Германо-российский музей «Берлин-Карлхорст» представил в Челябинске выставку
Германо-российский музей «Берлин-Карлхорст» представил в Челябинском областном краеведческом музее передвижную выставку «Июнь 1941 - На изломе».
Начнем с того, что на этой выставке ничего не выставлено. Есть 24 стенда, каждый посвящен человеку, в жизни которого была Вторая мировая война. На левой стороне стенда нарочито скупыми штрихами дана биография, на правой - коллаж из фотографий, документов и газетных хроник. Такой подход облегчает процесс просмотра и осмысления, но в то же время уплощает - в прямом и переносном смысле - выставку. Оригиналы остались в германо-российском музее, а перед нами - стерильные копии.
Если же говорить не о технической, а о содержательной стороне, то нельзя не признать, что тут музеем проделана огромная работа. Создателям проекта удалось проследить судьбы своих героев с момента рождения и до времени организации первой выставки в июне 2001 года в Берлине. Получилось не столько о войне, сколько о том, что было после. Вот почему большинство героев проекта - люди, прожившие до глубокой старости (а некоторые и по сей день живы). Они - граждане Германии и Советского Союза (последние почти все - уроженцы Белоруссии и Украины). Многие написали и сумели издать воспоминания («Мой личный военный трофей» - Лидия Кацева, «Почему мы стреляли друг в друга» - Лев Копелев, «Как я выжила в еврейском гетто» - Анна Красноперко, есть и другие примеры). О генетике Николае Тимофееве-Ресовском Даниил Гранин написал книгу «Его звали зубром», Копелев стал прототипом Рубина в романе Солженицына «В круге первом».
Ни один стенд не содержит оценочных суждений, только факты. И все же в самом их подборе видны любовь и уважение к каждому (ну или почти каждому) герою. Мессидж (послание) «и среди воевавших немцев было много хороших людей» читается в принципе отбора биографий жителей Германии: Клаус Ханцман сломал руку, чтобы покинуть фронт, Гельмут Гофман принимал активное участие в движении в защиту мира. Нетрудно считать и другой мессидж: «советская власть плохо обошлась с воевавшими представителями интеллигенции».
Писатель и правозащитник Лев Копелев на десять лет стал узником ГУЛАГа, после реабилитации родина лишит его гражданства, запретит преподавать и публиковаться. С 1981 года Копелев - профессор Вуппертальского университета, позднее - почетный доктор философии Кельнского университета. Скульптор Вадим Сидур не мог при жизни выставлять свои работы в СССР, в то время как за рубежом состоялось более 30 его выставок. Вильгельм Бидлингмайер, всю жизнь проработавший в Казахстане, на старости лет вслед за детьми перебирается в Дрезден.
Эти и множество других приведенных на выставке фактов позволили Кордуле Гданиец, куратору выставки «Июнь 1941 - На изломе», сказать:
- Нельзя чертить историю в черно-белых красках: «зло-добро», «жертва-преступник». Линии судеб проходят не по прямой.
А это Лев Копелев: «Горькие уроки истории говорят, к сожалению, о том, что чаще всего положительный образ чужого появляется как некая абстрактность и сравнительно быстро тускнеет. Отрицательный и искаженный образ, напротив, более конкретен и держится дольше. Тем не менее, наиболее важным устойчивым результатом постоянно меняющейся совместной истории является признание нерасторжимых связей между немцами и русскими, признание неразделимой общности судьбы».
Для справки
Клаус Хансманн родился 15 июня 1918 года в Мюнхене в семье писателя и переводчика Пауля Хансманна и пианистки Доры Хансманн. После окончания школы учеба на художника-оформителя в Мюнхене. 1939 год - призыв на службу в вермахт, 1940 - участие в боевых действиях во Франции, июнь 1941-го участие в боевых действиях в Советском Союзе, 1942-й болезнь, отпуск, 1943 год - снова в России, членовредительство на правой руке для получения увольнения с фронта, 1944-1945 годы - работа в качестве резчика пластических карт местности для «Люфтваффе», с 1945-го в Мюнхене работа в качестве политически ангажированного художника, декоратора и фотографа, 1957 год - свадьба с Лизелоттой Фогль, 1989 год - публикация военных записок из Советского Союза в книге «Что было - не прошло».
Интервью с Вадимом Сидуром, 1977 год.:
«Самое тяжелое потрясение в моей жизни связано, вне всякого сомнения, с войной. (...). В сегодняшнем обществе меня больше всего беспокоит - я бы даже сказал, угнетает - нескончаемое применение насилия, причем в самых разных его проявлениях: тюрьмы, концентрационные лагеря, пытки и смертная казнь. Довольно опасными для меня являются также многие социальные и научные эксперименты, последствий которых нельзя предусмотреть, они непредсказуемы. Поэтому важнейший принцип моего творчества заключается для меня в том, чтобы сказать в моих работах правду и найти для этого наиболее выразительную форму языка, соответствующую времени».
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве