже три года. Кого и с какими заболеваниями вы лечите?

- Мы занимаемся практически всеми направлениями консервативного и оперативного лечения детской офтальмопатологии, за исключением травм и острых состояний. Самые сложные случаи консультирует главный офтальмолог области, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой офтальмологии ФДПО ЧелГМА Ирина Евгеньевна Панова. Мы начинали с 700 пациентов в год, сейчас эта цифра приближается к 1300.

- У вас же всего 25 коек, откуда такой огромный объем больных?

- Часть наших маленьких пациентов госпитализируется на два-три дня. Мы стараемся их быстро обследовать, многих лечим амбулаторно.

- Как попасть к вам на прием, ведь во многих сельских больницах нет детских офтальмологов?

- В поликлинике детской областной больницы ведется ежедневный консультативный прием. Здесь работает кабинет охраны зрения под руководством Жанны Анатольевны Гришиной, где можно получить курс аппаратного лечения, направленного на повышение остроты зрения ребенка. Как гарантированно попасть к офтальмологу? Необходимо, чтобы ваш педиатр записал вас на прием по телефону. Эта технология уже отработана во всех районах области.

- Ребенок в норме рождается со зрением «единица»?

- Крошечные дети видят очень плохо, до месяца - только размытые цветовые пятна. У новорожденных - плавающий взгляд, они не могут зафиксировать глазки. Это абсолютно нормальная ситуация до двух-трех месяцев, когда начинает формироваться предметное зрение. В этом возрасте малыш начинает узнавать мамино лицо - самый приятный объект для рассмотрения. Оптимальное расстояние - когда мама держит ребенка на руках, на таком расстоянии в 30-40 сантиметров, он и видит предметы.

Очень полезно вешать над его кроваткой малыша яркие, медленно движущиеся игрушки, чтобы он мог упражнять глазки, пытаясь следить за предметом.

Имейте в виду, вдаль ребенок пока видит совсем плохо. Формирование остроты зрения до пресловутой единицы происходит только к семи годам, к школе. До этого ребенок видит хуже, чем взрослый, и это нормальный физиологический процесс развития зрительной системы.

- А когда малыш начинает различать цвета?

- Это тоже происходит отнюдь не с самого рождения. В первые месяцы жизни рекомендуется класть к бортам кроватки яркие небольшие игрушки оранжевого, черного, желтого цвета (как пчелка). Эти контрастные цвета ребенок воспринимает первыми, они наиболее позитивны для развития сетчатки. Постепенно диапазон цветовосприятия расширяется, и ребенок начинает различать синий, красный и все другие цвета.

- Екатерина Петровна, в каком возрасте надо показывать ребенка окулисту?

- Первый раз ребенок должен быть осмотрен в месяц, потом - при наступлении полугода, затем при медосмотре в год и далее при поступлении в садик.

Наука не стоит на месте. Сегодня появилась возможность даже очковой коррекции у ребенка до года. Считается, чем раньше скорректируешь аномалии рефракции, тем лучше будет зрение потом. Поэтому внимательно смотрите уже в 6-12 месяцев, не отклоняются ли глазки, не начинают ли косить. Хотя чаще косоглазие развивается к двум-трем годам. Когда малыш пошел, следите, как он ориентируется в пространстве, не «собирает ли углы», не подходит ли вплотную к предметам, чтобы рассмотреть их. Если заподозрили какое-то отклонение, обращайтесь к специалисту. Не ждите, когда ребенок начнет говорить, отвечать на вопросы, сегодня есть возможность проверить его зрение в любом возрасте.

заказать кухню в Мытищах

Цветы и подарки https://idea-ufa.ru компания Идея-Уфа.

ремонт krups в Нижнем Новгороде
VK31226318