Как научить предвидеть ситуацию
Система высшего образования - одна из тех сфер, которые наиболее подвержены переменам. К ней постоянно предъявляются все новые требования. Директор Института экономики отраслей бизнеса и администрирования ЧелГУ профессор Виктор Бархатов рассказал Mediazavod.ru об особенностях предстоящего учебного года и существующей практике подготовки экономистов-инноваторов.
Виктор Иванович, с какими явлениями преподавательскому сообществу предстоит столкнуться в ближайшем будущем? Как они отразятся на подготовке студентов экономических направлений? Кстати, дискуссии об оптимальном количестве экономистов на рынке труда не утихают.
- Предстоящий год пройдет под знаком тех требований, которые предъявляет новый закон об образовании. Он недавно вступил в силу.
В чем их суть?
- В практической направленности обучения, в максимальном вовлечении в этот процесс компаний-работодателей, в возможности выбора студентом индивидуальной образовательной траектории. Все это - в контексте развития инновационной экономики. Этот запрос подтверждается и в ходе «круглых столов», которые мы организуем с представителями государственных, муниципальных и бизнес-структур. Они выражают заинтересованность в молодежи, способной нестандартно мыслить.
Сейчас, в период посткризисного финансового сжатия и дефицита инвестиций, это особенно актуально. Могу уверенно сказать: наш институт - одна из немногих образовательных структур сферы экономики и бизнеса, которая соответствует всем требованиям и закона, и федерального министерства.
Но посткризисное сжатие влияет на рынок труда. Не усложнит ли это трудоустройство выпускников?
- Сколь бы ни говорили о большом количестве специалистов в области экономики и управления, рынок постоянно требует пополнения кадрами этой квалификации. Тем более, и в регионе, и в масштабах страны мало по-настоящему квалифицированных людей. А мы готовим экономистов и менеджеров (в том числе инженерного профиля), необходимых территориям сегодня и, самое главное, в будущем.
Вы можете его предсказать?
- Серьезная научная база позволяет делать такие прогнозы. Мы постоянно отслеживаем тенденции экономического развития региона и страны, а также перспективы отдельных отраслей, где планируют работать выпускники. Создана система, при которой кандидаты и доктора наук вырастают из тех, кто, окончив институт, остается в нем работать.
Достойная зарплата дает аспирантам и преподавателям возможность полностью погрузиться в науку и взаимодействие со студентами, не тратя времени на поиск доходов на стороне. Тот опережающий рост зарплат, который министерство сегодня требует от вузов, нами уже обеспечен. В итоге формируется научная преемственность. Кроме того, наши преподаватели постоянно участвуют в различных форумах.
Недавно вернулись из Лилльского университета, где в рамках международной дискуссионной площадки обсуждалась проблема развития экономики и экономической науки, сочетания теоретического и прикладного аспектов.
Что представляет собой система подготовки студента с учетом новых требований?
- Очень важно сформировать мотивацию к будущей деятельности. Интересная деталь: наши исследования показывают, что материальный стимул не является для молодых людей основным. Следовательно, развитие мотивации должно учитывать весь комплекс интересов человека. Нам это удается. Студент, с одной стороны, ощущает поддержку преподавателей, с другой - видит в лице нашего института модель реальной и эффективной бизнес-структуры, в работу которой он погружен с первого курса. При этом не только осваивает бизнес-процессы, но и развивается как многосторонняя личность. По известной пирамиде Маслоу, самореализация - вершина потребностей человека. И мы создаем для нее комфортную среду. Что касается последовательности читаемых дисциплин, то она выглядит так. На первом курсе - финансово-экономический блок, а на втором формируем надстройку менеджмента. Причем читается сначала общий менеджмент, затем стратегический и инновационный. Так воспитываем в студенте готовность принимать управленческие решения, каждое из которых способствует реализации стратегии предприятия. Именно управленческое решение становится результатом выпускной квалификационной работы (она носит исключительно практический характер).
По сути, мы одни из немногих в стране смогли соединить в образовательном процессе менеджмент и экономическую аналитику. Если раньше говорили, что менеджер должен уметь правильно реагировать на ситуацию, сегодня пришло понимание: ситуацию лучше предвидеть. Это одно из требований современности, которому мы стали соответствовать еще десять лет назад.
Естественное погружение в бизнес-среду, частью которой является и ваш институт, - уже весомый практический компонент обучения. В чем еще он проявляется?
- Особая роль у проектирования дипломной работы, когда студент изучает конкретные экономические, финансовые проблемы, актуальные для экономики, например, того предприятия, где он проходил производственную практику. Кстати, интенсивное внедрение студента в процесс деятельности реальной компании начинается после второго курса. По итогам каждой практики проводим научно-практические конференции. На них оттачиваются технологии решения проблем - основа будущего дипломного проекта. Дипломный проект нашего выпускника - не ретрансляция информации, а решенная управленческая задача на примере конкретного предприятия.
