Зона повышенной комфортности

Зона повышенной комфортности

Наш корреспондент узнал, как живут заключенные в исправительной колонии №4.

За решетку можно попасть примерно раз в три месяца. Именно с такой периодичностью в женской исправительной колонии № 4 проходят дни открытых дверей.

- Мы проводим их, чтобы родственники заключенных смогли посмотреть учреждение, где отбывают наказание их близкие, узнать об условиях содержания, - поясняет Эльвира Шафикова, исполняющая обязанности начальника колонии по воспитательной работе.

Колония оставляет двоякое впечатление. Никто не бредет гуськом под конвоем охранников, на газонах цветы, в приоткрытых окнах развеваются занавески. Но изобилие чистоты и порядка на территории говорит о режимности объекта больше, чем заборы и колючая проволока. Даже сорняки на грядах с картошкой выполоты прямо-таки с неестественной тщательностью. На обычных городских улицах такого строгого порядка не встретишь, почему-то он возможен только в воинской части или в колонии.

В ИК № 4 отбывают свой срок более 400 женщин. Попадают сюда только те, кто совершил преступление уже не в первый раз. Поэтому среди заключенных немало пожилых дам, но есть и совсем молодые девушки, 20 с небольшим лет. По словам сотрудников колонии, женщины чаще сидят за убийство или распространение наркотиков, случается, и за кражу.

Осужденные в колонии работают в две смены, шьют одежду. А вот свободное от труда время, как оказалось, можно посвятить мирным женским делам. Например, сходить в парикмахерскую. Скромных размеров комнатка вмещает единственного клиента и самого мастера, тоже из числа заключенных. На стенах модные плакаты, парикмахерские приспособления хранятся в уютном розовом комодике. Желающих навести красоту много, и приходится заранее записываться на стрижку и укладку. Правда, по территории колонии женщины все равно ходят, прикрыв волосы косынками.

Здесь работает собственный «культурный центр», здание с колоннами, больше всего похожее на сельский клуб. Там смотрят кино и занимаются самодеятельностью. Э. Шафикова говорит, что такая культурная работа - способ социализировать заключенных, помочь преодолеть замкнутость.

Есть еще один стимул для участия в конкурсах и КВНах. Заключенных, которые соблюдают дисциплину, активно участвуют в культурных мероприятиях и вообще проявляют себя с лучшей стороны, переводят на облегченные условия содержания. Это значит - жить в той же колонии, но с большим комфортом.

Корпус «облегченного» отряда после недавней уборки. Пол выложен кафельной плиткой глубокого синего цвета, на стенах картины, в каждом помещении цветы. О том, что ты находишься в колонии, снова напоминает только гнетущий порядок. Койки заправлены ровно, как по линейке. Салфетка ручной вязки на одном из столов – единственный признак индивидуальности. Как будто обитатели этих комнат со смотровыми окнами в дверях не вышли на время, а вообще еще не появлялись. Однако на спинке каждой кровати висит именная табличка с фотографией «хозяйки».

Можно позаниматься на тренажере, посетить чайную комнату с микроволновкой и холодильником, на огромных телепанелях посмотреть фильм с DVD. В прачечной стоят стиральные машины-автоматы.

- У нас дома такого нет, - перешептываются родственники-экскурсанты. Посетителям приходят на ум сравнения с санаторием и почему-то с армией. Сама я не могу отделаться от мысли: приходилось жить в гостиницах с худшими условиями, чем здесь.

Родственникам заключенных и журналистам показывают минипекарню. Хлеб готовят из муки второго сорта, но запах все равно аппетитный. Сегодня на ужин в колонии рыба в кляре, пшенная каша, хлеб и чай с сахаром. Но посетителям уже не до изучения рациона.

- Когда мы уже своих увидим? - беспокоятся приехавшие родственники.

"Свои" тем временем дожидаются за забором из рабицы и колючей проволоки. У заключенной Натальи из-под косынки выглядывает пластиковый ободок со стразами. Бдительная сотрудница колонии советует ей спрятать украшение под косынку, Наталья подчиняется.

- Мы готовимся к приезду родных, - признается девушка. - Хочется быть красивой, чтобы родственники посмотрели.

Сегодня к ней приехал брат. Другую заключенную, 22-летнюю Валерию, навещает бабушка. Пожилая женщина убеждает, что внучка попала в колонию по дурости, переживает, что 3-летняя правнучка растет дома без матери, - той сидеть еще полтора года.

Встретившись и обнявшись, родственники отходят в сторону, тут же закуривают, все до единого, - и заключенные, и гости. Говорят между собой нервно.

Девушки-заключенные прячут слезы: тяжело и видеться с родными, и расставаться с ними. Но ко многим родственники вообще не приезжают. На день открытых дверей прибыли всего пять человек. Родные осужденных, как говорят сотрудники колонии, просто устают поддерживать близких, которые, отсидев один срок, снова выбирают неверный путь и повторно совершают преступления.

Елена Колчина

VK31226318