21-летняя сирота Алла Хазеева оказалась в центре адаптации
Ее пятимесячный сынишка - в больнице. Возвращаться молодой матери пока некуда - своего жилья у нее нет. Тревогу о судьбе бывшей выпускницы забила директор училища № 96 Лариса Пономарева, которая и обратилась в нашу редакцию. Как такое могло случиться и что с Аллой будет дальше, разбирался наш корреспондент.
Горькие ошибки
Алле изначально не повезло: отца с матерью лишили родительских прав, девочка воспитывалась в «Специальном (коррекционном) детском дома «Теремок» для детей с ограниченными возможностями здоровья» Миасского городского округа. В 2009 году решила приобрести профессию в Златоустовском профессиональном училище № 96. О старательном обучении свидетельствуют дипломы сразу по двум специальностям - швеи и штукатура. Определенные способности подтвердили мастера производственного обучения, преподаватели, с которыми встретился корреспондент.
Казалось бы, вернется девушка в родной Сосновский район, где ей власти подыскали жилье, устроится на работу и заживет самостоятельной жизнью. Однако перед выпуском девушку настигла любовь. Как для всех влюбленных, избранник казался «лучшим на свете». Недолго думая, родила ребенка и переехала в семью гражданского мужа. Вероятно, Алла полагала, что таким образом убила сразу двух зайцев - решила не только женский, но и квартирный вопрос. Словом, решила остаться в Златоусте, невзирая на шаткость своего положения: родители мужа приняли ее нормально, но прописать отказались. Недавно молодая мамочка решила навестить родное училище, похвастаться симпатичным сынишкой. Посмотрела Лариса Георгиевна на ребенка и ахнула - у того гематома на лбу и царапина на щеке.
- Я заволновалась и позвонила в больницу, полицию, - вспоминает Лариса Георгиевна. - Вскоре приходит Алла вся в слезах: родители гражданского мужа, недовольные оглаской истории, выгнали из дома. Она переночевала у меня, потом была оформлена в центр адаптации.
Изъяны системы
- Все было бы по-другому, если бы органы опеки и попечительства «вели» детей еще во время учебы и практиковали постинтернатное сопровождение, - убеждена Лариса Георгиевна. - Этого я год добивалась, даже судилась. Как указала генпрокуратура РФ в 2012 году, функции по обеспечению защиты прав и законных интересов детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, обучающихся в училище, должны выполняться органами опеки и попечительства Златоуста, а не училищем. Прокурору Челябинской области поручено принять меры по фактам нарушения органами опеки и попечительства Челябинской области. Как все должно быть? Органы опеки должны принять от детского дома личное дело ребенка, по сути, историю его жизни и вести ребенка, включая прохождение медико-социальной экспертизы.
После завершения учебы Алле некуда было идти, и она стала приобретать вторую специальность. Такое практикуется из-за того, что система устройства ребят не отлажена: нередко выпускников опять отправляют в детские дома или они просто остаются сами по себе.
Чтобы исключить подобные проблемы, я еще на старте реорганизации ССУЗОВ разработала проект. Это специальная программа организации рабочих мест для детей и взрослых, испытывающих трудности при трудоустройстве, или находящихся в трудной жизненной ситуации, трудоустройство выпускников-коррекционников. Программа предполагала не только развитие детско-взрослого трудового объединения (а это трудовой навык и заработок), но и создание социальной гостиницы. В ней дети, завершившие учебу в январе, могли бы за символическую плату пожить те полгода, пока найдут работу. Наши проекты поддержали на федеральном уровне, здесь же никакого интереса! Представители опеки должны были давным-давно обследовать жилье Аллы, отслеживать его состояние и чтобы оно никуда не «уплыло». Они могли сдать квартиру в наем, и доходы перечислять на счет ребенка-сироты.
Алле 21, но она рассуждает как ребенок, очень наивна. Девушка с ограниченными физическими возможностями, да еще с маленьким ребенком просто не в состоянии собрать запрошенные с нее справки. Ничего Алла сама не сможет сделать, ее «за ручку» водить надо.
«Брошенной не останется!»
- Специалисты отдела опеки и попечительства делают все необходимое, чтобы девушка была устроена в жизни, - заверил начальник управления социальной защиты населения Александр Иутин. - Выпуск учащихся в ПУ-96 был запланирован на 31 января 2013 года. В рамках постинтернатного сопровождения в декабре 2012 года специалист отдела опеки беседовал с каждым будущим выпускником, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, с Аллой. Выяснилось, что она после окончания учебного заведения намерена проживать по месту её первичного выявления - в Сосновском районе.
Однако, перед выпуском Алла обратилась в отдел опеки и сообщила, что после рождения сына родственники её сожителя настаивают, чтобы она с ребенком не уезжала из Златоуста, и сама она теперь намерена остаться жить в этом городе. Специалисты отдела опеки пригласили Аллу и отца ее сожителя. Разъяснили ему, что предоставление жилья Алле в Златоусте возможно лишь при постановке на очередь в качестве нуждающейся в обеспечении жильем в Златоустовском городском округе и при снятии её с учета в Кременкульском сельском поселении Сосновского муниципального района. При этом необходимо документальное подтверждение регистрации Аллы в Златоусте. Такие же разъяснения Алле в письменном виде ранее дала прокуратура Сосновского района.
Отец сожителя пообещал прописать Аллу и внука в свою квартиру. Отмечу, что в октябре 2012 года в Кременкульском сельском поселении Алле предлагали свободное жилое помещение, приобретенное за счет средств областного бюджета, но она отказалась от него. В феврале Алла с ребенком по направлению врача поступила на лечение в детскую городскую больницу. Тогда выяснилось, что у ребенка нет регистрации в Златоусте, свидетельства о рождении и медицинского полиса.
Благодаря совместным усилиям специалистов отдела опеки и социального работника детской поликлиники на ребенка были оформлены все документы. После выписки из больницы, сожитель Аллы установил отцовство в отношении сына и зарегистрировал его, Аллу - нет. Данное обстоятельство являлось препятствием для оформления социальных пособий на ребенка и для постановки Хазеевой на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья. Чтобы решить эту проблему, органы опеки предложили Алле зарегистрироваться в комплексном социальном центре по оказанию помощи лицам без определенного места жительства, и она согласилась. В марте специалисты отдела опеки и попечительства помогли Хазеевой в сборе документов и изготовлении ксерокопий документов для оформления единовременного пособия на ребенка, ежемесячного пособия на ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
31 мая в отдел опеки и попечительства поступил устный сигнал от директора ПУ-96 о том, что, со слов Хазеевой, у её пятимесячного ребенка имеется синяк на щеке, происхождение которого ей неизвестно. Родственники мужа в беседы категорически отрицали возможность нанесения побоев ребенку его отцом. Алле было предложено вместе с ребенком лечь в больницу для обследования ребенка после ушиба. Мамочка согласилась обследовать ребенка, но сама от госпитализации отказалась. Ребенок в тот же день был доставлен в ДГБ № 3 по акту инспектора по делам несовершеннолетних. Ребенку поставлены диагнозы: ушибы мягких тканей головы, ОРВИ. Малыш чувствует себя хорошо и в ближайшее время будет передан в семью. В настоящее время отделом опеки и попечительства с министерством социальных отношений Челябинской области согласован вопрос о постановке Аллы на очередь в качестве нуждающейся в обеспечении жильем в Златоустовском городском округе.
… Наш корреспондент проведала Аллу. Она находится в изоляторе, проходит медицинское обследование. - Кормят три раза в день, но не наедаюсь, - делится Алла своей новой жизнью. - Холодно, простыла. Навещал меня замдиректора училища, звонят бывшие однокурсники. Дальнейшей судьбы своей не знаю. Хочу остаться в Златоусте и жить с мужем и ребенком нормальной семьей, работать.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве