Дорога как яблоко ненужного раздора

Дорога как яблоко  ненужного раздора

Площадь национального парка «Зюраткуль» превышает 88 тысяч га. Это самая большая в Челябинской области особо охраняемая природная территория (ООПТ). Наряду с охраной природных комплексов и объектов от любой деятельности, которая может нанести им ущерб, на учреждение возложена задача создания условий для регулируемого туризма и отдыха. Они возможны лишь в рекреационных и хозяйственных зонах, оговорены строгими правилами.

При этом парк не имеет целью извлечение прибыли. Он получает средства от штрафов, а также от просветительской, рекреационной и иной деятельности, не противоречащей закону об ООПТ. В положении о национальном парке говорится: посещение территории для отдыха, занятий спортом, туризмом, рыбалкой — регулируемое и платное.

В НП «Зюраткуль» имеются лесохозяйственные и противопожарные дороги протяженностью 900 км. По многим из них проложены туристические маршруты. Автомобильных дорог общего пользования на землях парка нет.

Затраты на содержание дорог и троп не финансируются из федерального бюджета. Чтобы поддерживать в пригодном состоянии дорогу от контрольно-информационного пункта (КИП) близ поселка Магнитка до поселка Зюраткуль, руководство парка ввело плату за проезд по ней. Мотивация такая: по этой дороге проходит автомобильный туристический маршрут, поэтому за пользование ею туристы платят как за рекреационную услугу. Прежняя администрация Саткинского района мер по содержанию дороги не принимала: обязывала заниматься этим национальный парк, не обеспечивая финансами. При этом в области нагнетается нездоровая обстановка, связанная со взиманием платы. Однако в НП «Зюраткуль» незаконной ее не считают.

О ситуации с оплатой за проезд мы расспросили директора НП «Зюраткуль» Александра Брюханова.

- Александр Витальевич, введение платы за проезд по дороге между двумя поселками действительно было вынужденной мерой?

- Раньше эту дорогу содержал комбинат «Магнезит», который в прежние времена был хозяином прибрежной базы отдыха. Когда она перешла в частные руки, дорога без надлежащего содержания стала непригодной для проезда. Это вызвало волну недовольства среди туристов, местных жителей, нарекания со стороны ГИБДД, администрации района. Нашему учреждению было не по карману не то что уложить асфальтобетон, как хотели бы многие, но даже элементарно улучшить проезжую часть: у парка нет ни одной единицы дорожной техники. Доходы от приема туристов, экологическо-просветительской работы порой не покрывают расходов на обустройство туристических маршрутов и мест регулируемого отдыха, вывоз бытовых отходов. Для содержания дороги требуется нанимать грейдер, посыпочную и очистительную машины (каждый час их работы стоит от 1500 до 2500 рублей). Пытаясь найти выход, мы обращались за помощью в районные и областные властные структуры. И везде получали отказ на том основании, что лесные дороги не состоят на балансе Челябинской области, на их ремонт и содержание средства из бюджета выделять противозаконно.

Мы изучили опыт других национальных парков и заповедников России, а также особо охраняемых природных территорий за рубежом, где практикуются такого рода услуги. Перед тем как его перенять, через СМИ и Интернет обращались за помощью к предпринимателям, занимающимся туризмом, объявляли конкурсы на содержание дорог. Но, увы, желающих помочь не оказалось.

Между тем поддерживать дорогу на этом автомобильном маршруте к поселку Зюраткуль в пригодном состоянии надо непременно: только по ней до этого населенного пункта могут добраться и местные жители, и сотрудники разных ведомств, и властные органы. Год от года увеличивается поток машин и автобусов, доставляющих по этой дороге туристов и отдыхающих (нынче более 40 тысяч человек).

Причем едут они не только на территорию парка, но и на базы отдыха, расположенные на муниципальных землях. К тому же на этих землях ведется активное строительство с завозом большого количества стройматериалов. Грузовой транспорт, стройтехника движутся по лесохозяйственной дороге, разрушая ее грунтовое покрытие. За счет каких финансовых источников его восстанавливать?

Нам не оставалось ничего иного, кроме как взимать минимальную дифференцированную плату: за легковой автомобиль — 40 рублей, за автобус вместимостью до 20 мест — 250 рублей, за грузовую машину и большой автобус — 500 рублей. Тем, кто часто пользуется этой дорогой, выгоднее заплатить сразу за месяц по иным расценкам. Собранные средства направляются на работы по содержанию дороги: выравнивание грейдером, подсыпку щебнем, очистку от снега, устройство водоотливов, оборудование аншлагами, строительство парковок. Только в 2011 году на эти цели было потрачено более 1,5 млн. рублей. Отсыпали 4000 тонн грунтового щебня. Занимались постоянным грейдированием 18 км дорог на автомобильных маршрутах: не только к поселку Зюраткуль, но и на лесной кордон «У трех вершин», природный объект «Фонтан». Кроме того, соорудили 9 мостов и переездов, обустроили более 10 туристических стоянок, оборудовали автопарковку на 100 мест у комплекса отдыха «Берлогоград», завершили обустройство бесплатной автопарковки на 200 мест у гостевых домов «Синегорье», установили более 20 информационных щитов, проложили около 6 километров водоотводных канав (кюветов). Собрали и вывезли 30 тонн мусора.

- Александр Витальевич, вас обвинили в том, что плата берется даже с местных жителей, со специального автотранспорта.

- Это не так. Согласно приказу, изданному мною в июне 2009 года, от платы освобождены жители поселка Зюраткуль, въезжающие как на личных авто, так и на рейсовых автобусах, сотрудники «скорой помощи», почты, правоохранительных органов, пожарной охраны, аварийно-спасательной службы, местных властей, если они исполняют должностные обязанности. А также все граждане, имеющие общероссийские льготы, — участники войны, ветераны труда, инвалиды, чернобыльцы и так далее. Нынче годовые бесплатные разрешения получили 1500 человек. Около 2000 детей (50 групп) также получили бесплатные разрешения, не считая участников различных семинаров и конференций.

Как свидетельствуют опросы, проведенные сотрудниками парка, взиманием платы за проезд недовольны не рядовые туристы (они, как правило, понимают ее необходимость), а бизнесмены, громоздящие возле заповедного озера богатые коттеджи и развлекательные городки. И браконьеры. Ведь прежде чем получить входной билет, надо не только заплатить за него, но и зарегистрироваться на КИП. А этого не хотят делать те, кто едет к озеру с целями, не отвечающими охранному режиму территории.

- Согласно закону об особо охраняемых природных территориях, парк может зарабатывать дополнительные деньги. В том числе за счет сдачи в аренду участков земли в зонах рекреационной деятельности.

- Сегодня арендная плата уходила бы в бюджет РФ, а не парку. Пока его земли числятся за Гослесфондом, оформление аренды возложено на территориальное управление Рос¬имущества Челябинской области.

Помимо оказания рекреационных услуг, на протяжении пяти лет мы предлагаем предпринимателям на партнерской основе обслуживать оборудованные места отдыха: теневые навесы со скамьями, костровища и другие архитектурные формы (так называемые берлоги, ракушки, чумы). Сегодня это семь оборудованных комплексов: на берегу озера Зюраткуль, «Берлогоград», на двух прудках в Сибирском лесничестве с организацией рыбной ловли и другие.

С каждым годом парк оказывает все больше рекреационных услуг, в том числе с помощью арендаторов оборудования. Но, увы, не так успешно, как хотелось бы. И вроде бы стоимость аренды не завышаем, учитывая расходы потенциальных пользователей по уходу за этими сооружениями и вокруг них (уборка мусора, туалетов), но партнеров не прибавляется. Для продвижения дела нужно лучше благоустраивать места отдыха, сооружать рядом с ними вместительные парковки для автотранспорта. А для этого нужны дополнительные средства.

- В арбитражный суд подавались иски с требованием признать дорогу от поселка Магнитка до поселка Зюраткуль, а также некоторые участки прибрежной территории муниципальной собственностью. Каково судебное решение?

- Приняв решение в строгом соответствии с действующим законодательством, суд не удовлетворил исковые требования. Он утвердил территориальную целостность национального парка. Те, кому нужны участки на его территории, фабрикуют жалобы, умышленно искажают информацию о взимании платы за рекреационные услуги (будто бы мы берем за вход). Но судебные решения расставили все точки над i.

Руководство парка всегда готово к компромиссу и взаимовыгодному сотрудничеству с кем бы то ни было, но только в пределах предоставленных полномочий и природоохранного законодательства. Очень надеемся, что новое руководство района поймет и поддержит нас.

Во всем цивилизованном мире всемерно помогают нацпаркам. Ни у кого не вызывает сомнения, что такая помощь им необходима. Почему же в нашем муниципальном районе некоторые чиновники и предприниматели воспринимают национальный парк как коммерческую структуру, а не федеральное бюджетное учреждение? А ведь оно создано в первую очередь для сохранения уникальных природных комплексов и развития экологического познавательного туризма.

- Как известно, природоохранная прокуратура проводила у вас проверку. Были замечания по ведению бухгалтерской документации, выдаче входных билетов?

- Взимание платы за услуги проводится по бланкам строгой отчетности «Входной билет», утвержденным Налоговым кодексом РФ. И зачисляется она на счет как от приносящей доход деятельности в соответствии с разрешением Министерства природных ресурсов РФ и положением о ФГУ НП «Зюраткуль».

Поступающие средства приравнены к средствам федерального бюджета, учитываются на едином лицевом счете в федеральном казначействе и направляются на содержание национального парка в строгом соответствии с утвержденной сметой. Природоохранная прокуратура Челябинской области введение платы за услуги сочла правомерным.

мебель Лосино-Петровский

Цветы и подарки https://idea-ufa.ru компания Идея-Уфа.

мощение плитняком в Екатеринбурге
VK31226318