Врач для самых маленьких
Человек, отдающий все силы, знания служению любимому делу, сегодня воспринимается скорее как исключение. К сожалению, у молодежи, да и у среднего поколения популярными становятся специальности с минимальной степенью личной ответственности и с приличной тем не менее зарплатой.
Профессия Ирины Васильевны Нестеренко - из числа самых ответственных и одновременно весьма скромно вознаграждаемых. Она - неонатолог, врач для новорожденных. Лучший специалист области 2011 года. Последнее обстоятельство, конечно, приятно и награжденному почетным званием, и больнице № 8, но оно, кроме осознания дополнительной ответственности, на ежедневную работу не влияет.
А ежедневная работа - это беспрерывный контроль за младенцами и оказание им своевременной помощи. На какой степени сконцентрированности внимания должен работать специалист, чтобы по практически неуловимым деталям поведения малыша догадаться, в чем причина его дискомфорта или недомогания!
Да, в отделениях появились современная техника, приспособления по уходу, но ведь главное - войти в контакт с крохотным существом, которое может кричать и от боли, и от недоедания, и от плохого настроения. Да, да, настроения. Сегодняшние новорожденные с момента появления на свет проявляют индивидуальность характеров. Это только на беглый взгляд может показаться, что они все одинаковые, а Ирина Васильевна различает подопечных безошибочно, без взгляда на приколотые бирки.
У нее нередко спрашивают, отличаются ли дети, появившиеся с помощью ЭКО, от остальных. «Такие же, как все», - улыбаясь, отвечает Ирина Васильевна, вспоминая, как сама искала отличия, вглядываясь в первого «искусственного» малыша, попавшего в ее руки несколько лет назад.
Она не признается, что у нее в каждой команде «новичков» появляются любимчики, но они есть: крупные, спокойные и рожденные счастливыми родителями. А еще в любимчики попадают крохотули, которые родились с весом до килограмма (теперь выхаживание таких стало нормой), и отказные детки - ее боль и печаль. Ей приходится участвовать в беседах с нерадивыми мамашами, уговаривая их стать матерями своим детям. Она нередко ловит себя на мысли, что они просто недостойны своих ребятишек. От некоторых мамаш малыши, наверное, сами бы отказались, представив то несладкое будущее, которое их ожидает.
Но когда ребенок долгожданный, когда за ним в роддом приходит большая семья, для которой добрые слова детского доктора о новорожденном - наивысшая похвала, Ирина Васильевна испытывает такую радость, что мгновенно забывает все тяготы бесконечных ночных дежурств, все сложности, связанные с появлением и выхаживанием того или иного конкретного младенца.
Как красиво держит она упакованного человечка! Удивительно, но в ее руках дети перестают плакать, хныкать и, похоже, даже пытаются улыбнуться… А еще они делятся с ней светлой энергией жизни, сами того не зная, способствуя сохранению молодости. Ничем другим не объяснить, что Ирина Васильевна выглядит лет на пятнадцать моложе своего паспортного возраста без всяких косметических ухищрений.
Впрочем, есть еще одна причина такого феномена: теплота отношения близких. И детям, и мужу хотелось бы почаще видеть маму, бабушку (растет внук), жену, но они позволяют себе лишь грустными вздохами и покачиваниями голов выразить сожаление, что любимый человек день и ночь работает.
А еще и сын, и дочь категорически отказались продолжить мамино дело. Насмотрелись, как она работает: вместо жизни - одна работа, пусть очень нужная, очень уважаемая, но они свою жизнь будут строить иначе… Домочадцы стараются создать маме возможность в те короткие часы, пока она дома, атмосферу отдыха.
В свое время был сад. Однажды, когда Ирина вышла на грядки после бессонного дежурства, муж заметил, как она присела на землю от головокружения, и жестко решил: «Обойдемся без сада!» Когда есть возможность, выезжают за город, на озера… Ирина Васильевна неравнодушна к театру, старается не пропускать интересные выставки в музее искусств…
Много лет назад руководитель интернатуры спросила молодых педиатров, есть ли желающие стать неонатологами (в те времена их называли микропедиатрами). Ирина выкрикнула первой: «Я!» Работала в областном роддоме, потом перешла в восьмую больницу. На вопрос, не пожалела ли она, что выбрала такую трудную специальность, отвечает одним словом: «Никогда!»