Кому нужен детский сад?

Кому нужен детский сад?

Маленьких детей принято отдавать в детский сад. В нашей стране это воспринимается как данность – так делают все или, по крайней мере, очень многие. Для многих детский сад необходимость – матери нужно работать, ребенка оставлять не с кем. Другие считают, что садик нужен самому ребенку – для общения с ровесниками, для режима и полноценного питания, для развития и адаптации к школе. К сожалению, не многие смотрят на самих детей – готов ли их ребенок к садику, как он будет себя там чувствовать, нужен ли ему садик вообще.

Многие родители считают, что их двухгодовалый малыш готов к саду только потому, что он уже самостоятельно ест ложкой, сам ходит на горшок, сам может одеваться. И, к сожалению, мало кто задумывается о психологической готовности человека. А не это ли самое важное? В дикой природе звери приучают своих детенышей к самостоятельности – добывать пищу, защищаться, жить в сообществе – и только потом отпускают в свободную, самостоятельную жизнь. Так почему же мы своих детенышей, которые рождаются неприспособленными и незащищенными, которые так долго зависят от матери, которые в три года только начинают осознавать себя отдельными личностями – почему мы вот так просто отрываем их от себя?

Что же плохого в детском саду?

В муниципальных детских садах многое устроено неправильно. Во-первых, слишком большой детский коллектив на одного воспитателя и одну няню. Даже при большой любви педагога к детям невозможно уделить каждому ребенку столько внимания, сколько требуется. Непросто в зимнее время собрать и вывести на прогулку двадцать детей, которые сами еще толком не умеют одеваться. Накормить их, уложить одновременно спать – все это больше похоже на какой-то конвейер. Равные для всех детей условия, одни требования ко всем, недостаток внимания к каждому ребенку – вот что плохо в обычном детском саду.

Вторая большая проблема детских садов – это сами воспитатели. Сегодня искренние, отзывчивые педагоги, любящие детей и свое дело – скорее, исключение из правил. Чаще же в детских садах работают молодые мамы неизвестно с каким образованием; они устраиваются в сад, чтобы пристроить своего ребенка. Немало в садиках воспитателей, которые уже давно устали от детей и своей работы, но остаются там по инерции, потому, что не умеют делать ничего другого. Часто это просто несчастливые люди, у которых не складывается личная жизнь. Что могут дать такие воспитатели нашим детям? Любой педагог должен быть в первую очередь счастливым человеком, у которого горят глаза, который любит и понимает детей. Про таких говорят – «педагог от Бога». Сколько таких в наших многочисленных детских садах?

В частных садиках ситуация, конечно, более комфортная. Два воспитателя, пять-шесть детей, домашняя обстановка. Такие сады напоминают семьи, в которых просто много детей разного возраста. И воспитатели идут работать сюда с желанием, а не по необходимости. Я наблюдала, как чувствуют, как ведут себя малыши в одном из таких садов. Маленького Ваню привели сюда в девять месяцев, Федю в полтора года, Варю – около двух лет. Все они чувствуют себя очень хорошо. Они открыты, всегда улыбаются, много играют, по-своему общаются друг с другом. Здесь нет жесткого режима, воспитатель может уделить достаточно внимания каждому ребенку. В такой ситуации я не вижу ничего неправильного или неестественного. Но и к выбору частного детского сада нужно подходить очень избирательно.

В ближайшем будущем, по-видимому, начнется серьезная конкуренция между частными и муниципальными садами. Может быть, ситуация изменится к лучшему?

Детский сад все-таки нужен

Так считают не только многие родители, но и грамотные психологи и педагоги. Своим мнением поделился руководитель детского центра «Академия Умник» Александр Добровольский:

- Многие мамы отдают детей в детский сад, потому что им нужно работать. Но если бы у матерей не было этой необходимости, я думаю, большинство все равно бы выбрали садик. Самое главное, что он дает, – это детский коллектив. Адаптируясь к коллективу в детском саду, ребенок легко перейдет в коллектив школьный. Конечно, минусов в детских садах очень много: дети часто болеют из-за недостаточного ухода, из-за разнообразия вирусов и бактерий, с которыми организм домашнего ребенка пока не знаком. Хотя есть исключения из правил: в группе детского сада, куда ходит мой внук, дети всегда здоровые. Воспитатель много гуляет с детьми, проводит профилактику. Она не допустит, чтобы ребенок был раскрытый, вспотевший. Этот человек по призванию педагог, у нее группа всегда самая здоровая. Но это исключение. Тем не менее, в плане социализации, адаптации к коллективу детский сад очень нужен.

Музыкальный педагог Ольга Васильевна Шафоростова поддерживает эту точку зрения:

- Общение, которое получают дети в садике, ничем не заменишь. Здесь дети, во-первых, учатся быть самостоятельными, во-вторых, они сами привыкают выстраивать отношения, учатся общаться, подстраиваться друг под друга, разрешать свои конфликты. Где этому научишься?

Лучше всего о том, хорошо ли детям в детском саду, расскажут сами дети.

- Мне в садике было интересно, - делится своими воспоминаниями из детства Евгения. – Помню, как я забиралась на ракету, как мы с девчонками все время во что-то играли, у нас целая тусовка была. У нас были хорошие воспитатели, и о садике остались хорошие, отчетливые воспоминания».

- Мама, пойдем в садик! – говорит пятилетняя Марина, у которой только что закончились занятия в изостудии, и ее не беспокоит, что в субботу садик не работает.

- Мне все нравится в садике, - говорит шестилетний Андрюша. – А больше всего нравится с ребятами играть».

Что можно добавить к таким высказываниям? Ребенку хорошо – и это главное.

Но каждая ситуация уникальна. Многие дети воспринимают садик нейтрально, просто как данность, и ходят туда потому, что так надо. Некоторые родители объясняют детям, что садик для них – работа, так же как есть работа у мамы и у папы. И у ребенка просто не остается выбора.

А лучше всего – в семье

Проблема адаптации ребенка к школе, понимание того, что ребенку просто необходимо общаться с другими детьми, стали настолько значимы для нас, что мы отодвигаем на задний план личность самого ребенка, его интересы, его желания и потребности. Два, три, четыре года – такой нежный возраст, когда ребенку в первую очередь нужен не детский коллектив, а семья. Он хочет быть с родными, близкими, хочет участвовать во всех наших делах, помогать нам, учиться у нас. Когда ребенок 12 часов в сутки находится в садике, а вечером уставшим после работы родителям уже не до него – что в этом хорошего? Чтобы ребенок вырос самодостаточным, независимым человеком, он должен в начале жизни пройти этап полной зависимости от матери, постепенно от нее отходить, становясь все более самостоятельным. Чтобы ребенок научился по-настоящему ценить и любить других людей, так важно, чтобы его по-настоящему любили. Чтобы у ребенка было много сил и жизненной энергии для открытий, познания мира, для раскрытия и реализации своих талантов, с которыми он пришел на землю, - так важно, чтобы он напитался досыта этой силы, этой жизненной энергии в родительском доме, живя рядом с мамой и папой. Устанавливать прочные связи, глубокие человеческие отношения лучше всего ребенок учится в семье, где с рождения у него выстраиваются глубокие и прочные отношения с самыми близкими людьми.

- Большинство родителей отдают детей в детский сад слишком рано, - считает Ольга, мама четырехлетней Насти. - Многие не задумываются о психологической стороне дела. Может быть, у него вообще нет потребности быть постоянно в обществе детей, в коллективе. Родители хотят слишком рано вывести ребенка в самостоятельную жизнь, хотя сам он еще не готов. Придет время, и ребенок сам отойдет от родителей, у него появятся свои интересы и свои друзья. Но пока он маленький, надо наслаждаться, надо ловить эти моменты, надо упиваться ими – ребенок хочет быть с нами! Мы зачем детей рожаем? Чтобы в детский сад сдать? Когда ребенку два года, мы хотим, чтобы он был самостоятельным, а когда ему исполнится десять, мы захотим, чтобы он с нами делился. А у него друзья есть, он с ними поделится.

Я пришла к тому, что ребенок не лишается чего-то важного, если не ходит в сад. Общение с детьми, всестороннее развитие – все это можно обеспечить ребенку и без садика. Если ребенок хочет быть в обществе детей, если ему действительно нужно много общения, шумная компания, если в детском саду ему хорошо – пусть ходит! А если другому ребенку этого не нужно – зачем его насиловать? Надо идти от своего ребенка, от его потребностей, от его характера, его индивидуальных особенностей.

Подведем итоги

Детский сад не должен быть необходимостью. Он должен быть местом, в котором ребенку уютно, в котором он будет чувствовать себя защищенным. Мы водим детей на развивающие занятия, в бассейн, в спортивные секции. Даем возможность ребенку выбирать, что ему ближе, что больше нравится. Мы понимаем, что все это очень важно для всестороннего, гармоничного развития человека. Мы хотим лучшего для наших детей. Вот так же должно быть с детским садом – в нем ребенку должно быть хорошо, он должен давать ребенку то, что ему действительно необходимо.

Выбирать помощников в развитии и воспитании наших детей, будь это бабушки и дедушки, приходящая в дом няня, хороший детский сад, развивающие занятия – все это очень хорошо, без этого сегодня просто не обойтись. Общение с разными людьми обогащает опыт ребенка, от каждого человека он что-то перенимает, чему-то учится. Главное, чтобы ребенку в каждой такой ситуации, со всеми этими людьми было комфортно.

Нам нужно стараться смотреть на мир его, а не своими глазами в тех вопросах, которые касаются ребенка. Не заменять детские ценности и потребности своими, сформированными и навязанными нам в течение жизни. Мы должны всегда идти от ребенка, а не от своих ожиданий. Надо думать, анализировать, искать лучшее. И пусть это лучшее поможет нашим детям вырасти самодостаточными, свободными, счастливыми людьми.

Ирина Кузьмина

кухни Пересвет

Цветы и подарки https://idea-ufa.ru компания Идея-Уфа.

монтаж септика цена в Санкт-Петербурге
VK31226318