Спасти кумысолечебницу

Спасти кумысолечебницу

На севере Чебаркуля, в считанных минутах ходьбы от железнодорожного вокзала, тихо доживает свой век всероссийский раритет - ансамбль кумысолечебницы. Говорят, таких, построенных в стиле модерн, в нашей стране по пальцам одной руки можно перечесть. Однако средств на поддержание кумысолечебницы в нормальном состоянии никогда не находилось.

Список № 40

Здания ветшают, многие уникальные элементы декора утрачены безвозвратно. Вряд ли об этом сожалеют нынешние обитатели корпусов - туберкулезные больные, проходящие здесь курс реабилитации. А вот город может понести значительные потери. Впрочем, не только он: в 2001 году ансамбль кумысолечебницы был включен в список исторических памятников областного значения.

Узнать о нем удалось до обидного мало. В местном краеведческом музее мне вынесли тоненькую папочку с несколькими снимками и отпечатанными листами. Самый значимый документ - «Список № 40 вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность». Из него следует, что «ансамбль состоит из восьми объектов: двух лечебных и административного корпусов, библиотеки, водонапорной башни, столовой, двух жилых домов. Дата постройки - до 1917 года. Техническое состояние: один объект - аварийное, два объекта - удовлетворительное, остальные в неудовлетворительном состоянии. Документ составлен согласно заключению главного архитектора С. Шацкого, статьи аспирантки Уральской государственной архитектурно-художественной академии П. Осоченко 25 января 2001 года». Уже пожелтевшие листы зафиксировали итог борьбы за сохранение уникальных строений. Минуло 11 лет. По словам специалистов Чебаркульского управления культуры, попытки подкрепить «бумажный статус» реальными делами предпринимались не раз.

Так выглядел ансамбль кумысолечебницы в начале прошлого века. Фото Новиты Закатовой

В процессе работы над этим материалом я вышла на министерство культуры области. Начальник управления охраны памятников культуры Александр Баландин сообщил, что специалисты выезжали на место с целью изучения состояния памятника, сделали фотоснимки. Дальнейшую судьбу ансамбля решит совет.

Остатки былой роскоши

Проведя исследование, научный сотрудник музея Анна Запевалова в своей статье назвала объекты уникальным ансамблем деревянной архитектуры. Комплекс построен на рубеже XIX-XX веков. Такой вывод был сделан на основе объемно-планировочных и стилевых решений здания.

До 1917 года здесь располагалась кумысолечебница, строил и владел которой «местный башкир». Увы, даже старожилы - женщины, работавшие некогда в кумысолечебнице, уже не помнят, кем был этот человек. Имя его не дошло до нас, поскольку документы, хранившиеся в архиве туберкулезного санатория, погибли во время войны.

Об этом помнит библиотекарь санатория Тамара Александрова: она работает здесь 43 года и ведет летопись. В огромном альбоме с фотографиями начала прошлого века отображена история: после 1917 года в комплексе зданий располагался дом отдыха для златоустовских рабочих, а с 1925 года - туберкулезный санаторий. В 1941-1944 годах - эвакогоспиталь, после войны - вновь санаторий.

Тамара Петровна вспоминает: когда она еще только устроилась на работу и прогуливалась по территории, среди высокой травы увидала остатки конюшни. Той самой, где содержались кобылицы, дающие целебный напиток. Сохранился единственный, потому и уникальный снимок 1926 года, запечатлевший заготовку рабочими сена для кобылиц.

Хранительница летописи - библитекарь Тамара Петровна Александрова

О популярности кумыса в стародавние времена можно судить по книге чебаркульца Е. Рохмистрова, описавшего историю своего рода: «Подняться на ноги, вырваться из нищеты и голода помогли кумысники... Кумысниками назывались приезжающие летом отдыхать в наши красивейшие места богатые люди. Приезжали в основном из крупнейших городов России: Санкт-Петербурга, Самары, Казани, Одессы, Ростова. Поправляли здоровье и лечились кумысом. Эта традиция сложилась за несколько десятилетий. Ежегодно киргизы и казахи из-под Троицка, башкиры из-под Уфы пригоняли табуны лошадей специально для производства и сбыта кумыса. …Мужчины пасли табуны, женщины доили кобылиц и готовили кумыс. ...Ежедневно по утрам с бочками на двух подводах разъезжали по улицам поселка, останавливались на перекрестках и продавали кумыс по 10 копеек за бутылку. Приезжие отдыхающие закупали его сколько нужно, и на целый день уходили на озеро, в леса. Купались, отдыхали, собирали ягоды, грибы. …Наши казачки имели хорошие доходы, сдавая свои дома внаем».

Но вернемся к ансамблю зданий. Согласно статье Анны Запеваловой, он представляет собой линейную композицию, протянувшуюся с запада на восток. Основное композиционное ядро в центральной части - водонапорная башня, административный и лечебный корпуса, здание столовой.

Я ходила по территории санатория, сравнивая описание с тем, что осталось. Сохранилась шестигранная каменная башня с деревянным, также шестигранным завершением. Деревянный декоративный шпиль уже утрачен. Художественный рисунок повторяется почти на всех зданиях комплекса. Многие детали декора и элементы планировочного решения башни характерны для башкирской архитектуры. В русской подобные центрические объемы (башни церквей) делались четырех- или восьмигранниками. Шестигранник более свойствен строениям башкир. Архитектура комплекса роскошна: бревенчатые стены, декоративные шпили, башенки, сложные крыши, ажурный декор наличников, резные шпили, террасы, арочные окна, фасады с нишами и уступами… Самым выразительным, самым богатым архитектурными формами считается здание столовой: четырехскатная крыша со шпилем, чердачные окна, восьмигранная башенка, арочные окна. К сожалению, в более поздние годы ансамбль был нарушен пристроями, совершенно не совпадающие ни со стилистикой первоначального здания, ни с логикой планировочного решения.

Неразумные наследники

Здания комплекса требуют реконструкции и ремонта, одно из строений после пожара напоминает остов погибшего корабля. Оно и понятно: лечебница ремонтируется на деньги минздрава. Целевых средства для сохранения комплекса как исторического памятника областного значения не выделяется.

- Южный Урал располагает колоссальными туристскими ресурсами, однако богатейший исторический, культурный и природный потенциал в целях туризма используется лишь на 20 процентов, - считает Наталья Голубева, ведущий специалист по туризму администрации Чебаркуля. - Нам столько досталось от предков, а мы не можем разумно распорядиться наследством. Большинство памятников находится в полуразрушенном состоянии, за пределами региона о них практически ничего не известно. Словом, Чебаркуль имеет те же проблемы, что и вся страна. Хотелось бы восстановить памятник, организовать маршруты и проводить на его территории культурно-познавательные экскурсии. Мы же показываем экскурсантам санатории, построенные в более позднее время, а кумысолечебница - наши истоки - остается в стороне.

Да уж, недоглядели: историю не сохранили (может, башкир-основатель был раскулачен или вообще со свету сжит?), позволили раритету разрушиться, а паузу на размышления «а стоит ли восстанавливать?» опасно затянули. Не получится ли так, что наши внуки, устав от лицезрения бетонных торговых центров, увидеть «истоки» смогут только по старым снимкам?

кухни в Голицыно

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

прокол ушей спб цена в Санкт-Петербурге
VK31226318