Пропал из-за слабого характера

Пропал из-за слабого характера

Не так давно от Нади, жены друга, услышал поразивший меня рассказ о своем горемычном брате. Когда-то он был даже депутатом городского Совета, занимал приличную должность на большом предприятии. Пришел туда способным молодым инженером, быстро сделал карьеру. Но вот семейная жизнь доброго, порядочного, трудолюбивого человека давала сильные сбои.

Сейчас он, бедный и пьющий, живет и работает на даче моих друзей. Охраняет дом, стайки, незаконченное строение на участке. Когда на дачу приезжают хозяева и их дети, активнейшим образом помогает на стройке и в работе на грядках. Платой ему служит крыша над головой и стабильное питание. Когда все съезжаются, сидит за одним столом с владельцами дачи.

Ему основательно за 50. Родные называют его дядюшкой с интонацией легкой иронии, что обусловлено его практически постоянным улыбчиво-отрешенным, похмельным видом. Почти каждые выходные он слышит беззлобные упреки сестры за мусор в доме, немытую посуду. Бедолагу, не имеющего собственного жилья, в семье моих друзей жалеют, работой слишком не нагружают. Но и не спускают, когда уходит в запои, оставляя без присмотра дачное хозяйство.

Был период, когда Николай (так назову моего героя), познакомившись в поселке с одинокой женщиной, поселился у нее, а на дачу родственников ходил, как на работу. Но недолго радовались сестра и зять. Сожительницу поначалу прельстили добрый нрав и золотые руки Николая, его грамотная речь, вежливость и обходительность. Но вскоре неприятие его крепкой тяги к злодейке с наклейкой взяло верх. Слабовольного выпивоху выставили за ворота. И теперь его вновь продолжает терпеть, жалея, семья сестры.

- Хорошо помню, как женился Николай, - грустно поведала Надежда. - На последних курсах института он жил на квартире у одной пожилой женщины. К ней часто забегала в гости ее внучка, учащаяся профессионального училища. Старушка и задумала выдать ее замуж за Колю, который ей приглянулся и статью, и покладистостью, и тем, что не водился с компаниями, не пил и не курил. Боялась она, что в своем ПТУ девчонка не найдет себе хорошую пару, а в женихи к ней набьется какой-нибудь непутевый «шаромыжник». Стала оставлять молодых наедине. Бывало, уходила к подруге с ночевкой. Не удержался Николай, у которого до той поры не было девушки, переспал с Катериной. А когда та забеременела, как честный человек женился. Разумеется, не по любви, поскольку очень разные они были.

Николай напирал на учебу, всерьез думал о предстоящей профессии, много читал художественной литературы, быстро и с удовольствием мог починить сантехнику, электропроводку. Катерина часами крутилась у зеркала, примеряя купленные бабушкой наряды, хвалилась модными магнитофонными записями, с ленцой и без души делала все, за что ни бралась. Когда мы с матерью познакомились с Катей и ее родителями, нам стало до боли жалко Николая. К отцу и матери его супруга не проявляла и грамма должного уважения. При этом мать Кати публично оскорбляла отца, показывая дочери не лучший пример. И все же мы надеялись, что семейная жизнь, воспитание ребенка сблизят их. Как говорится, стерпится - слюбится. Но какими наивными оказались!

Сначала молодая семья снимала комнату. Мы пережили подобие шока, когда Катя не поднялась с дивана навстречу нам с матерью, пришедшими поздравить молодых с новосельем, не пригласила за стол, накрывать который бросился Николай. Он потом мыл посуду, а Катя так и не подняла свои телеса с ложа, чтобы по-человечески попрощаться с нами. Дальше - больше. Когда родилась первая дочка, Коля, придя с работы, перестирывал горы пеленок, гладил высохшее белье, готовил ужин. Не спал по ночам, качая плачущего младенца.

В советские годы молодому специалисту трудно было получить квартиру. Но Николаю как очень перспективному инженеру ее дали. Правда, без отделки, столярки и сантехники. По вечерам отец семейства доводил квартиру до ума. Когда родилась вторая дочка, семья уже жила в комфортном, на зависть женатым и замужним ровесникам, жилище.

Мы видели, что Николаю несладко живется с женщиной, которая его не бережет, эксплуатируя дома по полной программе. Однако брат не жаловался, и мне казалось: притерпелся, найдя отдушину в общественной и депутатской деятельности, в общении с девочками, которых любил до умопомрачения.

Кризис в их семейной жизни разразился в лихие 90-е годы. На заводе, где работал Николай, стали задерживать выплату жалованья. По этой причине участились скандалы, которые устраивала Катерина. Потом предприятие обанкротилось, и уволенному Николаю пришлось искать другую работу, да не один раз. Устроится он куда-нибудь, а там зарплату не платят либо выдают ее технической продукцией. Дома жена кричит, лютует. Николай отправляется искать новое дело. Однажды я пришла к ним в гости и застала такую картину: Катерина и дочери на кухне обедают, а Коля в маленькой комнате сидит за бутылкой пива и черствым хлебом закусывает. Оказывается, работавшая в пункте скупки металла Катерина решила не делиться своим заработком с мужем. Запретила ему открывать холодильник и брать оттуда продукты, пока не найдет работу с достойной зарплатой. От отчаяния он стал уходить во двор и там коротать время в нетрезвых компаниях. Начав выпивать, лишился не только всех регалий, но и перспективы устроиться на хорошую работу: помятого и с похмелья специалиста солидные предприятия предпочитали не брать.

Дальше - вполне предсказуемый итог: развод. Катерина купила бывшему мужу маленький домик в глухой деревушке, а двухкомнатную квартиру, прекрасно отделанную руками Николая, оставила себе и дочерям.

Он не претендовал ни на метр заработанной им жилплощади. В деревне Николай, конечно, сколько-нибудь стоящей работы не нашел, пил, голодал. Тогда и приютила его наша семья, предоставив угол в комнате сыновей. На деньги от продажи дома брат приоделся, устроился на хорошую должность. Но очень быстро ее потерял, впав в запой. По моему настоянию лечился, кодировался, но без толку. Когда мы разменяли квартиру, чтобы отделиться от повзрослевших ребят, дядюшку пришлось переселить на дачу. Дом там не тесный, теплый. Николаю в нем уютно, ничто не мешает ему читать, смотреть телевизор долгими вечерами. В продуктах мы его не ущемляем. В теплое время года он ходит в лес за грибами и ягодами, рыбачит на озере. Все бы хорошо, но нет-нет, да сорвется, пьет по несколько дней. Уходит в поселок, оставляя дверь в доме открытой. Приходится за это его отчитывать, воспитывать.

Всякую связь с бывшей семьей Николай утратил. Пытался звонить дочерям, но они в семейном конфликте приняли сторону матери: из-за пристрастия к алкоголю считают виноватым отца. Равнодушие, холодность дочерей добили его окончательно. Ну а пить-то он начал оттого, что по доброте своей и мягкости характера с самого начала не поставил Катерину на место. Позволил ей сесть себе на шею и свесить ножки, управлять, как запряженным мерином. Знаю, что Катерина всю совместную жизнь с Николаем злилась на него за то, что он женился на ней не по большой любви, а по необходимости. При всяком удобном случае срывала на нем свое уязвленное женское самолюбие.

- Вот такая незавидная у нашего дядюшки судьба, - грустно вздохнула Надежда. - По слабости воли слишком зависимым он оказался - сначала от бывшей жены, семьи, потом - от спиртного.

VK31226318