Карьер со сточными водами возле Кыштыма туристы принимают за целебный
В Карьере, в котором купаются дети, высокое содержание титана, железа, кремния, алюминия и радиация превышает норму в два раза.
Неизвестно, кто первый запустил в Интернет сообщение о том, что заброшенный котлован, в котором когда-то добывали белую глину для каолино-керамического комбината (ныне - ОАО «Ксанта»), обладает целебными свойствами. А потом еще подсуетился некий маг из соседнего Озерска, авторитетно заявивший о волшебных возможностях карьера и назвавший его уральским Бали.
Интернет заполонили сообщения о кыштымских источниках, бьющих со дна котлована. Туристы повалили в новоявленную Мекку не только из окрестных городов, но даже из Свердловской области. Лезут в воду сами, тащат за собой детей.
Карьер вырыли в 1945 году. С той поры он исправно поставлял сырье для санфаянсовых изделий - раковин и унитазов. Когда вычерпали весь отпущенной природой запас, в огромную яму пошли сточные воды. Причем довольно опасного свойства: в 250 метрах от карьера находятся городская свалка и бывший скотомогильник. Поначалу воду откачивали, но когда металлокрады вырезали кабель, откачка прекратилась.
Постепенно карьер превратился в озеро, а белая глина и солнце придавали ему обманчивый бирюзовый цвет. Он-то и послужил толчком к появлению легенды о целебных источниках. Но их тут по определению быть не может. Зато, по словам технического директора ОАО «Ксанта» Алексея Силантьева, есть высокое содержание титана, железа, кремния, алюминия. Вдобавок - вязкое дно и радиация, превышающая норму в два с лишним раза.
Огородить карьер невозможно: он находится в лесной зоне, а рядом проложена технологическая дорога, по которой идет тяжелая техника. Кстати, это обстоятельство возмущает туристов: как смеют бульдозеры утюжить «курортную зону»? Специалисты ОАО «Ксанта» говорят отдыхающим, что они подвергают себя опасности. Но, увы, слишком сильна слепая вера в целебную силу «уральского Бали».
Выход один: поставить знак «Проезд воспрещен» и перекопать подъезд к котловану. Но где гарантия, что в вырытом рве не проступит вода небесного цвета, которую тут же объявят целебной?
P.S. Когда материал готовился к печати, стало известно о первой жертве «уральского Бали». Двое молодых людей на спор решили переплыть карьер туда и обратно. Его глубина, кстати, достигает семи метров. Назад вернулся только один пловец. Наутро в пяти метрах от берега спасатели нашли тело 22-летнего парня.