Мы сознательно стремимся к тому, чтобы человек, проходя практику с третьего по пятый курс, изучал одну компанию. Если он решил задачу на одном объекте, совершенно очевидно, что сможет решить ее на другом, даже если иной объект более высокого уровня сложности. Работает принцип аналога.
Могу сказать, что научная деятельность наших аспирантов также всегда предполагает наличие рекомендаций по развитию как отдельных компаний, так и в целом общенациональной экономики. Это, в свою очередь, позволяет внедрять научную базу в образовательный процесс. Любой ученый, занимаясь своей проблематикой, пути ее решения апробирует в студенческой аудитории. Студент приобщается к творческому мышлению. Если раньше лекция давала определенный квант знания, то сегодня преподаватель должен показать процесс появления этого знания и превращения его в определенный результат. Работая со студентами, участвуя в кафедральных научных исследованиях, преподаватель способствует преемственности преподаваемых курсов, а значит, компактности, эффективности и вариативности обучения.
Под вариативностью понимаются право выбора и индивидуальный подход?
- Мы, конечно, не учим каждого студента индивидуально, начиная с первого курса. Но мы их объединяем по интересам так, что преподаватель работает с коллективом единомышленников, интересующихся определенным направлением подготовки. Индивидуальная работа начинается на третьем-четвертом курсах, когда студент выходит на производственную практику. На этом этапе выбирается траектория образования. Особенность нашего института в том, что, в отличие от других вузов, мы, помимо сугубо экономических дисциплин, 40 процентов времени уделяем чтению лекций и практической работе по конкретным отраслям: экономике нефтегазовой отрасли, металлургии, городского хозяйства и так далее. Например, если студент планирует стать экономистом, менеджером в нефтегазовом секторе, он к четвертому курсу получает необходимый объем знаний о технологии данной системы. В результате формирует цельное представление о профессии: он не просто некий абстрактный экономист, а специалист, сориентированный на работу в конкретной среде. К тому же, зная ее специфику, текущее состояние, студент может осознанно сориентироваться: намерен ли он работать именно там. Тем более, что знаний, полученных по смежным направлениям, достаточно для того, чтобы реализовать себя в качестве экономиста в любой другой отрасли. У студента за годы обучения складывается универсальный, эффективный образовательный шаблон, позволяющий ему корректировать, в случае необходимости, свои профессиональные устремления.
Репутацию вам создает процент трудоустроенных выпускников?
- Безусловно. Кроме того, наши студенты активно участвуют в различных конкурсных программах других университетов и привозят достаточно много наград. Коллеги их высоко оценивают. Защиту нашими аспирантами диссертаций в Москве, - также можно воспринимать как итог внешнего аудита, свидетельствующий о качестве преподавания.
Мы стремимся создать открытую среду, чтобы нас могли оценить и работодатели, и конкуренты, и научное сообщество, и власти. Причем речь не только о программах подготовки, но и о реальных знаниях наших студентов. Одна из наших программ недавно вошла в перечень «Национальное достояние России». В конкурсе участвовали 210 кафедр со всей страны. Победителей выявили восемь. Среди них мы.
Что еще, помимо жесткой привязки к практике, составляет сильную сторону ваших программ?
- Мы уже не первый год преподаем курсы, характерные для известных зарубежных университетов. Их содержание основывается на новейших достижениях научного сообщества и не отличается от того, что слушают студенты экономических факультетов ведущих вузов мира. Соответственно компетенции, которые получает наш студент, замыкаются не только на российской действительности, но и выходят и на мировое пространство.
В какой мере инноваторы востребованы реальной управленческой средой, которая существует за стенами института? О необходимости инноваций говорят многие. Но часто приходится слышать о том, что бизнес-структуры к инновациям, на самом деле, не готовы. Не сложнее ли в связи с этим вашим выпускникам адаптироваться в компаниях?
- Во-первых, работодатель понимает, что актуальные для компании проблемы важно не просто решать, а решать быстрее конкурентов. Без инноваторов этого не добиться. Во-вторых, наши выпускники имеют навыки командной работы, а значит, способны к быстрой адаптации. Но в очередной раз подчеркну: нельзя ждать от молодого специалиста эффективности в первые же дни. Вхождение в новый коллектив, знакомство с условиями конкретного предприятия всегда требует времени, наставничества. В случае с нашими выпускниками это время минимально. Общекультурные компетенции чрезвычайно важны. Они помогают выстроить систему общения, видеть ситуацию в более широком контексте.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве