Инвалиды ожидают, протезный завод стоит
В редакцию Mediazavod.ru пришли родственники инвалидов и рассказали о мучениях людей с ограниченными возможностями в длинной очереди, образовавшейся в Челябинском протезно-ортопедическом предприятии. Мы попытались разобраться в ситуации.
На улице жара под 30 градусов, в коридоре протезного предприятия душно и людно. Инвалиды томятся в ожидании очереди в кабинет № 4. Кто-то пришел сюда самостоятельно на протезах, кого-то доставили вместе с инвалидной коляской и костылями. Возраст очередников разный, и собрались они в надежде на помощь государства из разных уголков Южного Урала.
В текущем году средства из федерального бюджета на техническую реабилитацию инвалидов поступили с опозданием на полгода, зато в полном объеме. Но эффективно освоить государственные рубли, оказать долгожданную помощь людям оперативно, комфортно и продуманно в Челябинске пока не сумели. Клиентов протезного предприятия, замученных и озлобленных, не пришлось уговаривать на интервью, они сами ринулись к диктофону.
Людмила Нелипович, Коркино:
- Люди приехали из Златоуста, Кыштыма, Чесмы… и по два дня сидят в очереди. Я с мужем добралась из Коркино, у него сахарный диабет. Ему ампутировали пальцы на обеих ногах. Наша очередь сегодня тоже не подойдет, потому что сейчас принимают только вчерашних. Прием ведется до 17 часов. Мы потребовали: «Дайте второго работника, посадите рядом и пропустите этот наплыв людей. В ответ - молчание».
Татьяна Ламанова, Челябинск:
- Я из дома инвалидов, что в Тракторозаводском районе. Вот сижу с утра в инвалидной коляске, в 17 часов за мной подойдет машина, а дело не сделано. Я одна не уеду, а каждый день меня никто возить не будет.
Станислав Жуковин, Златоуст:
- Второй день сижу с половины восьмого. И все из-за волокиты с документами. В кабинете № 4 идет подтверждение оплаты, чтобы деньги ушли протезному предприятию на выполнение заказа для конкретного человека, хотя каждый район дает свое подтверждение, и мы с ним сюда едем. Как будто сами себя проверяют.
Суриков Александр, Куса:
- Я из кусинского дома инвалидов, воспитанник кусинского дома-интерната. Знаю, что такое протезирование, ведь у нас большинство ампутантов. Раньше мелкие поломки на протезах делались буквально тут же - снял ногу или руку и через два-три часа получай обратно, а что посложнее - через пару дней или неделю.
На дверях кабинета № 4, куда направился поток инвалидов, висит табличка: «ЧОРФЦИ (Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр) «Импульс». Это казенное предприятие и оказалось виновником томительной очереди, у протезного предприятия оно арендует кабинет.
Люди продолжают возмущаться: когда у представителя «Импульса» на протезном предприятии обед заканчивается, перерыв начинается в самом «Импульсе». В это время компьютер не работает, и очередь не движется целых полтора часа. Пока «Импульс» еле шевелится, инвалиды задыхаются от жары и усталости, завод по изготовлению протезов стоит.
Главный инженер Челябинского протезно-ортопедического предприятия Наталья Александрина:
- Поменялся плательщик, и система обслуживания не организована: нет программы, не установлена база, не отработана система выдачи направлений на местах. Руководству ЧОРФЦИ «Импульс» надо понимать критичность ситуации. Наши специалисты сидят без дела, потому что без направления этой организации, которое является гарантией оплаты, мы не можем принять клиентов. Народ уже не терпит. Плательщиком является министерство социальных отношений, «Импульс» - промежуточная структура. Денег дали достаточно на всех, а система тормозит обслуживание пациентов.
Заместитель директора ЧОРФЦИ «Импульс» Наталья Сумзина:
- Очередь создана не искусственно, есть проблемы с программой и помещением. Компьютерная программа устарела. В следующем году мы планируем закупить новую, которая позволит обслуживать инвалидов в онлайн режиме, в том числе по районам. Программа очень дорогая. Чтобы установить ее на 70 компьютеров, которые работают с инвалидами, потребуется более полумиллиона рублей. В текущем году такие средства не запланированы. Людей не оставили и не бросили. Работа ведется.
Комментарий руководителя «Импульса» не обнадеживает. Из него следует, что в обозримом будущем ничего не поменяется. Но инвалиды ждать не хотят и не могут. Может быть, надо действовать по ситуации, не дожидаясь заоблачных денег на программу? Оповестить районы и упорядочить поток людей, пусть несовременным, зато надежным способом? Например, сегодня приезжает Куса, завтра - Троицк, а послезавтра - Чебаркуль? Выход должен быть.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве