В украшении - сакральная сила
В Челябинске продолжает работу выставка ювелирных изделий Бен Циона Давида - потомка древнего иудейского рода, ювелира в восьмом поколении и последнего мастера, владеющего уникальной техникой пяти нитей.
Эта техника родилась две с половиной тысячи лет назад в среде йеменитских евреев, проживавших на юге Аравийского полуострова. Эмигрировав в 1948 году в Израиль, они принесли с собой и ювелирные традиции своих предков. Сегодня центром культуры йеменитских евреев является музей в Старом Яффо в Тель-Авиве, основанный в 2010 году Бен Ционом Давидом.
О переселении йеменитских евреев в Израиль, организации музея в Яффо и о многом другом мастер рассказывает посетителям выставки и участникам мастер-классов в Челябинске. Общение сопровождается кофепитием, организованным в полном соответствии с традициями йеменитских евреев - с кардамоном, имбирем и обязательно финиками, которыми этот древний народ встречает гостей на протяжении тысячелетий.
Вместе с Бен Ционом Давидом в Челябинск приехала автор книги о нем «Любуюсь этими людьми» израильская писательница и переводчица Леа Веденски. Благодаря ей и состоялось наше общение с мастером, которого Леа называет просто Бенци.
- Припомните, пожалуйста, историю создания своего первого украшения. Кому оно было предназначено?
- Я начал работать с отцом в его мастерской в десять лет. Он уставал и я много ему помогал. Обычно делал маленькие одинаковые детальки, которые использовались во всех украшениях, иногда в одном изделии их насчитывалось больше двухсот. И только когда пошел в старшую школу в Израиле и увидел, что вокруг много красивых девочек, понял, что пора начинать самому делать украшения. И сделал колечко для самой красивой одноклассницы, чем сразил ее наповал.
И не только ее. Колечко увидели другие девочки, стали говорить: «Сделай и мне тоже!», в общем у меня был большой успех. Их светящиеся от радости глаза были для меня такой мотивацией, что я готов был ночами делать для них колечки. Именно тогда я понял, что украшение - это самый короткий путь к сердцу женщины.
- Как вы работаете: у вас есть определенный план или все зависит от вдохновения?
- В среднем я изготавливаю два-три новых изделия в месяц. Все делаю вручную. Мастерская оборудована в музее в Старом Яффо. Через мастерскую можно пройти в галерею, где представлены готовые изделия. У меня есть несколько помощников, но я не хочу уподобляться людям, которые все перекладывают на помощников. Большинство операций делаю сам. Помимо ювелирных украшений создаю много вещей для синагоги. Для представителей колена Иуды, из которого я происхожу, ювелирное искусство испокон веков считалось храмовым искусством. Кто не знаток Торы, не имел права этим заниматься. Поэтому у нас вся продукция - кошерная.
- Для чего вы создали музей в Яффо?
- Чтобы сохранить древнюю технику пяти нитей. В мире не осталось мастеров, которые ей владеют. До недавнего времени они были в Йемене, но состарились, а у молодежи не хватает на это терпения. Если сейчас не приложить усилия для сохранения этой особенной культуры, предметов быта, ремесел, то все это исчезнет.
Старый Яффо - прекрасное место для такого музея. Это один из самых древних городов Израиля, там особая атмосфера, и правительство Израиля делает все для того, чтобы художники, скульпторы, ремесленники работали именно здесь, получая подпитку от этой земли. Мне очень нравится, что, выходя из музея, я вижу море, солнце… Это дарит вдохновение.
- Когда вы делаете украшение, представляете ли вы женщину, которая будет его носить, или для вас это неважно?
- Я считаю, что женщина - самое совершенное создание на земле. Господь создал ее абсолютно целостно и мне даже не надо ее представлять - она есть как данность, и мне этого достаточно. Хотя иногда, глядя на какую-то конкретную женщину, я представляю, что ей подойдет такой браслет или серьги… Женский образ может подсказать мне идею для создания нового украшения.
- Как вы относитесь к бижутерии, пластику?
- Нормально отношусь, люди ведь бывают с разным достатком, далеко не каждый может позволить себе серебряное украшение ручной работы. К тому же и среди пластика тоже встречаются красивые и интересные изделия. Выбор украшения - во многом вопрос вкуса, и если у женщины хороший вкус, она и недорогое украшение подберет так, что будет в нем прекрасно выглядеть. Я вообще считаю что украшение - часть женщины, для нее украшать себя - естественный процесс.
- Ваши выставки сопровождаются мастер-классами, во время которых вы объясняете технику пяти нитей. Не боитесь, что другие начнут ее копировать?
- В наше время никто не готов работать в этой технике, для этого нужны гигантское терпение и специальные знания. Надо знать значение каждой из пяти нитей, понимать, из какого сплава она изготавливается, уметь определять температуру горелки, чтобы с этой нитью работать. Чуть перекалил, она сгорает, недокалил - не припаивается. Для того, чтобы все получилось, нужно достичь состояния внутреннего баланса, уравновешенности. Это огромный пласт духовного опыта, который невозможно механически скопировать. Есть вещи, которые постигаешь только в одном случае: если являешься частью этого.
- В чем главные причины уникальности культурных традиций йеменских евреев?
- Они жили абсолютно изолированно и тем самым сохранили свою самобытность. Только в 1948 году мои приехавшие в Израиль родители, узнали, что такое радио, ТВ, телефон. Они в первый раз видели машины и самолеты, ничего не знали про Гитлера, войну, их не коснулся холокост. Они даже свой возраст знали весьма приблизительно, потому что у йеменских евреев не принято отмечать дни рождения. Их предки вышли из Израиля еще во времена царя Соломона, и это было единственное колено, сохранившее в чистоте свой язык. Вернувшись в Израиль, они учили дикторов ТВ говорить на иврите. Изолированность помогла нам сохранить в неприкосновенности наши песни, танцы, ремесла, священные тексты. Мальчиков с трех лет обучали грамоте и к десяти годам каждый должен был знать наизусть все священные тексты. Если община погибала, находился один и снова все записывал.
- Кто из известных людей носит ваши украшения?
- Многие израильские певцы и музыканты, например, их очень любила Офра Хаза, а также такие звезды, как Боб Марли, Шакира. Традиционные йеменитские украшения очень нравятся Шимону Пересу, он периодически что-то у нас покупает. В том числе купил в подарок английской королеве Елизавете подсвечники, которые сейчас находятся в Букингемском дворце.
- Нравится ли вам в России?
- Я влюблен в Россию. В Америке людям ничего не интересно, они все скупают и уходят. А в России люди любят слушать, они впитывают информацию, задают вопросы, их интересуют история, дух культуры. Это очень важно для меня - чтобы человек понимал, что у этого украшения есть папа, мама, целый род и что за ним стоит огромная сакральная сила. И когда, осознавая все это, человек надевает такое украшение, оно дает ему благословение, защиту и счастье.