Новости

Награду Анатолию Пахомову вручил замминистра обороны России Николай Панков.

По словам свидетелей задержания, активиста посадили в полицейскую машину и увезли в ОВД Дзержинского района.

По предварительной информации, площадь пожара превысила 400 квадратных метров.

Плакат у участников марша изъяли сотрудники полиции.

Несмотря на случившееся, Касьянов продолжил участие в памятном мероприятии.

Сообщение о возгорании автомобиля поступило на пульт экстренных служб в 05:53 с улицы Буксирной.

Чп произошло минувшей ночью в доме по улице Голованова.

Из-за аварии на энергосетях электричество в домах пропало в ночь на 26 февраля.

С 27 февраля за проезд придется платить 25 рублей.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Коркино ждут большие перемены

01.02.2012
Самый глубокий угольный карьер Европы будут засыпать.

Самый глубокий угольный карьер Европы будут засыпать.

В правительстве России одобрена идея переселения людей из домов, построенных в опасной близости от глубочайшего угольного карьера. Его 78-летняя история неумолимо приближается к финалу, за которым последует рекультивация. Как это будет, рассказал генеральный директор Челябинской угольной компании Валерий Кальянов.

Расширить нельзя, ликвидировать

- Валерий Анатольевич, еще в советские годы говорили о закрытии разреза «Коркинский» примерно в 2020 году.

- Рано или поздно всему приходит конец. Однако горные работы ведутся не до какой-то конкретной даты, а до окончания выемки запасов. Теоретически разрезу можно было работать и дальше. Для этого нужно расширить карьер, но расширяться нам некуда: на бортах построены поселки Второй участок и Роза, находятся промплощадка разреза, экскаваторно-вагоноремонтный завод. Вопрос о переносе Второго участка поднимался и ранее, но потом для угольной отрасли настали тяжелые времена. Теперь, даже если удастся освободить борта от жилых массивов, добираться до угля придется пять-семь лет. Так долго вести вскрышные работы экономически нецелесообразно. Выход из создавшейся ситуации - добывать уголь возможными способами и решать судьбу разреза после остановки горных работ.

Первые шаги уже сделаны: мы отказались от железной дороги внутри карьера (один рейс электровоза до отвала по спиральным съездам занимал два-три часа), перешли на вывоз породы БелАЗами, создали внутренние отвалы. Их отсыпаем там, где есть опасность схода оползней, тем самым укрепляя борта.

- То есть вы уже попутно занимаетесь рекультивацией?

- Да, а еще анализируем влияние внешних и внутренних факторов на прибортовые зоны уступов разреза. Пока там работают люди, все под контролем: мы тушим пожары, боремся с оползнями, откачиваем воду. Прекращение работы чревато негативными последствиями. К изучению сейсмической и геодинамической обстановки мы привлекли Уральский филиал Всероссийского научно-исследовательского института маркшейдерии и геомеханики, а также московское научно-производственное предприятие «Геотехцентр».

Доказано: даже при спокойном сейсмическом фоне карьер может представлять угрозу как для самого предприятия, так и для расположенных вокруг него населенных пунктов.

В последние месяцы разрез и его окрестности посетило несколько правительственных комиссий из Москвы и области. В поселке Роза представители МЧС зафиксировали разрушение многоквартирных домов, трещины на фасадах двухэтажных зданий. Это красноречиво говорит о влиянии горных работ на сооружения.

В поселке Второй участок частные дома, на первый взгляд, крепенькие такие. Но это впечатление обманчивое. Здесь наблюдаются подвижки грунта, бывает, в комнатах заметно поднимается пол. Это связано с тем, что Второй участок расположен между карьером и отвалом, куда за все годы мы отсыпали миллионы тонн породы. Грунты в этом районе мягкие. Горный отвал давит массой, поверхность земли деформируется. Опасность для строений здесь не меньше, чем в поселке Роза.

Тревожат явления последних лет: то перемерзающая речушка Чумляк начинает зимой топить частный сектор, то давным-давно заброшенные скважины вдруг выдадут воду. На устойчивом, казалось бы, борту разреза пришлось приостановить эксплуатацию двух стволов (для спуска людей и грузов). Причина - трещины, повлиявшие на крепления устья стволов.

Последняя ударная пятилетка

- Какая сейчас первостепенная задача?

