Коркино сносить не будут

Коркино сносить не будут

Чудесное явление Владимира Путина на борту разреза «Коркинский» и экстренное переселение десятков розинских семей продолжает будоражить город. Смотровая площадка, где стоял Путин, стала достопримечательностью, к ней ходят экскурсии.

Жизнь после Путина

Никогда уже Роза не будет прежней. Приезд премьер-министра разделил историю поселка на «до» и «после». Все завертелось стремительно. Через неделю после Путина расселили и разрушили семь домов. В училище № 45 развернули штаб по переселению, поначалу там командовали исключительно первые лица области, включая губернатора Михаила Юревича. Оторопевшие розинцы валом валили в штаб с одним и тем же вопросом: «Когда и куда нас будут переселять?»

Быстрее всех адаптировались предприимчивые розинские мужики. За добычей пришли на еще «теплые» развалины (впрочем, первые батареи, трубы и электропроводку выдрали сразу после отъезда жильцов). Из руин доставали уцелевшие кирпичи, крепкие доски, шлакоблоки. Тут же образовался стихийный рынок бэушных материалов. Ценители знают: товар-то немецкого качества. Послевоенные дома строили пленные немцы, они не халтурили.

Стали доходить весточки от переселенцев. Тем более большинство связей с Розой не потеряло. Кто-то вернулся за картошкой в яму, кто-то проведать транспорт в гараже, а кто-то к друзьям или родным. Одна из семей вообще пока живет в родном поселке у мамы-тещи, так как оба супруга работают в Коркино. Уют в копейской квартире создают по выходным.

Есть подозрение, что не все новоселы справятся с привалившим счастьем. Из допотопных бараков люди попали в современные дома в поселках Новосинеглазово и Чурилово. Квартплата в Розе - одна из самых низких в области. Смогут ли новоселы оплатить возросшие счета за коммуналку?

Выселяли через суд

Сколько переселенцев - столько и историй. Целых 60 лет прожили в «сталинке» на улице Проходчиков супруги Карат. Когда вселялись, двухэтажка была аккуратной как игрушечка. Время и разрез ее не пощадили. Прошлой весной районная власть довольно жестко, через суд пыталась выселить семью Карат и всех их соседей в поселок Первомайский. Переехать туда согласились жильцы трех из 12 квартир. Остальных навязываемое место отпугнуло отдаленностью, плесенью на стенах и вспученным полом. Несколько лет квартиры в первомайской новостройке простояли бесхозными, поэтому вид имели непрезентабельный. За розинцев вступилась прокуратура, да и закон был на их стороне. Администрация суд проиграла.

Так что «путинское» новоселье в семье Карат стало долгожданным и выстраданным. И все равно у пожилой Александры Филипповны сердце защемило, когда узнала, что на сборы дано меньше суток, а переезжать их дому предложено в Копейск. Еще до визита Путина 81-летний Юрий Александрович Карат попал в больницу, навещать его надо было каждый день. Как быть?

Александра Филипповна хорошо запомнила фамилию замминистра строительства Сергея Сихарулидзе. Он поговорил с ней очень уважительно, по-человечески, вошел в ее положение. Карат дали квартиру из резервного фонда в центре Коркино. Более полувека семья жила вообще без ванной, зато в новой квартире сразу две ванные комнаты и горячая вода.

- Сразу предупредили, что платить будет дорого, площадь большая. Но неужели мы не сможем? - рассуждает хозяйка, 35 лет проработавшая в шахтах, вырастившая хороших детей и внуков.

Александра Филипповна признается, что только теперь успокаиваться стала. Большое дело - крыша над головой и твердая почва под ногами. Ее муж в больнице тоже понемногу идет на поправку, вот только о березе под окнами старого дома переживает. Белоствольную в молодости сам посадил.

Кто-то теряет, кто-то находит

Переселение - не только обретение, но и неизбежные потери. Теряют хороших соседей, привычную среду обитания. Один из чудаков умудрился потерять диван. Хватился в Челябинске. Диван нашелся в бараке, а к вечеру его благополучно доставили. Всю мебель и пожитки грузили и перевозили совершенно бесплатно для новоселов.

У коркинского «Горводоканала» потери гораздо крупнее: уехало около 90 абонентов, а главное - классный слесарь, работавший в этой организации. Хорошие слесари нынче редкость. Есть вполне правдоподобный слух, что уже составлен список врачей и учителей, попадающих в зону расселения. Видимо, местные власти хотят предотвратить утечку ценных специалистов в другие города. Что имеем - не храним…

Есть и удивительное открытие. Одна из розинских квартир принадлежит частной фирме, зарегистрированной в Лондоне. Наши мечтают о недвижимости там, англичане едут сюда.

Места мало, страхов много

О том, что рано или поздно часть города может сползти в знаменитую угольную яму, коркинцы догадывались давно. Власть десятилетиями молчала о потенциальной угрозе. О ней заговорили после изучения геодинамической и сейсмической обстановки прибортовой территории. Выяснилось, что деформации нарастают стабильно и непрерывно. Первыми озаботились в Челябинской угольной компании. Тревогу ЧУКа услышали в Москве. Так в Розе появились премьер Владимир Путин и спасатель Сергей Шойгу. А через неделю Розу немного отодвинули от опасности, снеся пару крайних от разреза кварталов.

Вплотную к яме построена не только Роза, но и весь город Коркино, причем его центральная часть. Дома и яма сближались без малого 80 лет. Разрез становился глубже и шире, поселки разрастались. На нынешнем месте город спланировали в организации «Ленгипрогор». Проектировщики исходили из расположения угольных пластов и крутизны склонов. Теоретически Коркино на более устойчивом месте, чем Роза. Однако полукольцо населенных пунктов попало в санитарно-защитную зону предприятия, портящего воздух газами и дымом от беспрестанно горящего угля. Может, поэтому город в числе лидеров по онкозаболеваниям?

Свободной земли в Коркино почти нет. Бывший горный инженер Леонид Трушков, работавший в исполкоме в 70-х годах прошлого века, говорит, что и тогда, и в предыдущее десятилетие шли разговоры о передаче Коркино земель Еткульского и Сосновского районов. До сих пор не отдано ни пяди. Так что отодвигаться от разреза особо некуда. Пока в Коркино нашли место для строительства двух домов.

Всерьез разволновавшиеся после Путина коркинцы могут распаковывать свои чемоданы, продолжать делать ремонты и сеять рассаду. Город сносить не собираются. До конца года намечено расселить еще 16 домов и бараков в поселке Роза. В ближайшем будущем в Коркино будут сносить только ветхо-аварийное жилье.

На этой неделе в Розе начали вывозить останки разрушенных домов, должны сломать еще два барака. Темп замедляется, обнажаются новые проблемы, не замеченные в спешке и суете. Как-то забыли про канализационный коллектор, проходящий чуть ли не по самой кромке разреза. А ну как тоже треснет и трубу прорвет, фекалии пойдут в карьер? Что тогда будет с рекультивацией?

VK31226318