Глава Минздравсоцразвития РФ Татьяна Голикова выступила с критикой механизма закупок государством лекарств

Глава Минздравсоцразвития РФ Татьяна Голикова выступила с  критикой механизма закупок государством лекарств

Рыночные механизмы снова не работают на рынке лекарств. Аптекари и фармацевты хотят больше денег, чем могут выложить пенсионеры, льготники и большинство населения. Государство вынуждено идти на крайние меры.

Глава Минздравсоцразвития РФ Татьяна Голикова уже не в первый раз выступила с критикой механизма закупок государством лекарств. Министр считает его совершенно недейственным и неэффективным: «Разве можно выбрать для каждого гражданина тот товар, который ему нужен? Не легче ли внедрить систему, которая бы предусматривала, что человек может приобрести в любой аптеке препарат по референтной цене при наличии рецепта? Если же у него есть желание купить более дорогое лекарство, пусть доплачивает своими деньгами. Мне хочется, чтобы такой механизм был внедрен в Российской Федерации уже к 2015 году, поскольку без него тема обеспечения лекарствами наших граждан будет «проваливаться» постоянно».

Обеспечение льготников лекарствами - одна из самых больных тем. Наши читатели постоянно пишут и звонят в редакцию с жалобами по этому поводу. Например, ветеран Великой Отечественной войны Иван Алексеевич регулярно сетует: «Внучка-врач высшей категории категорически не рекомендует принимать дешевые препараты, которые я получаю по отчетности. Так и говорит: «Это твоему сердцу нельзя, это лучше не пить, это - в самом крайнем случае». В результате пенсионер каждый месяц вынужден покупать жизненно необходимые ему лекарства минимум на 5000 рублей. Дочь 88-летнего ветерана показывает два последних купленных для отца препарата: диаван, сердечное средство, за 1400 рублей и спериво, бронхоскопическое, за 2400.

С высокими ценами на лекарства власти борются последние несколько лет. Уже приняты и действуют нормы, по которым государство контролирует стоимость жизненно важных лекарственных препаратов (ЖНВЛП).

Сенатор от Курганской области Сергей Лисовский готовится внести в Госудуму поправки, которые, если их примут, распространят государственный контроль за прайсами на все лекарства. Такие жесткие и нерыночные меры инициаторы объясняют тем, что наш фармацевтический рынок способен только к росту цен.

Продавцов мало, и уровень конкуренции между ними невелик. Только вдумайтесь: пять директоров аптечных сетей держат в своих руках примерно половину фармацевтического рынка всей области. В отдельно взятых городах ситуация более удручающая. Например, в столице Южного Урала крупные сети контролируют до 60 процентов рынка. Тотальный контроль дает им возможность диктовать свои цены. Аппетиты у предпринимателей не скромные.

- Когда приняли закон о предельной наценке на жизненно важные лекарства, цена одного из антибиотиков слетела с тысячи рублей до 600, - вспоминает челябинка Алла Бочарова. - Затем в городе открылся новый магазин, в котором есть некоторые кремы и витамины. «Бепантенол» стоит в нем 60-90 рублей. В одной из сетей им торгуют по 327 рублей.

Фармацевтический бизнес выступает категорически против новых законодательных инициатив. Не так давно Ассоциация российских фармацевтических производителей (АРФП) обратилась к Владимиру Путину с просьбой срочно повысить цены на лекарства.

- Ряд локальных компаний оказывается в условиях, когда производство лекарственных препаратов, входящих в перечень ЖНВЛП, в том числе поставляемых в рамках программы ОНЛС (обеспечения необходимыми лекарственными средствами), становится нерентабельным, - утверждает директор АРФП Виктор Дмитриев. - Помимо растущей инфляции производители с 1 июля 2012 года столкнутся с повышением тарифов на газ приблизительно на 15 процентов, на электроэнергию и тепло (на шесть процентов). Невозможность увеличить цену приведет к вынужденной остановке производства с последующим сокращением рабочих мест и дефектуре необходимых лекарственных препаратов в аптеках. Сейчас они компенсируют потери за счет повышения цен на препараты, которые не входят в список ЖНВЛП. Лишившись такой возможности, аптеки просто начнут закрываться из-за убыточности, особенно в сельской местности.

VK31226318