- Готовиться к остановке горных работ. Наш карьер уникален: большой, глубокий, расположен в густонаселенном месте. Так что проект ликвидации тоже будет уникальным, не имеющим аналогов.

- Этим будет заниматься ЧУК?

- Проектирование поручат специализированной организации. А мы поможем тем, чем богаты: опытными специалистами, многолетними наработками маркшейдеров, технической документацией. Нужен хороший проектный институт, который все взвесит и выберет оптимальный способ консервации разреза.

В феврале с компанией «Фортум» начнутся очень важные переговоры о пятилетнем заказе. Предполагается, что ежегодно мы будем поставлять «Фортуму» около миллиона тонн угля. Это даст нам возможность спокойно, без потрясений работать и заниматься рекультивацией. После 2017 года, когда мы не сможем обеспечивать прежние объемы добычи, освободившиеся горняки будут переведены на засыпку карьера.

Министерство промышленности поставило нам условие: ликвидация должна идти попутно с добычей угля. Это для того, чтобы расходы по рекультивации не легли полностью на плечи государства. Сейчас борта разреза спускаются вниз уступами. Чтобы обеспечить устойчивость, мы должны привести их в безопасное состояние: выровнять и сделать пологими. При этом обнажатся пласты угля. Будем поднимать его на поверхность, обогащать. Деньги от продажи пойдут на зарплату горнякам, что немного удешевит процесс ликвидации.

Мусорная свалка исключается

- Карьер будет засыпан доверху?

- Нет, у нас и породы на это не хватит. Сейчас глубина карьера - почти полкилометра. После рекультивации получится чаша глубиной около 300 метров с пологими краями. Она частично заполнится водой. Не знаю, как будет в проекте, но идеальный вариант - поставить насосы и постоянно откачивать воду.

В принципе ничего сверхъестественного при ликвидации разреза «Коркинский» не произойдет. В Челябинской области есть заброшенные угольные карьеры, конечно, не сопоставимые по величине. Они частично зарастают, частично осыпаются. Правда, нигде нет так близко расположенных населенных пунктов. К тому же там никогда не было таких проблем с самовозгоранием угля.

Склонность к возгоранию - неприятная особенность коркинского угля. Зимой газ, пар и дым, образующиеся в процессе горения, поднимаются из карьера. Если после остановки горных работ процесс не контролировать, газ может достигать границ Челябинска
.

- Зато коркинцам этот сизый газ зимних инверсий давно мешает дышать полной грудью. Кроме того, пессимисты пророчат, что разрез «Коркинский» начнут заваливать отходами, в том числе мусором. Ведь места для свалок не хватает.

- Действительно, был разговор о приемке разных шлаков. Например, с Троицкой ТЭЦ. В советское время ее шлакоотвал разместили в Казахстане. Теперь это другое государство, с отвалом возникают некоторые сложности. Есть вероятность, что троицкий шлак будут перевозить по железной дороге и ссыпать в наш карьер. Ничего страшного для экологии в складировании угольных отходов не будет. Предлагалось свозить сюда и шлаки металлургических предприятий, но этот вариант неприемлем. Не по-хозяйски хоронить отходы, в которых содержится половина таблицы Менделеева. При изменении технологий и конъюнктуры рынка такой шлак может оказаться востребованным сырьем.

А с мусором - исключено. Ни один эксперт не даст на это добро. Дело в том, что в любой карьер выходят грунтовые воды. Гидрогеология местности не изучена, неизвестно, есть ли подземные реки, куда потечет зараженная разложившимся мусором вода? Она может попасть в колодцы, скважины, колонки. Такой беды можно наделать!

- Спасибо, Валерий Анатольевич, успокоили. Судя по всему, ликвидация разреза должна пройти цивилизованно. А сокращение штата предвидится?

- Не сразу, а через несколько лет, когда упадут объемы добычи. Пока численность штата останется прежней - около 1400 человек.

Справка:

10 млрд. рублей - приблизительная цена работ по ликвидации и рекультивации карьера

570 метров - проектная глубина разреза «Коркинский»

3500 метров - диаметр карьера

1,5 млрд. кубических метров - объем выработанного пространства

5 млрд. тонн - приблизительная масса пород, складированных на отвале

140 метров - высота отвала

124 километра - длина железнодорожного пути по карьеру до отвала

Комментарии
Комментариев пока нет