Чебаркульский полигон был проинспектирован на соблюдение правил уничтожения боеприпасов
По поручению губернатора Михаила Юревича Чебаркульский общевойсковой полигон был проинспектирован на предмет соблюдения норм и правил уничтожения боеприпасов двумя способами: методом подрыва и с применением разрушителя Р-40. В роли проверяющих выступили вице-губернатор Игорь Мурог, представители военных и силовых структур, общественности, а также специалисты предприятий «Пластмасс», «Сигнал» и Уральского пиротехнического завода.
Поводом для очередной проверки стали многочисленные жалобы южноуральцев на постоянные подземные толчки (шум и вибрацию). В октябре таких жалоб от жителей Челябинска поступило 564, за первую половину ноября - 138.
- То, чем на полигоне занимаются саперы и представители Уральского пиротехнического завода, - это уничтожение, утилизация станет следующим шагом, - уточнил помощник командующего войсками Центрального военного округа, начальник пресс-службы ведомства Ярослав Рощупкин. - Возможно, в первые месяцы действия программы уничтожения боеприпасов с истекшим сроком годности мы и допускали в регионах разные ошибки: где-то не учитывали рельеф, перебарщивали с зарядом. Но программа работает третий год и сегодня нигде, кроме Челябинской области, претензий у населения не вызывает. Мы, как могли, шли навстречу людям: уменьшили разовую закладку боеприпасов, активно применяем изделие Р-40 для бездетонационного уничтожения боеприпасов.
Под Чебаркулем из ежесуточных 250 тонн на долю этого разрушителя приходится 150 тонн, то есть 60 процентов. Мы увеличили число точек подрыва, сейчас на полигоне их 90 на девяти площадках. Подрыв происходит не одновременно, а по очереди. За один раз подрывается не более 100 килограммов в тротиловом эквиваленте. Все это позволило свести к минимуму сейсмические эффекты и последствия ударной волны. К сожалению, жители области жалуются, как они утверждают, на последствия взрывных работ. Отмечу, что часть их поступает в период, когда никаких действий на полигоне не производится.
Собравшимся продемонстрировали все виды боеприпасов, которые должны уничтожить под Чебаркулем. После этого специалисты произвели их закладку для последующей ликвидации двумя способами. В это время в Челябинске, Миассе, Чебаркуле и Сосновском муниципальном районе работали диспетчерские дежурные службы, которые фиксировали реакцию на взрывы. - За время практических действий участники не ощутили землетрясения или ударной волны, - отметил Игорь Мурог. - В диспетчерские пункты жалобы от жителей также не поступали. Если уничтожение боеприпасов производится в таких объемах, как нам продемонстрировали, то это не беспокоит людей. Но мы не можем быть уверены, что в ежедневном режиме на полигоне происходит то же самое. Это закрытая от гражданских лиц зона.
- Я прослужил в армии 40 лет, - говорит генеральный директор завода «Пластмасс» Олег Лисицын. - За это время лично уничтожил тонны боеприпасов. То, что нам показали, в принципе работает. Да, от разрушителя земля не сотрясается, но его реально не хватает для утилизации такого количества боеприпасов. Да и людей, задействованных на этих работах, прямо скажем, мало. Мы же можем заниматься утилизацией старых боеприпасов в промышленных масштабах. У нас для этого все есть.
Игорь Мурог провел совещание с представителями предприятий, по итогам которого участники отметили необходимость полного перехода на Р-40, как это уже делается в Тюменской и Свердловской областях. По словам руководителей заводов, они с 2010 года направляли предложения в Минобороны РФ с просьбой передать им боеприпасы на промышленную утилизацию, но проблемой стала «цена вопроса». Вице-губернатор поддержал инициативу представителей предприятий, назвав открытый способ ликвидации «варварским и негосударственным».
- Главная задача областных властей и военных структур - безопасность населения, - подвел итог Игорь Мурог. - Южноуральцам необходимо обеспечить спокойную жизнь. Эта проблема на ежедневном контроле у губернатора Михаила Юревича. Есть надежда, что процесс уничтожения боеприпасов под Чебаркулем доживает последние недели: недавно назначенный министр обороны России Сергей Шойгу уже заявил, что военные полигоны должны использовать для боевой учебы, а не для ликвидации снарядов. Так что вариант промышленной утилизации обретает новые перспективы. В нашей области кроме Еманжелинского пиротехнического завода есть еще «Сигнал» и «Пластмасс», которые готовы взять на себя уничтожение устаревших боезапасов. Сейчас осталось только договориться с Министерством обороны о подходящих расценках на эту работу.
По словам Ярослава Рощупкина, программа утилизации, рассчитанная на 2012 год, завершится 20 декабря. Будет ли она продолжена в 2013 году, пока неизвестно.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве