21 декабря несколько часов Коркино и поселки задыхались от дыма
Очередная инверсия в разрезе «Коркинский», когда дым и газ из карьера поползли на город, наделала много шума в прессе. 21 декабря несколько часов Коркино и поселки действительно задыхались, невозможно было открыть форточки. Потом дышать стало легче, едкий сизый дым развеяло.
Ловушка для газов
- На полторы смены мы приостановили работу разреза. Горняков на поверхность выводим всегда, как только содержание оксида углерода превышает норму. В карьере газа СО должно быть не более 0,0017 процента. За концентрацией постоянно следит служба водоотлива и вентиляции, - рассказывает генеральный директор Челябинской угольной компании Валерий Кальянов.
Даже выведя всех, карьер без присмотра не оставляют, срочно выезжают горноспасатели. В респираторах они откачивают грунтовые воды со дна воронки. Если этого не делать, грозит новая беда - обрушение. По словам Валерия Кальянова, во время инверсии на предприятии немедленно организуют штаб, последовательность его действий отработана десятилетиями.
Инверсии были и при советской власти, есть и сейчас. Ведь процессы эти неотвратимы и повторяются из года в год, в конце декабря-январе. Способствуют им высокое атмосферное давление, морозы, безветренная погода. До какого-то момента на дне карьера копится газ от горящего угля, от дизельной техники. По словам наблюдательных коркинцев, даже дым из труб домов и котельных в такую погоду стелется по земле, а в итоге собирается на дне чаши разреза.
В час «Х» громадный зловонный сгусток поднимается наверх. Его объем равен объему разреза-гиганта (высота 500 метров, диаметр около четырех километров). Газ ползет туда, куда дунет ветерок. Почти весь центр Коркино и поселки построены в санитарно-защитной зоне разреза (там, где жить нельзя), достается всем. Пожалуй, больше других - Розе, туда чаще ветер дует.
Вечный огонь
Сейчас розинцы особенно страдают от одного из очагов тления угля. Он находится со стороны Розы, и довольно близко к поверхности. Этот пожар гасят проверенным способом, заваливают глиной с бортов.
- К Новому году очаг должен быть локализован. Сюда брошены основные силы, на тушении работают БелАЗ и экскаватор, - обнадеживает розинцев Валерий Кальянов. Кстати, минувшим летом в разрезе «Коркинский» побывали специалисты из уфимской инновационно-промышленной компании «Роснефтехим», они провели промышленные испытания тушения локальных пожаров с помощью реагента. Однако в ЧУКе этот метод сочли недостаточно эффективным, к тому же дорогостоящим. Проще глиной и лопатой.
Постоянные эндогенные пожары, портящие атмосферный воздух, - печальная неизбежность и «крест», который коркинцы несут десятилетиями. Тлеет всегда и сразу в нескольких местах. - Все 11 очагов возгорания под постоянным контролем «Ростехнадзора», ежемесячно борьбу с пожарами проверяет комиссия Минэнерго РФ из Москвы. Хотя случаются непредвиденные обстоятельства и мы действуем не по плану, - рассказывает Валерий Кальянов.
Тушение затрудняет очень большая площадь разреза, на все не хватает времени и рабочих рук. Ушли на один пожар, а возгорание и обвал уже в другом месте. Выгоревший уступ обваливается и обнажает новый пласт угля, который в свое время тоже начинает тлеть. Есть такое понятие, как инкубационный период возгорания, он составляет 21 день.
Удивительно, но чаще всего возгорания угля происходят весной, когда земля оттаивает. Талая вода - катализатор, происходит окисление, а когда влага испаряется, уголь начинает тлеть. По мнению специалистов, проблему может решить только радикальное заваливание всех потенциальных очагов.
На всякий пожарный случай?
Как сообщил главный врач коркинского отдела «Роспотребнадзора» Александр Герасимов, в эти дни ни одной жалобы на загазованность от жителей не поступило. Народ в Коркино привычный.
Зато впервые инверсии и загазованность побудили к деятельности главу района Геннадия Усенко. Он вдруг решил контролировать работу штаба на разрезе. Зачем-то обсудил эту проблему с пожарной службой (пожарные никогда не тушили пожаров в разрезе). Впрочем, любая забота о людях приятна. Хотя улучшить воздух в Коркино и его окрестностях поможет только детальный проект закрытия и рекультивации разреза. Надо выбирать - глубочайший угольный карьер или здоровье людей, живущих на его борту. Сейчас населенные пункты плотным кольцом окружают загазованный карьер.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве