Сергей Выпряжкин: «Мама хотела проломить мне голову»

Сергей Выпряжкин: «Мама хотела проломить мне голову»

Директор негосударственного реабилитационного центра для наркоманов «Ренессанс-XXI век» Сергей Выпряжкин получил награду Общественного совета при управлении ФСКН России по области «Золотой орел-2012». Его отметили «за вклад в профилактику наркомании негосударственными организациями путем реабилитации и социализации наркозависимых и их близких». 30 процентов наркозависимых вышли из «Ренессанса-XXI век»в состоянии ремиссии и сумели в нем удержаться от одного до трех лет. Сегодня мы говорим с Сергеем Выпряжкиным о проблеме социальной реабилитации наркоманов.

- Сергей Владимирович, 10 лет назад вы сумели преодолеть собственную тягу к наркотикам и сейчас помогаете избавиться от нее другим людям. Далеко не каждый готов рассказывать о личном, а вы?

- Я никогда не скрывал и не скрываю, что употреблял наркотики. Травку попробовал в 14 лет, а после армии уже употреблял героин. Я дошел до самого дна, врал и изворачивался, даже когда в этом не было смысла, задолжал огромную сумму денег. Все, что осталось ценного в квартире, мои родители однажды вывезли в гараж. Остались голые стены и мебель. Я прятался от долгов дома, на улицу выходил только по ночам, денег на наркотики взять было негде. При таких обстоятельствах вынужденно остался без дозы. Не скажу, что испытывал страшную ломку, но на меня навалились болезни, они стали терзать мой потрепанный организм.

Мама смирилась и смотрела на меня обреченно. Поняла, что я умру… Потом она говорила мне: «Сколько раз я хотела проломить тебе голову гантелей!», «Я думала, почему тебя не убили в армии? Хоть бы какая-то светлая память в семье осталась!» Видимо, я прочитал в маминых глазах эту обреченность и засел за учебу.

Поступил на психологию в ЧГПУ и учился на одни «пятерки». Если в школу я ходил с одной тетрадкой на все предметы, то в университете у меня была отдельная тетрадь по каждой дисциплине, учебный материал тщательно конспектировал и учил с упоением. С 2002 года я не употребляю ни наркотиков, ни алкоголя.

- Приходилось слышать расхожую фразу: «Бывших наркоманов не бывает»?

- С медицинской точки зрения это так и есть. В организме человека, употребляющего наркотики, происходят необратимые биохимические процессы. Если посмотреть обычными глазами, я сегодня ничем не отличаюсь от людей, которые вообще не знают, что такое наркотическая зависимость. Самое трудное - не бросить наркотики, а вернуться в социум полноценным человеком.

- Как вы связали свою жизнь с реабилитационной работой?

- Года через полтора после того, как я перестал употреблять, параллельно со своей основной деятельностью стал активно искать центр либо людей, которым я мог бы оказаться полезным, чтобы делиться своим опытом и получать практику психолога. Однако в Златоусте, где жил, ничего подходящего найти не удалось. И вдруг я чудом встретил людей, которые переехали в Златоуст из Челябинска, один из них - анонимный алкоголик. Это был человек, который остановился. Он был прекрасным лектором, мы стали встречаться. Новые знания хорошо укладывались на фундамент, который у меня появился в связи с собственным опытом.

Мы продолжали общение, и в какой-то момент этот человек мне сказал, что в реабилитационном центре «Крылья» (он был одним из его основателей) директор, ныне покойный Владимир Богомолов, ищет координатора программы. Центр встал, нужно с нуля организовать реабилитационный процесс. Я с радостью все бросил и поехал на голое место, начал работать, и уже через полгода у нас был полноценный центр. Я подготовил консультантов. Мы даже вдохновились собственными силами сделать ремонт.

- Когда появился «Ренессанс-XXI век»?

В сентябре 2008 года я открыл собственный центр, но он был совсем не таким уютным, как сейчас. Сначала мы снимали коттедж в Полетаево, потом дом на улице Куйбышева в Челябинске. Это помещение получили от комитета по имуществу на основании договора муниципальной аренды. Сейчас подали заявку на безвозмездную аренду, которая должна пройти через городскую Думу.

- Кто клиенты вашего центра?

- Люди самые разные, богатые и бедные, с известными и неизвестными фамилиями в возрасте от 20 до 38 лет.

- Не вдаваясь в коммерческие подробности, но, понимая, что реабилитация в негосударственном центре - услуга не дешевая, хочу спросить: не тяжело брать у людей последнее? Я имею в виду тех родителей, которые продают единственный гараж или машину, чтобы спасти хоть и великовозрастного, но своего ребенка.

- Обычно на первую консультацию действительно приходят близкие наркомана, а сам клиент к поступку еще не готов. Если в процессе разговора понимаю, что у зависимого проблем нет, и цель его визита исчерпывается давлением родственников, я прямым текстом говорю: мы мало что можем сделать и вы выбросите деньги на ветер. Я предлагаю составить план действий, даю конкретные рекомендации, чтобы у человека появилась мотивация. Если их четко выполнять, мотивация у зависимого лица неизбежно появится. Он сам придет и попросит помощи.

- Человек к вам может прийти на любой фазе приема наркотиков? А как же ломка?

- Если нет медицинских противопоказаний, то да.

Все зависит от условий, в которые человек попадает и переживает так называемую ломку. Происходит такая неосознанная игра: если есть зрители, значит, будет представление и актер сыграет свою роль. Я знаю массу примеров, когда человек, систематически употребляющий наркотики, попадает в замкнутую среду, у него как таковой ломки нет, потому что ему не до этого. А когда он лежит дома на диване и все вокруг знают, что ломка - это страшно, тогда она в полной мере реализуется.

Суть реабилитации в том, чтобы установить причины, по которым человек когда-то начал употреблять наркотики.

- Какая наиболее распространенная?

- Изначально наркотик является неким средством для достижения цели: человек становится более раскованным в общении, пропадают комплексы, начинают идти дела. Но это только первое время, очень быстро наркотик становится самоцелью. Когда наркозависимый останавливается, его первоначальные проблемы остаются с ним и в общении, и в самореализации. В любой сфере жизни у него возникают проблемы, поэтому человеку необходимо дать некие навыки нормальной жизни. Надо начать жить полноценной жизнью и не испытывать потребности в употреблении.

Если у обычного человека возникает некая проблемная ситуация, он ее решает и идет дальше. А зависимый человек, сталкиваясь с проблемой, не находит ничего лучшего, как употребить, потому что проблемы он решать не в силах. Он употребляет, появляются новые проблемы, он опять употребляет… Необходимо разорвать круг в месте употребления. Человек должен остановиться, а потом решать проблемы, чтобы развиваться в жизни.

- Чтобы поступить в центр, нужны какие-либо медицинские показания? Работаете ли вы с врачами?

- Мы привлекаем врачей, когда человек еще находится в стационаре и нежелательно его куда-то отпускать.

- Ваш центр работает по программе «12 шагов». Расскажите о ней.

- Программа зародилась в США в 30-х годах. О самой зависимости речь идет только в первом шаге. Это программа духовно-нравственного развития. Первые три шага - фундамент выздоровления, отказ от употребления наркотиков и обращение за помощью. Остальные - устранение причин, по которым человек начал употреблять.

4-й и 5-й шаги - своеобразная исповедь, системный взгляд на собственную жизнь, и не просто какая-то биография, а некий анализ. Человек начинает видеть свою жизнь и какие-то поступки как некую систему, которая постоянно повторяется.

6-й и 7-й шаги - он начинает исправлять дефекты своего характера. 8-й и 9-й шаги - человек возвращает долги миру, которые он накопил. Это и моральные долги самому себе, родственникам и окружению. Постепенно восстанавливая свою жизнь, человек перестает прятаться и начинает смотреть людям в глаза. Он начинает воспринимать мир, как место, где можно жить. 10-й шаг - ежедневный самоанализ. Человек навел в своем доме порядок и теперь делает косметический ремонт. 11-й шаг - приобщение к мировому духовному опыту. Человек может стать приверженцем какой-то религии. И на этом этапе он никогда не станет религиозным фанатиком и не попадет в секту. Он получил собственный опыт и религию готов принять вполне осознанно. 12-й шаг - помощь другим.

- Вы подчеркиваете, что «Ренессанс-XXI век» - центр светский, а не религиозный. Есть принципиальные отличия?

- В качестве ответа на вопрос позвольте сравнение. Возьмем, например, бифштекс - сытный, сочный. Это очень хорошая еда, но если ее дать младенцу, он изрыгнет. Зависимые люди на первой стадии, как младенцы, им требуется другое питание. Это потом человек волен выбирать. К тому же и люди разные: один - атеист, другой - мусульманин…

- На какое время рассчитан курс «12 шагов»?

- Обязательными являются два месяца круглосуточного стационара. Вторая фаза - все то же самое, только человек уже ночует дома, у него появляется выходной - воскресенье. И третья фаза - два месяца реабилитант приходит в центр три раза в неделю на целый день.

- Первые два месяца - полная изоляция от внешнего мира? А родственники могут навещать человека?

- Первые две-три недели контактов с родственниками нет. Они параллельно ведут работу с семейным психологом. Для них существует отдельный вход в центр. Через две-три недели начинаются семейные встречи. Телефонов нет.

- Чем реабилитанты занимаются круглые сутки?

- У них свободного времени совсем нет. Только час-два, чтобы сделать личные дела, например, постирать. В течение всего дня проходят динамические тренинговые группы, встречи с консультантами, работает группа самопомощи. Еще есть йога, индивидуальная работа и многое другое.

- Есть результаты вашей работы в цифрах?

- 54 человека, пройдя реабилитационный центр, приобрели стойкую ремиссию. Год ремиссии у нас выдержали 40 процентов реабилитантов. К сожалению, со временем этот показатель снижается. Через год воздержания от наркотиков гораздо меньший процент людей все же возвращается к прошлой жизни. Человек может достаточно быстро восстановиться физически и нормально функционировать, но если через три-пять лет он снова начнет употреблять, маховик начинает крутиться с прежней силой, как будто не было перерыва. Я знаю примеры, когда вроде бы выздоровевший человек за неделю превращается в развалину. Наркоман никогда не может вернуться к своему первому употреблению - состоянию эйфории и беззаботности. А у зависимых лиц есть такая иллюзия.

- Какие у вас планы на будущее?

- Моя жена скоро родит ребенка. Что касается центра, то качественное развитие вижу в формировании научно-методической и научно-практической базы.

VK31226318