Река Теча остается небезопасной для здоровья людей

Река Теча остается небезопасной для здоровья людей

Радиоактивный стронций продолжает просачиваться в нее из двух технологических водоемов ПО «Маяк». Мера радиоактивного загрязнения в «атомных» поселениях Южного Урала - Озерске и примыкающем к нему Новогорном - по-прежнему превышает показатели других городов области. В телах коренных озерчан после их смерти находят следы плутония. Такие выводы можно сделать по итогам первого дня семинара по радиационной безопасности, который проходил в Челябинске 19 июня.

Все, кто выступал на семинаре с докладами - представители ФГУП ПО «Маяк», чиновники и врачи, - постоянно акцентировали внимание слушателей на том, что показатели радиационного загрязнения в десятки и сотни раз ниже установленных норм. Кто-то пытался говорить все самое интересное потише. Другие боязливо посматривали на слушателей. Но бояться ведь нечего, вот даже субстанцию в бывших технологических водоемах «Маяка» в последние пару лет удалось переименовать из «жидких отходов» в «загрязненную воду»!

Доклады как бы противоречили сами себе.

- Состояние водной биоты в этих водоемах ничем не отличается от состояния водной биоты в любом чистом водоеме Челябинской области, - свидетельствует заместитель технического директора по науке и экологии ФГУП ПО «Маяк» Юрий Мокров. - Справа и слева от водоемов протекают левобережный и правобережный каналы. Поскольку они имеют уклон, а уровень воды в водоемах постоянен, то в нижней части происходит фильтрация жидкости в каналы. Это и есть главная и основная причина поступления радиоактивного стронция в Течу.

По данным все тех же докладчиков, стронция-90 в Течу из «ничем не отличающихся водоемов» выливается столько, что среднегодовая активность этого изотопа в ее воде равняется 11,4 беккереля на литр. Это в два раза выше установленного уровня вмешательства - величины радиационной активности, при превышении которой следует проводить защитные мероприятия (эвакуация людей, пылеподавление, йодная профилактика пострадавшего населения и так далее). В селе Запеченском (порядка 700 жителей) среднегодовая активность стронция-90 равна 6,2 беккереля на литр - тоже выше уровня вмешательства…

- В реке Тече содержание плутония я выделил в отдельный слайд, - продолжает Ю. Мокров. - По этому поводу очень много спекуляций и досужих вымыслов. Содержание его настолько мало, что измерить его может далеко не каждая лаборатория. Это очень тяжелый и сложный анализ.

И действительно, как следует из других докладов, частички плутония, содержащиеся в пыли, - это проблема не водоемов Южного Урала. Это бич некоторых его городов.

- Население Озерского городского округа составляет порядка 100 тысяч человек, а зоны наблюдения - порядка 200 тысяч, - говорит главный специалист-эксперт регионального управления № 71 ФМБА России Юлия Ольховская. - Ошибки и недостаток знаний на первом этапе работы атомной промышленности стали причиной выбросов долгоживущих радионуклидов в атмосферу. Технологические проекты в принципе не подразумевали установок газоочистки. В головной части ВУРС влияние на природу сопоставимо с Чернобылем. Это отразилось на здоровье населения Озерска.

Глобальный фоновый уровень в Озерске в последние годы превышался практически по всем радионуклидам в разы и даже десятки раз. И до сегодняшнего дня концентрация плутония в атмосферном воздухе никак не изменилась. Он по-прежнему перемещается вместе с почвой и ветром. И чем дольше человек живет в зоне влияния предприятия, тем больше он накапливает этого элемента в своем организме. Кто прожил 30 лет, тот получил дозу плутония в организме выше глобальной в 30 раз. Те, кто приехал в Озерск в двухтысячных годах, получили дозу 2 беккереля, что значительно выше природного фона.

Практически каждый докладчик так или иначе проговаривал идею о том, что проблема радиации на Южном Урале усугубляется нерасторопностью бюрократов. Так, например, за 20 лет не решен «бумажный» вопрос относительно статуса реки Течи, собственника и статуса зараженной территории ВУРС. Соответственно, невозможно установить на этих объектах специальный режим, ограничить туда доступ туристов, садоводов и грибников, закрыть проходы к зараженной воде.

VK31226318